решение...



Дело г.

В окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                                                                                                          ДД.ММ.ГГГГ

Богдановичский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Васильева В.В.

при секретаре ФИО2

с участием:

истца ФИО1 и ее представителя адвоката ФИО4, действующей по ордеру

представителя ответчика ФИО5, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты в определенном размере незаконным и обязании назначении ежемесячной денежной выплаты в указанном размере,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении выплат в определенном размере и обязании ответчика назначения ежемесячной денежной выплаты в указанном ею размере.

В иске в суд ФИО1 указала, что ее сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил службу по призыву в Российской Армии и умер ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы. ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом <адрес> ей выдано удостоверение, предоставляющее право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Со дня получения удостоверения она пользовалась льготами по категории «члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы» на основании ст.21 Федерального Закона «О ветеранах» № 5-ФЗ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, всеми льготами и преимуществами, в равной мере предназначенными для ветеранов Великой Отечественной Войны. С принятием ДД.ММ.ГГГГ Федерального Закона №122-ФЗ натуральные льготы, предусмотренные ФЗ «О ветеранах», действовавшим в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, заменены ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), размер которых установлен в соответствии со ст.23.1 Федерального Закона «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ ей назначено ЕДВ в размере 600 рублей, что значительно ниже, чем для участников Великой Отечественной Войны, которым ЕДВ была установлена в размере 1 050 рублей. В настоящее время, с учетом индексации указанных сумм, она получает ЕДВ 927 рублей, а для участников ВОВ установлено ЕДВ в сумме 2 316 рублей. Не согласившись с размером выплаты, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ в <адрес> с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии со ст. 7 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», но ДД.ММ.ГГГГ решением УПФ ей в этом было отказано по причине отсутствия документа, подтверждающего право на льготы, а также по причине того, что смерть сына наступила после ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после принятия Федерального Закона «О ветеранах» № 5-ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась в УПФ с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии с пунктом 2 части 1 ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах» и перерасчете размера ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с размером, установленным для участников ВОВ. Согласно ответа УПФ от ДД.ММ.ГГГГ, в назначении ЕДВ и в перерасчете размера ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ ей также отказано. Считает, что отказ ответчика является неправомерным, поскольку в соответствии со ст.7 Закона СССР от 01.O8.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной Войны из числа военнослужащих. Указанный Закон, распространив льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым правовой статус и соответствующий этому уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального Закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что подтверждалось, в частности п. 3 ст. 11 Федерального Закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. Начиная со дня выдачи удостоверения, предоставляющего право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, и до принятия Федерального закона №122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнения статьей 23.1 Закона «О ветеранах» истец пользовалась льготами, установленными ст.21 Закона «О ветеранах» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). Объем предоставляемых льгот до ДД.ММ.ГГГГ был равен объему льгот, предоставляемых ветеранам Великой Отечественной Войны, в связи с чем денежная компенсация ранее предоставленных льгот в размере, ниже, чем предусмотрена для ветеранов ВОВ, не может считаться равноценной. Просит признать отказ ГУ Управление Пенсионного фонда в <адрес> в назначении ей ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной Войны, незаконным и обязать ответчика назначить ей ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной Войны, а также произвести перерасчет ежемесячных денежных выплат, в соответствии с установленными для участников Великой Отечественной войны, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО4 исковые требования поддержали полностью.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, суду пояснила, что ФИО1 обратилась в ГУ УПФ <адрес> с заявлением о назначении ей ЕДВ в размере как участнику Великой Отечественной Войны с ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 7 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», однако данный закон утратил силу. Конституционный суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, указал, что не допускается установление ЕДВ в размере ниже данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального Закона «О ветеранах» лицам, у которых до ДД.ММ.ГГГГ возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной Войны по Закону от ДД.ММ.ГГГГ . В свидетельстве о смерти сына ФИО1 дата смерти ФИО3 указана ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, правоотношения, возникшие в связи с гибелью ФИО3 регулируются Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». С ДД.ММ.ГГГГ размер ЕДВ, получаемой ФИО1 по категории «Члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий» составляет 1085,98 руб., поскольку законодатель с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» четко разграничил категории получателей ЕДВ, в связи с чем ФИО1 назначена ежемесячная денежная выплата по п.п. 4 п. 4 ст.23.1 данного закона. Считает, что УПФ действовало в соответствии с требованиями нормативных актов и просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо в праве в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Как следует из свидетельства о рождении на л.д. 11, истец ФИО1 является матерью ФИО3

На л.д. 12 имеется свидетельство о смерти ФИО3, который умер ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения действительной военной службы.

Из извещения военкома <адрес> на л.д. 10 следует, что военнослужащий ФИО3 умер при исполнении обязанностей военной службы, добросовестно выполняя свой военный долг.

В соответствии с. п. 1 и п.3 ст. 21 Федерального закона (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ) № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

На основании изложенного следует вывод, что ФИО1 являлась членом семьи - матерью военнослужащего ФИО3, умершего при исполнении обязанностей военной службы. Ей выдано удостоверение о том, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, предусмотренных ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.9), что признается и ответчиком.

Согласно п.п.7 п.1 ст.23.1 Федерального закона право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц <адрес>. В случае, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от оснований, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина (п.2 ст.23.1).

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (п.6 ст.23.1); такая выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п.7 ст.23.1); часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления гражданину из числа поименованных в п.1 настоящей статьи социальных услуг в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Из изложенного следует, что ФИО1 имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п.п.7 п.1 ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах» и является получателем ЕДВ, что признается ответчиком.

В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах», ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:

1) инвалидам войны - 3 088 рублей;

2) участникам Великой Отечественной войны - 2 316 рублей;

3) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - 1 699 рублей;

4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц <адрес> - 927 рублей.

Как установлено судом, ФИО1 является получателем ЕДВ в соответствии с п.п. 3 п. 4 ст. 23.11 Федерального закона «О ветеранах» и обращалась в УПФ с заявлениями о выплате ей ЕДВ в размере как члену семьи участника Великой Отечественной войны - п.п. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах».

Решением УПФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) и письмом начальника УПФ (л.д. 8) ФИО1 в назначении ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 7 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» отказано по причине отсутствия документа, подтверждающего право на льготы, а также по причине того, что смерть наступила после ДД.ММ.ГГГГ Суд считает необходимым согласиться с решениями УПФ.

Так ст. 7 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», прямо распространяла льготы, установленные для участников Великой Отечественной Войны из числа военнослужащих на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Данный закон с ДД.ММ.ГГГГ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах».

П. 4 ст. 23.11 Федерального закона «О ветеранах», в отличие от Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», определил различный размер ЕДВ для каждой категории ветеранов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, указал, что не допускается установление ЕДВ в размере ниже данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального Закона «О ветеранах» лицам, у которых до ДД.ММ.ГГГГ возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной Войны по Закону от ДД.ММ.ГГГГ .

Однако датой смерти ФИО3 является ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия уже Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», и поэтому ст. 7 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», не может распространяться на ФИО1, поэтому ответчиком ФИО1 обоснованно выплачивается ЕДВ в размере, как члену семьи ветерана боевых действий, а не как члену семьи участника Великой Отечественной войны, поэтому исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих Определениях от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-О указывал, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, изменив систему социальной защиты, предусмотрел гарантии сохранения ранее достигнутого уровня социальной защищенности граждан. Так, в соответствии с целями данного Федерального закона, указанными в его преамбуле, статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах» членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено право на ежемесячную денежную выплату. Данная норма направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан. Разрешение же вопроса о предоставлении членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как лицам, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», является прерогативой законодателя.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании решения об отказе в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 23.1 п. 1 п.п. 7 Федерального закона «О ветеранах», в размере как члену семьи участника Великой Отечественной войны - отказать.

Решение в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд.

                                                   Председательствующий                         Васильев В.В.