РЕШЕНИЕ село Богатое Самарской области 30 августа 2011 года Судья Богатовского районного суда Самарской области Н.А. Рогов, при секретаре А.Ю. Репейко, с участием заместителя прокурора Богатовского района Самарской области А.И. Умнаева, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УСТАНОВИЛ: Прокурор Богатовского района Самарской области обратился В судебном заседании прокурор А.И. Умнаев заявленное требование поддержал и просил обязать Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области обеспечить вне очереди жилым помещением общей площадью не ниже установленных социальных норм Н.И. Артюшкину из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после прекращения опеки (попечительства) в соответствии с действующим жилищным законодательством и дополнительными гарантиями по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокурор А.И. Умнаев пояснил, что в ходе проведенной проверки исполнения жилищного законодательства в части обеспечения вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что согласно Постановлению Главы муниципального района Богатовский Самарской области от 10.06.2011 № 541, Н.И. Артюшкина, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по месту жительства в <адрес> признана нуждающейся в улучшении жилищных условиях по настоящее время в нарушение указанных норм Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обеспечена жилым помещением. Истец Н.И. Артюшкина, надлежащим образом была извещена о времени и месте судебного заседания, вместе с тем не сообщила суду об уважительных причинах неявки и не просила рассмотреть дело в свое отсутствие, и потому на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие Н.И. Артюшкиной. Прокурор в подтверждение изложенных в исковом заявлении фактов и обстоятельств, которые подлежат доказыванию по заявленному требованию об обеспечении вне очереди жилым помещением, представил все необходимые для этого доказательства, подтверждающие право истца Н.И. Артюшкиной из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилого помещения, на обеспечение ее вне очереди жилым помещением, в том числе: - копию Постановления Главы муниципального района Богатовский Самарской области от 10.06.2011 № 541 «О постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготным категориям», включая Н.И. Артюшкину, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; - копию заявления Н.И. Артюшкиной прокурору Богатовского района Самарской области с просьбой обратиться в суд с иском о возложении на Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области обязанности об обеспечении её вне очереди жилым помещением общей площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с действующим жилищным законодательством и дополнительными гарантиями по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - прочие доказательства того, что Н.И. Артюшкина в <данные изъяты> возрасте осталась без попечения родителей, и, несмотря на обучение в <данные изъяты> при отсутствии полного государственного обеспечения (окончила в июне 2011 г.), после прекращения попечительства в декабре 2010 года имеет в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Представитель ответчика Администрации муниципального района Богатовский Самарской области Т.Е. Павлова (на основе доверенности от 01.08.2011) иск не признала, полагая требование прокурора неправомерным и не подлежащим удовлетворению исходя из того, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не относится к вопросам местного значения муниципальных районов. Кроме того, в силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования и обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только за счет и в пределах субвенций, предоставляемых муниципальному району из областного бюджета для осуществления переданных субъектом Российской Федерации отдельных государственных полномочий. Наряду с этим, представитель ответчика не оспаривал право истца Н.И. Артюшкиной на дополнительную социальную защиту, в том числе нуждаемость истца Н.И. Артюшкиной, не имеющей закрепленного жилого помещения и состоящей на учете в Администрации муниципального района Богатовский в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья. Министерство управления финансами Самарской области, привлеченное к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ и представило возражения относительно иска, считая неправомерным требование прокурора. Министерство управления финансами Самарской области исходит из того, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Расчет объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан, в том числе лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится в соответствии с методикой, установленной в приложении к Закону Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета. Поскольку данный закон не признан противоречащим федеральному законодательству, Министерство управления финансами Самарской области считает, что исковые требования о предоставлении жилого помещения и передаче органам местного самоуправления денежных средств на указанные цели неправомерны. Кроме того представитель третьего лица полагает, что удовлетворение исковых требований существенно ущемит права на жилое помещение других детей-сирот, внесенных в список нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, ранее истца Н.И. Артюшкиной и обладающих равными правами на внеочередное обеспечение жильем (л.д. 31-33). Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, также привлеченное к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отзыв в письменной форме на заявленное прокурором требование о предоставлении вне очереди жилого помещения истцу Н.И. Артюшкиной из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представило и не просило суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, вместе с тем явку представителя указанного третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, по вызову суда не обеспечило, а потому на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Выслушав объяснения сторон, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявленное прокурором требование о внеочередном обеспечении жилым помещением истца Н.И. Артюшкиной из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Из представленных доказательств усматривается, что Н.И. Артюшкина, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилыми помещениями, нуждается в жилье и по достижении восемнадцатилетнего возраста, а именно ДД.ММ.ГГГГ, и до настоящего времени вне очереди жилым помещением не обеспечена. Указанное обстоятельство кем-либо из сторон и третьих лиц не оспаривается. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в иных случаях, указанных в данной норме закона. Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо в иных перечисленных случаях, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ указанной категории граждан, включая лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанной категории граждан в установленном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 г. В соответствии с ч. 5 ст. 19 указанного закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Той же нормой закреплено право органов местного самоуправление дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Согласно ст. ст. 1 и 2 Закона Самарской области от 05 марта 2005 г. N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" Администрации муниципального района Богатовский Самарской области переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также в иных случаях, указанных в Законе. На территории Самарской области принят и действует Закон Самарской области от 11 июля 2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", который определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, включая лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и Законом Самарской области от 11 июля 2006 г. N 87-ГД нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств. Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 г. N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат указанным категориям граждан, либо субвенций бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11 июля 2006 г. N 87-ГД. При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам указанной категории, включая лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата в размере, установленном ст. 7 Закона Самарской области от 11 июля 2006 г. N 87-ГД. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам указанной категории определяется Правительством Самарской области. Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм является обязанностью органа местного самоуправления муниципального образования в случае наделения его соответствующими государственными полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной категории к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Доводы ответчика и третьего лица, просивших суд отказать в удовлетворении заявления прокурора, поскольку в муниципальном жилищном фонде свободные жилые помещения отсутствуют, обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, включая лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется только за счет и в пределах субвенции, выделяемой муниципальному району Богатовский Самарской области из областного бюджета для осуществления переданных субъектом РФ государственных полномочий, и финансовых средств на приобретение жилых помещений недостаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить жилыми помещениями всех нуждающихся граждан указанной категории, равно как и довод Министерства управления финансами Самарской области о том, что удовлетворение требования прокурора в защиту прав и законных интересов Н.И. Артюшкиной существенно ущемит права на жилое помещение других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, ранее Н.И. Артюшкиной и обладающих равными правами на внеочередное обеспечение жильем, не основаны на законе. Исходя из буквального понимания требований ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении либо приемной семье снимаются с полного государственного обеспечения, суд приходит к выводу, что разрешение заявленного прокурором требования об обеспечении вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм истца Н.И. Артюшкиной из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае – Самарской области), либо в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Следовательно, истец Н.И. Артюшкина, не имеющая закрепленного жилого помещения, достигшая 18-летнего возраста, (несмотря на обучение по ДД.ММ.ГГГГ в образовательном учреждении при отсутствии полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке при получении профессионального образования), должна незамедлительно быть обеспечена жилым помещением не ниже установленных социальных норм и после наступления предусмотренного федеральным законом момента возникновения права на его получение в данном случае нарушено право истца на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области обеспечить вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм Артюшкину <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с действующим жилищным законодательством и дополнительными гарантиями по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором и третьими лицами, участвующими в деле, в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления прокурора через Богатовский районный суд, принявший решение. Председательствующий Н.А. Рогов Решение суда в окончательной форме составлено судьей с помощью
№ 2-199/2011 по исковому заявлению прокурора Богатовского района Самарской области в защиту прав и законных интересов Артюшкиной <данные изъяты> к Администрации муниципального района Богатовский Самарской области о предоставлении вне очереди жилого помещения истцу Н.И. Артюшкиной из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов Артюшкиной <данные изъяты> и просил обязать Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области предоставить истцу Н.И. Артюшкиной из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, ссылаясь на нормы, установленные п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законодательно закреплен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, согласно которой наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
ПК в совещательной комнате 02 сентября 2011 года.