решение о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Богатое Самарской области 22 февраля 2012 года

Судья Богатовского районного суда Самарской области Апудина О.Н.

с участием помощника прокурора Богатовского района Самарской области Букреева Е.В.

при секретаре Жаньяровой Н.Н.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-25/2012 по заявлению прокурора Богатовского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Богатовского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления и просит признать постановление главы муниципального района Богатовский от 29.11.2011 № 1346 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» от 09.12.2011 за № 07-12-774/11 не действующим в части установления платы за вывоз жидких и твердых бытовых отходов, а также за утилизацию жидких бытовых отходов, со дня его принятия, указывая, что постановлением главы муниципального района Богатовский Самарской области от 29.11.2011 г. № 1346 установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Вместе с тем согласно приложению № 1 установлен тариф на вывоз ЖБО, ТБО и утилизацию ЖБО.

Указанное постановление содержит правовые нормы, определяющие правила поведения нанимателей жилых помещений в части осуществления платы за содержания и ремонт жилых помещений, субъектов регулируемых отношений.

Данное постановление опубликовано в газете Богатовского района Самарской области «Красное знамя» 09.12.2011 г.

Учитывая, что постановление содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направленно на урегулирование жилищных правоотношений и опубликовано в соответствии с установленным уставом муниципального района Богатовский порядке, указанное постановление является нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно п. 2 ст. Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ осуществляет надзор, в частности, за соответствием законам издаваемых федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами нормативных правовых актов.

Оспариваемое постановление принято главой муниципального района Богатовский Самарской области, который в соответствии со ст. 18 устава муниципального района Богатовский Самарской области возглавляет администрацию муниципального района Богатовский Самарской области - исполнительно-распорядительный орган муниципального района Богатовский Самарской области, и входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района Богатовский.

В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются также Правилами 491, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее Правила).

В силу п. 8 данного Постановления Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено давать разъяснения о применении Правил.

Из содержания письма Минрегионразвития Российской Федерации от 06.03.2009 г. N 6177-АД/14 следует, что органы местного самоуправления в соответствии со ст. 14 ЖК РФ не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов.

Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с п.п. «д» п. 11 Правил, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (ч.7 и 8 ст. 156 Кодекса) или в случае, указанном в п. 34 Правил, органом местного самоуправления как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления многоквартирным дом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖКРФ).

Таким образом, установление тарифа за вывоз твердых и жидких бытовых отходов является незаконным.

Также незаконным является и установление для нанимателей жилых помещений тарифа за утилизацию ЖБО.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов.

Согласно письма Министерства регионального развития РФ от 03.11.2008 N 25080-СК/14 "О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов" утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.

Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию "содержание жилого помещения". При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Исходя из вышеизложенного, установление тарифа за утилизацию ЖБО для нанимателей жилых помещений, противоречит указанным выше нормам федерального законодательства РФ.

Оспариваемое постановление нарушает жилищные права граждан, в том числе право на оплату расходов на содержание и ремонт жилых помещений по обоснованным и законным тарифам.

Прокуратурой района на незаконный правовой акт 09.12.2011 внесен протест, который был отклонен администрацией муниципального района Богатовский района.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Богатовского района Самарской области Букреев Е.В. просит признать постановление главы муниципального района Богатовский от 29.11.2011 № 1346 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» от 09.12.2011 за № 07-12-774/11 не действующим в части установления платы за вывоз жидких и твердых бытовых отходов, а также за утилизацию жидких бытовых отходов, со дня его принятия, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Богатовский Самарской области Соколов Д.В. просит не удовлетворять заявление, указывая, что постановлением главы муниципального района Богатовский Самарской области «Об установлении размера платы за жилое помещение» установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Плата и сбор и вывоз ТБО и ЖБО относятся к понятию «содержание жилого помещения» (подпункт «д» пункта 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В соответствии с п. З ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления. Следовательно, установление размера платы на содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденное Постановлением Главы муниципального района Богатовский Самарской области не противоречит действующему законодательству РФ. Так как в силу п. 5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. В том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Таким образом, решения общего собрания собственников помещений обязательны для всех собственников, но не для нанимателей.

Суд, выслушав помощника прокурора Богатовского района Самарской области Букреева Е.В, представителя заинтересованного лица Соколова Д.В., исследовав материалы дела, удовлетворяет заявление.

В судебном заседании установлено, что постановлением главы муниципального района Богатовский Самарской области от 29.11.2011 № 1346 установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Вместе с тем согласно приложению № 1 установлен тариф на вывоз ЖБО, ТБО и утилизацию ЖБО л.д.5-8.

Указанное постановление содержит правовые нормы, определяющие правила поведения нанимателей жилых помещений в части осуществления платы за содержания и ремонт жилых помещений, субъектов регулируемых отношений.

Данное постановление опубликовано в газете Богатовского района Самарской области «Красное знамя» 09.12.2011 г. л.д.10.

Постановление содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направленно на урегулирование жилищных правоотношений и опубликовано в соответствии с установленным уставом муниципального района Богатовский порядке, в связи с чем является нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно п. 2 ст. Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ осуществляет надзор, в частности, за соответствием законам издаваемых федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами нормативных правовых актов.

Оспариваемое постановление принято главой муниципального района Богатовский Самарской области, который в соответствии со ст. 18 устава муниципального района Богатовский Самарской области возглавляет администрацию муниципального района Богатовский Самарской области - исполнительно-распорядительный орган муниципального района Богатовский Самарской области, и входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района Богатовский л.д.22.

В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются также Правилами 491, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее Правила).

В силу п. 8 данного Постановления Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено давать разъяснения о применении Правил.

Из содержания письма Минрегионразвития Российской Федерации от 06.03.2009 г. N 6177-АД/14 следует, что органы местного самоуправления в соответствии со ст. 14 ЖК РФ не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов.

Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с п.п. «д» п. 11 Правил, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (ч. 7 и 8 ст. 156 Кодекса) или в случае, указанном в п. 34 Правил, органом местного самоуправления как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления многоквартирным дом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖКРФ).

Таким образом, установление тарифа за вывоз твердых и жидких бытовых отходов и установление для нанимателей жилых помещений тарифа за утилизацию ЖБО является незаконным.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов.

Согласно письма Министерства регионального развития РФ от 03.11.2008 N 25080-СК/14 "О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов" утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.

Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию "содержание жилого помещения". При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Установление тарифа за утилизацию ЖБО для нанимателей жилых помещений, противоречит указанным выше нормам федерального законодательства РФ.

Оспариваемое постановление нарушает жилищные права граждан, в том числе право на оплату расходов на содержание и ремонт жилых помещений по обоснованным и законным тарифам.

Прокуратурой района на незаконный правовой акт 09.12.2011г. внесен протест, который был отклонен администрацией муниципального района Богатовский.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах есть все основания для удовлетворения заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Богатовского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать постановление главы муниципального района Богатовский от 29.11.2011 г. № 1346 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» от 09.12.2011г за № 07-12-774/11 не действующим в части установления платы за вывоз жидких и твердых бытовых отходов, а также за утилизацию жидких бытовых отходов, со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Богатовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

СУДЬЯ

Решение в окончательной форме изготовлено 27.02.2012 г.