решение о признании устава муниципального района недействующим в части



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Богатое Самарской области                                                        17 марта 2011 года

Судья Богатовского районного суда Самарской области Н.А. Рогов,

при секретаре А.Ю. Репейко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-59/2011 по заявлению прокурора Богатовского района Самарской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления - Устава муниципального района Богатовский Самарской области, утвержденного решением Собрания Представителей Богатовского района Самарской области № 27 от 23 мая 2005 г., в части пунктов 10, 13, 15 статьи 6, пункта 2 статьи 9, пунктов 2 и 4 статьи 17 Устава,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Собрания Представителей Богатовского района Самарской области от 23 мая 2005 г. № 27 утвержден Устав муниципального района Богатовский Самарской области. Данный Устав в установленном законом порядке был опубликован 27 июня 2005 г. в Приложении «Информационный вестник» к газете Богатовского района Самарской области «Красное знамя» № 25 и вступил в силу с момента опубликования.

Прокурор Богатовского района Самарской области в пределах своей компетенции обратился в суд с заявлением об оспаривании данного нормативного правового акта органа местного самоуправления муниципального района Богатовский Самарской области и, ссылаясь на ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит признать Устав муниципального района Богатовский Самарской области, утвержденный Постановлением Собрания Представителей Богатовского района Самарской области № 27 от 23 мая 2005 г. недействующим и не подлежащим применению в части пунктов 10, 13, 15 статьи 6, пункта 2 статьи 9, пунктов 2 и 4 статьи 17 Устава, поскольку указанные пункты Устава противоречат требованиям федерального и регионального законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Богатовского района Самарской области Е.В. Букреев изложенные в заявлении об оспаривании нормативного правового акта доводы поддержал, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству в части и потому его следует признать недействующим и не подлежащим применению в части.

Представитель заинтересованного лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, Т.Е. Павлова (на основе доверенности от 17.03.2011) в судебном заседании с изложенными доводами и требованием прокурора согласилась и пояснила, что Главой муниципального района Богатовский Самарской области в целях приведения положений Устава муниципального района Богатовский Самарской области в соответствие требованиям действующего законодательства 04 марта 2011 года издано соответствующее распоряжение, предусматривающее двухмесячный срок на подготовку проекта Устава муниципального района Богатовский Самарской области.

Заслушав общее мнение прокурора и представителя органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, проверив соответствие оспариваемого муниципального нормативного правового акта федеральному закону, суд считает заявление прокурора об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Данная норма определяет место муниципальных правовых актов в системе правовых актов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не могут противоречить любым федеральным и региональным нормативным правовым актам и, следовательно, имеют меньшую юридическую силу.

В соответствии со ст. 43 названного федерального закона в систему муниципальных правовых актов входит, наряду с прочими указанными актами, устав муниципального образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные Уставом муниципального образования.

Согласно ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. Аналогичные требования содержат ч. 11 ст. 12 Закона Самарской области от 08.06.2006 № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», а также ч. 1 ст. 7 Закона Самарской области от 10.12.2003 N 112-ГД «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления».

Вместе с этим частью 2 ст. 9 Устава муниципального района Богатовский Самарской области, в нарушение указанных норм федерального и регионального законодательства РФ, предусмотрено, что муниципальные выборы назначаются представительным органом не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты представительного органа. Следовательно, данная норма Устава противоречит положениям действующего федерального и регионального законодательства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 32 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обращения граждан в органы местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», статьей 12 которого предусмотрен тридцатидневный срок рассмотрения письменного обращения, который в исключительных случаях может быть продлен не более чем на тридцать дней.

Вместе с тем, ч. 2 ст. 17 Устава муниципального района Богатовский предусматривает пятнадцатидневный срок рассмотрения обращений граждан.

Частью 4 указанной статьи предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального района Богатовский, что не соответствует положениям ст. 15 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Перечень вопросов местного значения муниципального района определен ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В то же время определенный ст. 6 Устава муниципального образования перечень вопросов местного значения муниципального района Богатовский Самарской области содержит вопросы местного значения, которые были исключены из перечня вопросов местного значения муниципальных районов.

Согласно п.п. «а» п. 2 ст. 29 Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» п. 10 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ утратил силу с 01.01.2006.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» п. 13 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ утратил силу с 01.01.2008. С этого момента опека и попечительство были исключены из перечня вопросов местного значения.

Федеральным законом от 15.06.2007 № 100-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 14,15,16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ исключены слова «правил землепользования и застройки межселенных территорий» и слова «утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий».

Следовательно, п. 15 ст. 6 Устава муниципального района Богатовский Самарской области в части полномочий муниципального района на утверждение правил землепользования и застройки межселенных территорий и местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий и осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий противоречит требованиям федерального законодательства РФ с момента вступления в силу соответствующих изменений в ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Из изложенного следует, что Устав муниципального района Богатовский Самарской области в части пунктов 10, 13 и 15 ст. 6 противоречит федеральному закону.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления в части пунктов 10, 13, 15 статьи 6, пункта 2 статьи 9, пунктов 2 и 4 статьи 17 Устава противоречит федеральному закону, на основании ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд признает данный муниципальный нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и в соответствии со ст. 35 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» суд считает достаточным после вступления настоящего решения в законную силу обязать редакцию газеты Богатовского района Самарской области «Красное знамя», в которой было официально опубликован утвержденный Постановлением Собрания Представителей Богатовского района Самарской области № 27 от 23 мая 2005 г. Устав муниципального района Богатовский Самарской области, опубликовать сообщение о принятом судом решении по заявлению прокурора об оспаривании нормативного правового акта в части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Богавского района Самарской области об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления - Устава муниципального района Богатовский Самарской области, утвержденного решением Собрания Представителей Богатовского района Самарской области № 27 от 23 мая 2005 г., в части пунктов 10, 13, 15 статьи 6, пункта 2 статьи 9, пунктов 2 и 4 статьи 17 Устава, удовлетворить.

Признать Устав муниципального района Богатовский Самарской области, утвержденный Постановлением Собрания Представителей Богатовского района Самарской области № 27 от 23 мая 2005 г., недействующим в части:

п.п. 10 ст. 6 - с 01 января 2006 г.,

п.п. 13 ст. 6 - с 01 января 2008 г.,

п.п. 15 ст. 6 в части полномочий муниципального района на утверждение правил землепользования и застройки межселенных территорий, а также утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий и осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий - с 29 июня 2007 г.,

п. 2 ст. 9 - со дня принятия Устава,

п.п. 2 и 4 ст. 17 - со 02 ноября 2006 г.

Обязать МУП «Редакция газеты «Красное знамя» опубликовать в том же печатном издании, в котором был официально опубликован оспариваемый нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления муниципального района Богатовский Самарской области, сообщение о принятом судом решении после вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано прокурором и другими заинтересованными лицами в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления через Богатовский районный суд, принявший решение.

Председательствующий                                                                      Н.А. Рогов

Решение суда в окончательной форме составлено судьей с помощью ПК в совещательной комнате 17 марта 2011 года.