Дело № год В окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Судья Богдановичского городского суда <адрес> Ефремов А.В., при секретаре ФИО1, с участием истца - старшего помощника Богдановичского городского прокурора ФИО2 на основании удостоверения, представителей ответчика: ФИО3, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановичского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Богдановичскому открытому акционерному обществу по производству огнеупорных материалов о возложении обязанности разработать проект организации санитарно-защитной зоны, УСТАНОВИЛ: Богдановичский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Богдановичскому открытому акционерному обществу по производству огнеупорных материалов /далее по тексту - Богдановичское ОАО «Огнеупоры»/ о возложении обязанности разработать проект организации санитарно-защитной зоны. В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО2 исковые требования уточнила, просив суд, обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны, представить его в орган государственно-эпидемиологического надзора для получения на него санитарно-эпидемиологического заключения. Суду пояснила, что в ходе проведенной проверки было установлено что ответчик осуществляя в качестве основного вида деятельности производство огнеупорных материалов и изделий для черной и цветной металлургии, магнезитовых порошков и электротехнического периклаза неблагоприятно воздействует на окружающую среду обитания и здоровье человека, так как загрязняет атмосферный воздух, не смотря на то, что ответчиком было получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № П (С) от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с действующим законодательством, юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно- защитных зон. В настоящее время деятельность предприятия ведется в полном объеме, однако утвержденный в установленном законом порядке проект организации санитарно- защитной зоны у предприятия отсутствует. Представители ответчика ФИО3 и ФИО4 относительно заявленных исковых требований суду пояснили, что требования прокурора в части необходимости разработки указанного проекта обоснованы и работы по разработке проекта обоснования санитарно-защитной зоны Богдановичское ОАО «Огнеупоры» уже ведутся с января 2011 года. Во исполнение чего, ДД.ММ.ГГГГ был заключен соответствующий договор с ООО «Уральский центр медицины труда, экологической эпидемиологии и сертификации». Однако полагали, что действующее законодательство не предусматривает возможности устанавливать конкретные сроки для совершения тех или иных действий, связанных с разработкой проекта. Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования Богдановичского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. В соответствии с п. 1 ст. 35, п.2 ст.52 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Согласно ст.ст. 16, 30 Федерального закона № 96-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно- защитные зоны организаций. При этом, юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон. В соответствии с п.2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", организации, промышленные объекты и производства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Из положений ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N52-03 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. В материалах дела представлены учредительные документы Богдановичского ОАО «Огнеупоры», из которых следует, что данная организация является юридическим лицом и осуществляет в качестве основных видов своей деятельности - производство и реализацию огнеупорных изделий и материалов (л.д.8-42). Перечень и количество вредных веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух Богдановичским ОАО «Огнеупоры» установлен в соответствии с имеющимся разрешением от № П (С) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-53). На л.д.60-69 имеется договор № от ДД.ММ.ГГГГ о разработке проекта обоснования санитарно-защитной зоны Богдановичского ОАО «Огнеупоры», а также иные документы, свидетельствующие о предполагаемой дате окончания и направления указанного проекта на согласование. Таким образом, из представленных в суд документов следует, что Богдановичского ОАО «Огнеупоры» не имеет утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны, однако работы по его разработке ведутся, при этом они обусловлены конкретными сроками, установленными в договоре от ДД.ММ.ГГГГ. Доводы представителей ответчика о необоснованности установления конкретных сроков выполнения определенных действий суд считает необоснованными, поскольку данное правомочие вытекает из системного толкования ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей такой способ защиты нарушенного права как присуждение к исполнению обязанности в натуре. Ссылка на недостаточность предложенного истцом срока для разработки и представления на утверждение проекта организации санитарно-защитной зоны, также судом не принимается во внимание, поскольку данное обстоятельство не лишает ответчика права в последствии обратиться в суд в порядке ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления. При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Богдановичского городского прокурора подлежат удовлетворению, так как не соблюдение требований вышеуказанных законов и факт отсутствия у предприятия разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, влечет нарушение конституционных прав граждан - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь, поскольку возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением Богдановичским ОАО «Огнеупоры» требований в области охраны окружающей среды. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Богдановичского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать Богдановичское открытое акционерное общество по производству огнеупорных материалов разработать в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны, представить его в орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд. Судья Богдановичского городского суда А.В.Ефремов