решение о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Богатое Самарской области                               01 апреля 2011 года

Судья Богатовского районного суда Самарской областиН.А. Рогов,

с участием прокурора Богатовского района Самарской области
Е.В. Букреева,

при секретаре А.Ю. Репейко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-83/2011 по заявлению прокурора Богатовского района Самарской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления (Администрации муниципального района Богатовский Самарской области), выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в структурных подразделениях муниципального медицинского учреждения Богатовской центральной районной больницы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Богатовского района Самарской области обратился
в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления (Администрации муниципального района Богатовский Самарской области), выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в структурных подразделениях муниципального медицинского учреждения Богатовской центральной районной больницы, и просит признать бездействие Администрации муниципального района Богатовский Самарской области незаконным и обязать Администрацию устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения требований пожарной безопасности в структурных подразделениях ММУ Богатовской ЦРБ. В связи с чем провести в ММУ Богатовской ЦРБ организационные и финансово-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния учреждения в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе в помещениях фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в <адрес>,
<адрес>:

- установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре,

- провести замеры (испытания, измерения) исправности силовой и осветительной электрической проводки, составить акты замеров (испытаний, измерений) исправности силовой и осветительной проводки;

- произвести работы по установке дверей на путях эвакуации, открывающихся по направлению выхода людей;

- произвести огнезащитную обработку сгораемых конструкций чердачного помещения.

В офисах врачей общей практики, расположенных
в <адрес>,
<адрес>,
<адрес>: провести замеры (испытания, измерения) исправности силовой и осветительной электрической проводки, составить акты замеров (испытаний, измерений) исправности силовой и осветительной электрической проводки, а также провести огнезащитную обработку сгораемых конструкций чердачного помещения.

Прокурор Е.В. Букреев в судебном заседании заявленное требование поддержал в полном объеме и пояснил, что нарушения требований пожарной безопасности в структурных подразделениях ММУ Богатовской ЦРБ были выявлены в результате проведенных прокуратурой Богатовского района проверки и обобщения имеющихся сведений о состоянии пожарной безопасности в ММУ Богатовской ЦРБ (Акт проверки от 22 февраля 2011 г.). В связи с чем просит признать бездействие Администрации муниципального района Богатовский Самарской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в структурных подразделениях муниципального медицинского учреждения Богатовской центральной районной больницы, незаконным, обязав орган местного самоуправления устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности в структурных подразделениях ММУ Богатовской ЦРБ.

Представитель Администрации муниципального района Богатовский Самарской области Д.В. Соколов (на основе доверенности от 30.03.2011) требование прокурора и доводы, изложенные в заявлении прокурора, не признал и пояснил, что постановлением Главы муниципального района Богатовский Самарской области от 27.01.2011 № 66 а утверждена муниципальная программа Модернизации здравоохранения муниципального района Богатовский Самарской области на 2011-2012 годы, предусматривающая ряд мероприятий по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности в структурных подразделениях ММУ Богатовской ЦРБ, и потому представитель заинтересованного лица считает, что со стороны Администрации муниципального района Богатовский Самарской области отсутствует бездействие, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в структурных подразделениях ММУ Богатовская центральная районная больница, и просит суд отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица ММУ Богатовской ЦРБ
Л.П. Якунина в судебном заседании заявленные прокурором требования признала, не оспаривая наличие выявленных проведенной проверкой нарушений требований пожарной безопасности в структурных подразделениях ММУ Богатовской ЦРБ.

Старший инспектор отдела надзорной деятельности муниципальных районов Богатовский и Борский Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Самарской области А.В. Морозов в судебном заседании пояснил, что ранее в 2008-2009 годах старшим инспектором ОГПН муниципальных районов Богатовский и Борский майором внутренней службы А.В. Морозовым были составлены акты № № 4, 6, 59, 103 и 166 проверки соблюдения требований пожарной безопасности ММУ Богатовской ЦРБ, в которых отражены указанные нарушения требований пожарной безопасности в структурных подразделениях ММУ Богатовской ЦРБ, а также предписания по устранению данных нарушений требований пожарной безопасности, указав также, что выявленные в результате проверок и указанные в предписаниях нарушения требований пожарной безопасности до настоящего времени муниципальным учреждением не устранены и потому требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Выслушав объяснения прокурора, заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, суд считает заявление прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ст. 46 Конституции РФ закреплено важнейшее положение о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Бездействием является несовершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действие (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.

Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (ППБ 01-03), Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденными Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. № 323 (НПБ 104-03) и Строительными нормами и правилами Российской Федерации «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятыми Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 г. № 18-7 (СНиП 21-01-97*), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности, их должностными лицами.

Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года №313 (далее ППБ 01-03), данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Наряду с указанным проведенной прокуратурой Богатовского района установлено, что в помещениях фельдшерско-акушерских пунктов и офисах врачей общей практики ММУ Богатовской ЦРБ не соблюдаются требования пожарной безопасности.

В помещениях фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП), расположенных в: <адрес>,
<адрес>, в нарушение требований п. 9 НПБ-110-03, п. 5.1 НПБ 104-03 и п. 16 ППБ 01-03, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения людей о пожаре и планы эвакуации.

Кроме того, во всех помещениях, где расположены фельдшерско-акушерские пункты, в нарушение требований п. 57-60 ППБ 01-03, прил. 3.1 табл. 37 ПТЭЭП, отсутствуют акты замеров (испытаний, измерений) исправности силовой и осветительной электрической проводки.

В нарушение требований п. 52 ППБ 01-03, двери эвакуационных выходов на путях эвакуации открываются не по направлению выхода людей.

В нарушение п. З ППБ 01-03, п. 1.8 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85, в помещениях фельдшерско-акушерских пунктов не проведена огнезащитная обработка сгораемых конструкций чердачного помещения.

Во всех помещениях, где располагаются офисы врачей общей практики - в <адрес>,
<адрес> а, <адрес> - в нарушение п. 57-60 ППБ 01-03, прил. 3.1 табл. 37 ПТЭЭП, отсутствуют акты замеров (испытаний, измерений) исправности силовой и осветительной электрической проводки.

В нарушение п. З ППБ 01-03, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85, не проведена огнезащитная обработка сгораемых конструкций чердачного помещения. В нарушение п.16. ППБ 01-03, в административных зданиях отсутствуют планы эвакуации людей.

Согласно Уставу ММУ Богатовской ЦРБ, учредителем учреждения является администрация муниципального района Богатовский Самаркой области. Имущество Богатовской ЦРБ является собственностью муниципального района Богатовский Самарской области и находится у больницы в оперативном управлении.

Муниципальное медицинское учреждение Богатовская ЦРБ, в связи с недостаточным финансированием не может устранить имеющиеся нарушения пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований. Администрацией муниципального района Богатовский на протяжении нескольких лет достаточное финансирование на устранение указанных нарушений не осуществляется.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ст. 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесено установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

В соответствии со ст. 15 БК РФ в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований,возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно Уставу муниципального района Богатовский Самарской области, администрация муниципального района Богатовский является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района.

В соответствии со ст. 154 БК РФ исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении" бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Статьей 171 БК РФ определено, что составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований.

Кроме того, ст.210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В структурных подразделениях ММУ Богатовской ЦРБ не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям пожарной безопасности, которые бы гарантировали охрану жизни и здоровья граждан.

Из изложенного следует, что устранение нарушений правил пожарной безопасности в структурных подразделениях ММУ Богатовской ЦРБ, является обязанностью Администрации муниципального района Богатовский Самарской области. И не установив в указанных структурных подразделениях автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре и не устранив другие, указанные в акте проверки от 22 февраля 2011 г. нарушения, Администрация муниципального района Богатовский Самарской области, не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению противопожарных правил и норм, обязанность по соблюдению которых установлена нормативными актами, допустив тем самым бездействие.

Бездействие Администрации муниципального района по непринятию длительное время достаточных мер к устранению нарушений пожарной безопасности в структурных подразделениях ММУ Богатовской ЦРБ, создает угрозу жизни и здоровью находящихся в больнице персонала, пациентов и их посетителей (неопределенного круга лиц), способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан и может повлечь за собой трагические последствия как в результате пожаров, так и при оказании медицинских услуг, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, с у д

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Богатовского района в защиту прав
и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления (Администрации муниципального района Богатовский Самарской области), выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в структурных подразделениях муниципального медицинского учреждения Богатовской центральной районной больницы, удовлетворить.

Признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации муниципального района Богатовский Самарской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в структурных подразделениях муниципального медицинского учреждения Богатовской центральной районной больницы, незаконным.

Обязать Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области в срок до 31 декабря 2012 года устранить имеющиеся нарушения законодательства в сфере обеспечения требований пожарной безопасности в структурных подразделениях ММУ Богатовской ЦРБ и провести в структурных подразделениях ММУ Богатовской ЦРБ необходимые организационно-финансовые и хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния помещений, в которых расположены структурные подразделения ММУ Богатовской ЦРБ, в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе:

1) в помещениях фельдшерско-акушерских пунктов ММУ Богатовской ЦРБ, расположенных в: <адрес>,
<адрес>,
<адрес>,
<адрес>:

- установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре;

провести замеры (испытания, измерения) исправности силовой и осветительной электрической проводки, составить акты замеров (испытаний, измерений) исправности силовой и осветительной электрической проводки;

произвести работы по установки дверей на путях эвакуации, открывающихся по направлению выхода людей;

-провести огнезащитную обработку сгораемых конструкций чердачного помещения;

2)в офисах врачей общей практики ММУ Богатовской ЦРБ, расположенных в: <адрес>,
<адрес> а, <адрес> а, <адрес>:

-провести замеры (испытания, измерения) исправности силовой и осветительной электрической проводки составить акты замеров (испытаний, измерений) исправности силовой и осветительной электрической проводки;

-провести огнезащитную обработку сгораемых конструкций чердачного помещения;

На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором может быть принесено кассационное представление, в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Богатовский районный суд, принявший решение, в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                               Н.А. Рогов

Решение суда в окончательной форме составлено судьей с помощью
ПК в совещательной комнате 01апреля 2011 года.