РЕШЕНИЕ село Богатое Самарской области 05 мая 2011 года Судья Богатовского районного суда Самарской области Н.А. Рогов, при секретаре А.Ю. Репейко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УСТАНОВИЛ: Прокурор Богатовского района Самарской области обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления (Администрации сельского поселения Печинено муниципального района Богатовский Самарской области) по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в границах поселения, выразившегося в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению, и просит признать бездействие Администрации сельского поселения Печинено муниципального района Богатовский Самарской области незаконным, обязав орган местного самоуправления сельского поселения Печинено муниципального района Богатовский Самарской области устранить допущенные нарушения законодательства в сфере организации оказания ритуальных услуг. В судебном заседании заместитель прокурора Богатовского района Самарской области А.Г. Шпырев заявленное требование поддержал и, ссылаясь на нормы п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 9, ч. 2 ст. 25 и ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», просил признать бездействие органа местного самоуправления (Администрации сельского поселения Печинено муниципального района Богатовский Самарской области) по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в границах поселения незаконным, и возложить на орган местного самоуправления сельского поселения Печинено муниципального района Богатовский Самарской областиобязанность создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить критерии качества предоставляемых услуг по погребению. Глава сельского поселения Печинено муниципального района Богатовский Самарской области О.Н. Сухарева в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявления прокурора, полагая, что бездействие со стороны органа местного самоуправления сельского поселения Печинено отсутствует, поскольку погребение умерших и оказание услуг по погребению на территории сельского поселения Печинено осуществляются несмотря на отсутствие в поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела. Наряду с этим О.Н. Сухарева полагает создание в поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела нецелесообразным, поскольку создание данной службы требует значительных финансовых затрат из бюджета сельского поселения, а необходимость захоронения определенных законом категорий граждан возникает не чаще одного-двух раз в два года. Выслушав объяснения прокурора и Главы сельского поселения Печинено муниципального района Богатовский Самарской области, исследовав представленные доказательства, суд считает заявление прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления (Администрации сельского поселения Печинено муниципального района Богатовский Самарской области) по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в границах поселения, выразившегося в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Бездействием является несовершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом. Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 К полномочиям органов местного самоуправления по решению данного вопроса местного значения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» относятся, в том числе: - определение требований к качеству гарантируемых услуг, оказываемых при погребении на безвозмездной основе, а также их стоимости (по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также органами государственной власти субъектов РФ); - определение стоимости услуг, оказываемых при погребении лиц, личность которых не установлена или у которых отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по погребению; - создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, определение порядка их деятельности. В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на специализированную службу по вопросам похоронного дела возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Согласно п. 5.13 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в РФ МДК 11-01.2002, рекомендованных Протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001 № 01-НС-22/1 специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных Российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам РФ и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном законом порядке. Нормой п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 Организация оказания услуг, по мнению суда, есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, что возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем наделения статусом специализированной организации хозяйствующих субъектов, определяемых по результатам открытого конкурса. С учетом положений ст.ст. 18 и 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», предусматривающих, что деятельность общественных и вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно, создание специализированной службы по вопросам похоронного в сельском поселении с незначительным количеством населения является нецелесообразным и экономически необоснованным и при отсутствии ритуальной службы муниципального района Богатовский, на территории которого находится сельское поселение Печинено, предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе и дополнительных ритуальных услуг может осуществляться юридическим лицом, предоставляющим услуги по ритуальному обслуживанию населения, выбранным органом местного самоуправления сельского поселения на конкурсной основе. В то же время в соответствии со ст. 9 указанного закона органами местного самоуправления должны устанавливаться требования к качеству услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, который включает: - оформление документов, необходимых для погребения; - предоставление и доставку гроба и других предметов, необходимых для погребения; - перевозку тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); - погребение (кремацию с последующей выдачей урны с прахом). Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом; Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности. В соответствии со ст. 10 данного закона в том случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 данного закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации. Из письма Управляющего ГУ-Отделением Пенсионного фонда РФ по Самарской области от 17.03.2011 № 14.0/03-1961 следует, что в сельском поселении Печинено муниципального района Богатовский Самарской области специализированная служба по вопросам похоронного дела отсутствует, что представителем Администрации сельского поселения Печинено в судебном заседании не оспаривалось, и стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, с Отделением Пенсионного фонда РФ по Самарской области не согласована, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - получателей социального пособия на погребение. Из представленных заинтересованным лицом доказательств следует, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, согласована только с филиалом № 17 ГУ-Самарского регионального отделения Фонда социального страхования, не создана специализированная служба и отсутствует какая-либо другая организация, на которую возложена обязанность по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению, и в нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не установлены требования к качеству услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню. Из изложенного следует, что органом местного самоуправления сельского поселения Печинено не приняты решения, обязанность по принятию которых возложена на него Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», следовательно, допущено бездействие по непринятию мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Богатовского района Самарской области Признать бездействие Администрации сельского поселения Печинено муниципального района Богатовский Самарской области по непринятию мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению незаконным. Обязать Администрацию сельского поселения Печинено муниципального района Богатовский Самарской области определить критерии качества предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а также организовать на территории сельского поселения оказание ритуальных услуг, учредив специализированную службу по вопросам похоронного дела либонаделив статусом специализированной организации иного хозяйствующего субъекта, выбранного на конкурсной основе. На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором может быть принесено кассационное представление, в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Богатовский районный суд, принявший решение, в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Н.А. Рогов Решение суда в окончательной форме составлено судьей с помощью
№ 2-144/2011 по заявлению прокурора Богатовского района Самарской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления (Администрации сельского поселения Печинено муниципального района Богатовский Самарской области) по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в границах поселения, выразившегося в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению,
N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления сельского поселения возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых, следовательно, не подразумевает обязанности по созданию в этих целях организаций.
в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
об оспаривании бездействия органа местного самоуправления (Администрации сельского поселения Печинено муниципального района Богатовский Самарской области) по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в границах поселения, выразившегося в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и определению критериев качества предоставляемых услуг по погребению, - удовлетворить.
ПК в совещательной комнате 05 мая 2011 года.