решение...



            

В окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                                                                                               ДД.ММ.ГГГГ

Богдановичский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ефремова А.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием прокурора ФИО3,

представителей Администрации городского округа Богдановича ФИО4 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Богдановичского городского прокурора об оспаривании нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л :

Богдановичский городской прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта - Постановления Главы городского округа Богданович от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции по проведению проверок при осуществлении муниципального контроля за санитарно-эпидемиологическим, экологическим состоянием, соблюдением правил благоустройства на территории городского округа Богданович» /далее по тексту - Регламент/.

Помощник Богдановичского городского прокурора ФИО3 заявление поддержал в обоснование своих доводов указал, что Регламент направлен на урегулирование правоотношений вышеуказанных сферах, определяет порядок проведения проверок при осуществлении муниципального контроля. Документ опубликован, является обязательными для неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение, следовательно, носит нормативный характер.

По мнению прокурора, указанный нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям:

Так, Глава городского округа Богданович указанным нормативным правовым актом (в п.1,3 Раздела 1 Регламента) фактически возлагает на Администрацию ГО Богданович функции по осуществлению муниципального контроля за соблюдением федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического, экологического состояния, соблюдения правил благоустройства. В то время как, полномочия органов местного самоуправления в сфере в т.ч. экологического контроля с ДД.ММ.ГГГГ утратили силу в связи с изменениями внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 199-ФЗ в пункт 12 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 68.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ч. 2 ст. 64, ч. 1 ст. 65, ст. 67, ч. 2 ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации осуществляется только государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).

Мероприятия же органа местного самоуправления в силу закона сводятся в том числе к инициированию проверок исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды уполномоченными органами и участию должностных лиц органов местного самоуправления в таких проверках в качестве специалистов, а также к информированию населения о законодательстве в области охраны окружающей среды.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

Устав ГО Богданович таких норм не содержит.

Указанные положения согласно пп.«д» п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ содержат коррупциогенный фактор «принятие нормативного правового акта за пределами компетенции». Поскольку, применение Регламента будет нарушать права субъектов предпринимательской деятельности, порождать коррупционные проявления из-за реализации должностными лицами полномочий по проведению проверок, не предусмотренных федеральным законодательством.

В силу подпункта «а» пункта 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» органы местного самоуправления обязаны обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с законодательством Российской       Федерации, в части, касающейся ликвидации административных ограничений и избыточного контроля (надзора) за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Просит признать Постановление главы городского округа Богданович от ДД.ММ.ГГГГ и административный Регламент несоответствующими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.

Представитель Главы городского округа Богданович ФИО4 с заявлением Богдановичского городского прокурора не согласен, пояснил, что в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, следует отказать, поскольку положений противоречащих закону оспариваемый документ не содержит. В соответствии с действующим законодательством органы местного значения вправе самостоятельно решать вопросы местного значения в числе которых осуществление мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду. Без осуществления муниципального контроля эффективно решать вопросы местного значения не представляется возможным. Более того, поскольку в соответствии с <адрес> «Об административных правонарушениях на территории <адрес>» должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, следовательно, они не лишены права проводить проверки при осуществлении муниципального контроля.

Представитель ФИО2 также просила в удовлетворении заявления отказать, поскольку ст.ст. 1-2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» право осуществления муниципального контроля напрямую закреплено. Отсутствие возможности контролировать соблюдение законодательства в сферах санитарно-эпидемиологического, экологического состояния, а также соблюдения правил благоустройства может привести к массовым нарушениям прав граждан.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, считает заявление Богдановичского городского прокурора подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

Согласно ч.1 ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.

В силу ст.ст. 15, 71, 76Конституции Российской Федерации, принимаемые в муниципальных образованиях муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, так же нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статья 16 вышеуказанного закона с ДД.ММ.ГГГГ содержит закрытый перечень вопросов местного значения городского округа, к которым в т.ч. относятся:

осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа; осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; осуществление муниципального лесного контроля; осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

При этом, ранее существовавшие положения п.12 ч.1 ст.16 и ч.2 ст.16 Закона, и относившие к вопросам местного значения функции по осуществлению экологического контроля, а также право решать иные вопросы, прямо не отнесенные к компетенции местного самоуправления, утратили силу.

Согласно ст.17.1, 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Из положений ст.ст.1, 2, 6 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", следует, что закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации. При этом, определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, в т.ч. относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.

Из содержания ст.ст.1, 2, 7, 65-68 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» следует, что: контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. При этом, к вопросам местного значения городского округа в т.ч. относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

При этом, возможность осуществления муниципального контроля в сфере санитарно-эпидемиологического, экологического состояния, а также соблюдения правил благоустройства - указанные положения закона не содержат. Также они отсутствуют и в Областном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 12-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории <адрес>" и Уставе городского округа Богданович, принятого Решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ .

Регулирование правоотношений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отнесено к ведению Российской Федерации и ее субъектов. Действие закона в части полномочий органов местного самоуправления утратило силу (ст.7 Закона).

Статьи 8, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также не содержат полномочий по осуществлению органами местного самоуправления контроля в сфере обращения с отходами производства и потребления.

По мнению суда, наличие у должностных лиц органов местного самоуправления права, предусмотренного <адрес> «Об административных правонарушениях на территории <адрес>» и постановлением <адрес> -ПП от ДД.ММ.ГГГГ по составлению протоколов об административных правонарушениях не порождает возникновение полномочий по проведению плановых и внеплановых проверок в рамках муниципального контроля в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Вопреки доводам представителей относительно невозможности эффективно решать вопросы местного значения без наличия полномочий по контролю, суд полагает, что предусмотренные Регламентом полномочия закреплены в нарушении компетенции и фактически дублируют и подменяют полномочия государственных органов в указанных направлениях контроля и надзора.

В этой связи доводы представителя Богдановичской городской прокуратуры о том, что применение Регламента будет нарушать права субъектов предпринимательской деятельности, порождать коррупционные проявления из-за реализации должностными лицами полномочий по проведению проверок, не предусмотренных федеральным законодательством, а также создавать административные ограничения и избыточный контроль за деятельностью субъектов предпринимательства и гражданами - представляются убедительными и заслуживающими внимания.

Подтверждением тому является включение в Регламент положений не предусмотренных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Так, согласно п.п. 1 п.4 Регламента, в качестве оснований для начала исполнения функции муниципального контроля являются договоры и соглашения, заключенные между администрацией и аккредитованными в соответствующей области организациями (л.д.9). Пункт 23 (п.п.5) в качестве мероприятия по контролю закреплено право временного запрета деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя. Данные пункты Регламента не согласуются с положениями вышеуказанного закона и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, фактически предоставляя органу местного самоуправления более широкие полномочия, чем предусмотрено действующим федеральным законодательством в т.ч. осуществление муниципального контроля за соблюдением не только актов органов местного самоуправления, но и за соблюдением федерального законодательства.

Судом неоднократно разъяснялось требование, предусмотренное ст.249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.

Иных доказательств суду не представлено.

Учитывая вышеизложенное, имеются основания для удовлетворения заявления Богдановичского городского прокурора и признания оспариваемого административного Регламента не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не действующим со дня принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 252-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Богдановичского городского прокурора удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия Постановление Главы городского округа Богданович от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции по проведению проверок при осуществлении муниципального контроля за санитарно-эпидемиологическим, экологическим состоянием, соблюдением правил благоустройства на территории городского округа Богданович».

Решение в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд.

Решение изготовлено на компьютере.

Судья Богдановичского

городского суда                                                                                    А.В.Ефремов