РЕШЕНИЕ именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Судья Богдановичского городского суда <адрес> Пивоварова Е.В. при секретаре ФИО1, с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2, представителя ответчика - Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9» комбинированного вида ФИО3, представителя ответчика - Администрации городского округа Богданович ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №-П, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановичского городского прокурора к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №9» комбинированного вида, Администрации городского округа Богданович и Управлению образованием городского округа Богданович о признании медицинской деятельности незаконной и об обязании исключить из штатного расписания должность старшей медсестры и обеспечении медицинского обслуживания воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9» комбинированного вида, у с т а н о в и л: Богдановичский городской прокурор обратился с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №9» комбинированного вида (далее - МДОУ «Детский сад № 9»), Администрации городского округа Богданович и Управлению образованием городского округа Богданович о признании медицинской деятельности незаконной и об обязании исключить из штатного расписания должность старшей медсестры и обеспечении медицинского обслуживания воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9» комбинированного вида. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> суду пояснила, что в феврале 2011 года была проведена проверка исполнения образовательными учреждениями <адрес> законодательства об образовании. В ходе проверки было установлено, что МДОУ «Детский сад № 9» допускаются нарушения законодательства об образовании. В соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 34 Устава городского округа Богданович № от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям Управления образования городского округа Богданович относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти <адрес>. В силу п. 3.10 Положения о муниципальном учреждении «Управление образованием городского округа Богданович» (приложение к Решению Думы городского округа Богданович № от ДД.ММ.ГГГГ) одной из функций Управления является проведение кадровой политики в образовательных учреждениях. Таким образом, утверждение штата муниципальных дошкольных образовательных учреждений, как элемент организации предоставления образования и кадровой политики, находится в компетенции Управления образованием ГО Богданович. В соответствии с данными нормами штатное расписание МДОУ «Детский сад № 9» на период с ДД.ММ.ГГГГ утверждено начальником районного Управления образованием. Штатным расписанием МДОУ «Детский сад № 9» установлена должность старшей медицинской сестры. ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Детский сад № 9» был заключен трудовой договор с ФИО4 ФИО4 осуществляет свою деятельность на основании должностной инструкции, с которой она ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с должностной инструкцией старшая медицинская сестра оказывает воспитанникам детского сада и работникам МДОУ медицинские услуги, которые включают в себя доврачебную медицинскую помощь, организацию диспансерного наблюдения за детьми и другие обязанности. В силу ч.1 ст.51 Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В силу ч.4 ст.51 Закона медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения; образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Таким образом, по мнению Богдановичского городского прокурора, МДОУ «Детский сад № 9» обязано лишь предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. В данном случае установлено, что медицинское обслуживание воспитанников и работников МДОУ обеспечивается не органами здравоохранения, а самим МДОУ посредством осуществления медицинской деятельности работником, состоящим в его штате. В силу п.п. 11 п. 1 ст. 31 Устава городского округа Богданович № от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится, в частности, организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Администрация ГО Богданович, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, выполняет функции органа управления здравоохранением на территории городского округа, в связи с чем именно Администрация ГО Богданович обязана обеспечить медицинское обслуживание воспитанников МДОУ «Детский сад № 9». По мнению Богдановичского городского прокурора, осуществление медицинского обслуживания в нарушение установленных норм федерального законодательства об образовании нарушаются основные конституционные права воспитанников, их родителей (законных представителей), а также работников МДОУ на охрану здоровья и надлежащую медицинскую помощь, гарантируемые ст. 41 Конституции Российской Федерации. В связи с чем, просит признать осуществление медицинской деятельности Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 9» комбинированного вида незаконным. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» комбинированного вида, Управление образованием городского округа Богданович в срок до ДД.ММ.ГГГГ исключить из штатного расписания должность старшей медицинской сестры. Обязать Администрацию городского округа Богданович в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить медицинское обслуживание воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» комбинированного вида. Представитель ответчика - МДОУ «Детский сад № 9» ФИО3 исковые требования Богдановичского городского прокурора признала, суду пояснила, что действительно в штатном расписании МДОУ «Детский сад № 9» предусмотрена должность старшей медицинской сестры. В настоящее время начальником Управления образованием ГО Богданович совместно с МУ «Богдановичская центральная районная больница» решается вопрос о переводе штатной единицы старшей медицинской сестры из штатного расписания МДОУ «Детский сад № 9» в штатное расписание МУ «Богдановичская центральная районная больница». Представитель ответчика - Администрация ГО Богданович ФИО5 также исковые требования Богдановичского городского прокурора признал в полном объеме, суду пояснил, что также исковые требования Богдановичского городского прокурора признает в полном объеме. Действительно, МДОУ «Детский сад № 9» осуществляет медицинскую деятельность в нарушение действующего законодательства Российской Федерации об образовании. Представитель ответчика - Управление образованием ГО Богданович в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, ходатайства об отложении дела не заявлял. Из отзыва представителя ответчика также следует, что исковые требования Богдановичского городского прокурора Управление образованием ГО Богданович признает в полном объеме. Считает, что проведение мероприятий по исключению из штатного расписания МДОУ «Детский сад № 9» должности старшей медицинской сестры возможно до ДД.ММ.ГГГГ. Суд принимает признание иска представителями ответчиков, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц. Заслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В силу ч. 4 ст. 51 Закона медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения; образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. В соответствии с п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения. В силу ст. 8 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ № к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся, кроме прочего: формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организацией муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности. В соответствии со ст. 13 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. В силу п. 1.16. Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9» комбинированного вида на л.д. 22-40, медицинское обслуживание детей обеспечивается специально закрепленным органами здравоохранения за МДОУ медицинским персоналом, который, наряду с администрацией МДОУ, несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания. Медицинская деятельность осуществляется на основании лицензии. Как видно из копии учредительного договора на л.д. 17-20, Администрация ГО Богданович является учредителем МДОУ«Детский сад №9». Из копии лицензии от ДД.ММ.ГГГГ на л.д.16 видно, что МДОУ«Детский сад №9» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. Лицензии на ведение медицинской деятельности МДОУ«Детский сад №9» не имеет. Как видно из копии штатного расписания на л.д. 7-8, в штатное расписание МДОУ «Детский сад № 9» включена должность старшей медицинской сестры. Согласно копии трудового договора на л.д. 9-10, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 принята на работу в МДОУ «Детский сад № 9» на должность старшей медицинской сестры. Как видно из копии должностной инструкции на л.д. 11-13, в обязанности старшей медицинской сестры МДОУ «Детский сад № 9» входит охрана и укрепление здоровья детей дошкольного образовательного учреждения, контроль за санитарно-гигиеническими условиями, организацией режима дня, питания, физическим воспитанием детей, организация противоэпидемиологических мероприятий, оказание первой медицинской помощи детям и работникам детского дошкольного учреждения, организация диспансерного наблюдения за детьми и лечебно-оздоровительными мероприятиями. Таким образом, в судебном заседании установлено, что МДОУ «Детский сад №9» не имея лицензии на осуществление медицинской деятельности, но имея в штате должность старшей медицинской сестры незаконно осуществляет медицинскую деятельность. Кроме того, наличие в штате МДОУ «Детский сад №9» должности старшей медицинской сестры нарушает действующее законодательство об образовании, а именно Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ. При указанных обстоятельствах, суд считает, что уточненные исковые требования Богдановичского городского прокурора о признании осуществления медицинской деятельности Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 9» комбинированного вида незаконным подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Богдановичского городского прокурора удовлетворить. Признать осуществление медицинской деятельности Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 9» комбинированного вида незаконным. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» комбинированного вида, Управление образованием городского округа Богданович в срок до ДД.ММ.ГГГГ исключить из штатного расписания должность старшей медицинской сестры. Обязать Администрацию городского округа Богданович в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить медицинское обслуживание воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» комбинированного вида. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд. Решение изготовлено на компьютере. Судья Богдановичского городского суда <адрес> Е.В.Пивоварова