решение о предоставлении вне очереди жилого помещения истцу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Богатое Самарской области 29 марта 2012 года

Судья Богатовского районного суда Самарской области Н.А. Рогов,

с участием помощника прокурора Богатовского района Самарской области Е. В. Букреева,

при секретаре А.Ю. Репейко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-35/2012 по исковому заявлению прокурора Богатовского района Самарской области в защиту прав и законных интересов Попова <данные изъяты> к Администрации муниципального района Богатовский Самарской области о предоставлении вне очереди жилого помещения истцу О.Н. Попову из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Богатовского района Самарской области обратился
в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов Попова <данные изъяты> и просил обязать Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области предоставить истцу О.Н. Попову из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, ссылаясь на нормы, установленные п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании прокурор Е.В. Букреев заявленное требование поддержал и просил обязать Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области обеспечить вне очереди жилым помещением общей площадью не ниже установленных социальных норм О.Н. Попова из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации в соответствии с действующим жилищным законодательством и дополнительными гарантиями по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокурор Е.В. Букреев пояснил, что в ходе проведенной проверки исполнения жилищного законодательства в части обеспечения вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что согласно Постановлению Главы Богатовского района Самарской области от 02.04.2001 № 417-А О.Н. Попов, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по месту жительства в <адрес>, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако по настоящее время в нарушение указанных норм Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обеспечен жилым помещением.

Истец О.Н. Попов в судебном заседании поддержал заявленное прокурором в защиту прав и законных интересов истца требование об обеспечении его вне очереди жилым помещением общей площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с действующим жилищным законодательством и дополнительными гарантиями по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прокурор в подтверждение изложенных в исковом заявлении фактов и обстоятельств, которые подлежат доказыванию по заявленному требованию об обеспечении вне очереди жилым помещением, представил все необходимые для этого доказательства, подтверждающие право истца О.Н. Попова из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, на обеспечение его вне очереди жилым помещением, в том числе:

- копию Постановления Главы Богатовского района Самарской области от 02.04.2001 № 417-А «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», включая О.Н. Попова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

- копию заявления О.Н. Попова прокурору Богатовского района Самарской области с просьбой обратиться в суд с иском о возложении на Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области обязанности об обеспечении его вне очереди жилым помещением общей площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с действующим жилищным законодательством и дополнительными гарантиями по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- прочие доказательства того, что О.Н. Попов в <данные изъяты> возрасте остался без попечения родителей, и после окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в <данные изъяты> года имеет в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Богатовский Самарской области Т.Е. Павлова (на основе доверенности от 01.08.2011) иск не признала, полагая требование прокурора неправомерным и не подлежащим удовлетворению исходя из того, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не относится к вопросам местного значения муниципальных районов.

Кроме того, в силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования и обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только за счет и в пределах субвенций, предоставляемых муниципальному району из областного бюджета для осуществления переданных субъектом Российской Федерации отдельных государственных полномочий.

Наряду с этим, представитель ответчика не оспаривал право истца О.Н. Попова на дополнительную социальную защиту, в том числе нуждаемость истца О.Н. Попова, не имеющего закрепленного жилого помещения и состоящего на учете в Администрации муниципального района Богатовский в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья.

Министерство управления финансами Самарской области, привлеченное к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ и представило возражения относительно иска, считая неправомерным требование прокурора. Министерство управления финансами Самарской области исходит из того, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Самарской области от 24 октября 2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 г. № 421, средства областного бюджета на приобретение жилья указанной категории граждан выделяются ежегодно через соответствующего главного распорядителя средств областного бюджета (Минэкономразвития Самарской области) органам местного самоуправления на основании составленных ими списков. Поскольку право О.Н. Попова на обеспечение его вне очереди жилым помещением в соответствии с действующим жилищным законодательством и дополнительными гарантиями по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникло по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, то есть в <данные изъяты> года, учитывая, что списки детей-сирот формируются органами местного самоуправления по состоянию на 01 февраля и до 15 февраля представляются в Минэкономразвития Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области считает, что право истца О.Н. Попова на внеочередное предоставление жилого помещения не нарушено, так как срок исполнения обязательств не наступил. Следовательно, на момент рассмотрения дела истец О.Н. Попов не лишен социальной защиты государства. Поскольку прокурором не представлены доказательства отсутствия закрепленного за О.Н Поповым жилого помещения, Министерство управления финансами Самарской области считает требование прокурора о предоставлении О.Н. Попову жилого помещения не подлежащим удовлетворению (л.д. 36-37).

Привлеченное к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области также просило рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ и в представленных в письменной форме возражениях относительно иска (л.д. 42-43) полагает, что заявленное прокурором требование необоснованно и не подлежит удовлетворению, поскольку обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований за счет средств областного бюджета в пределах объема субвенций, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий год и плановый период, в то же время выделяемых из областного бюджета средств очевидно недостаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить жилыми помещениями всех нуждающихся граждан указанной категории, включая лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выслушав объяснения прокурора, истца О.Н. Попова и представителя ответчика, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявленное прокурором требование о внеочередном обеспечении жилым помещением истца О.Н. Попова из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленных доказательств усматривается, что О.Н. Попов, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилыми помещениями, нуждается в жилье и по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, а именно с <данные изъяты> года, и до настоящего времени вне очереди жилым помещением не обеспечен. Указанное обстоятельство кем-либо из сторон и третьих лиц не оспаривается.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в иных случаях, указанных в данной норме закона.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ указанной категории граждан, включая лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанной категории граждан в установленном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 г.
N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законодательно закреплен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, согласно которой наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 указанного закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Той же нормой закреплено право органов местного самоуправление дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно ст. 1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципальных районов, включая муниципальный район Богатовский Самарской области, наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Органы местного самоуправления осуществляют переданные государственные полномочия при наличии на территории муниципального образования указанных категорий граждан.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона
от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На территории Самарской области принят и действует Закон Самарской области от 11 июля 2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", который определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, включая лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и Законом Самарской области от 11 июля 2006 г. N 87-ГД нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 г. N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат указанным категориям граждан, либо субвенций бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11 июля 2006 г. N 87-ГД. При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам указанной категории, включая лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата в размере, установленном ст. 7 Закона Самарской области от 11 июля 2006 г. N 87-ГД. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам указанной категории определяется Правительством Самарской области.

Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм является обязанностью органа местного самоуправления муниципального образования в случае наделения его соответствующими государственными полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной категории к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Доводы ответчика и третьих лиц, просивших суд отказать в удовлетворении заявления прокурора, поскольку в муниципальном жилищном фонде свободные жилые помещения отсутствуют, обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, включая лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется только за счет и в пределах субвенции, выделяемой муниципальному району Богатовский Самарской области из областного бюджета для осуществления переданных субъектом РФ государственных полномочий, и финансовых средств на приобретение жилых помещений недостаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить жилыми помещениями всех нуждающихся граждан указанной категории, исковое требование об обеспечении жилым помещением О.Н. Попова из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предъявлено прокурором преждевременно, не основаны на законе.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении либо приемной семье снимаются с полного государственного обеспечения, суд приходит к выводу, что разрешение заявленного прокурором требования об обеспечении вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм истца О.Н. Попова из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае – Самарской области). Следовательно, истец О.Н. Попов, не имеющий закрепленного жилого помещения, по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в <данные изъяты> года должен незамедлительно быть обеспечен жилым помещением не ниже установленных социальных норм и после наступления предусмотренного федеральным законом момента возникновения права на его получение в данном случае нарушено право истца на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 204 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требование прокурора Богатовского района Самарской области в защиту прав и законных интересов Попова <данные изъяты> к Администрации муниципального района Богатовский Самарской области о внеочередном обеспечении жилым помещением гражданина О.Н. Попова из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области обеспечить вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм Попова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в соответствии с действующим жилищным законодательством и дополнительными гарантиями по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором и третьими лицами, участвующими в деле, в апелляционную инстанцию Самарского областного суда путем подачи апелляционных жалобы, представления через Богатовский районный суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Рогов

Решение суда в окончательной форме составлено судьей с использованием
ПК в совещательной комнате 03 апреля 2012 года.