Приговор по ст. 111 ч.1 УК РФ



ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2012 года                                                                                                              г. Бодайбо

         

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мурашовой Ф.Т., с участием государственного обвинителя - помощника прокурора г. Бодайбо Майоровой Е.В., подсудимой Елисеевой О.Н., защитника - адвоката Жирновой М.А., представившей удостоверение ***, ордер *** от 24 августа 2012 г., при секретаре Пелипчук А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела № 1-89-2012 в отношении

Елисеевой О.Н.,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ,

установил:

Елисеева О.Н. умышленно причинила тяжкий вред здоровью при превышении пределов необходимой обороны, при следующих обстоятельствах:

02 мая 2012 г., около 13 часов 00 минут, в *** Елисеева находилась в гостях у Е. по адресу: ***, куда пришел К.В.. В это время между ними на почве личных неприязненных отношений возникла ссора, в ходе которой К.В. нанес Елисеевой удары кулаками в разные части тела, тем самым, причинив ей физическую боль, а также пытался душить ее. В ответ на действия К.В., Елисеева взяла со стола кухонный нож и умышленно, с достаточной силой ударила ножом стоящего перед ней К.В. в область левого бедра, отчего последний упал на Елисееву, повалив ее на пол, при этом, продолжал наносить ей удары в разные части тела. Тогда Елисеева, действуя умышленно, защищаясь от посягательства со стороны К.В., предприняла действия, явно не соответствующие характеру опасности посягательства, применив к К.В. крайние средства, не соразмерные нападению, а именно, с достаточной силой ударила указанным выше ножом лежащего на ней К.В. в спину. Своими преступными действиями Елисеева причинила К.В. телесные повреждения в виде: А. Ранение покровных, мягких тканей задней поверхности груди слева в области лопатки, проникающего в левую плевральную полость, с травматическим левосторонним пневмотораксом. Это проникающее ранение является опасным для жизни, что квалифицируется как тяжкий вред здоровью. Б. Ранение покровных, мягких тканей области левого бедра по задней его поверхности в области средней его трети без повреждения крупных сосудов и нервов. Это не проникающее ранение относится к причинившим легкой вред здоровью, как влекущее кратковременное, на срок до трех недель, расстройство здоровья.

Допрошенная в судебном заседании подсудимая Елисеева О.Н. вину признала частично, показала, что в мае 2012 г. она проживала у родственницы Е. с детьми, т.к. поругалась с мужем. 02 мая 2012 г. она пришла с ночной смены, в квартиру пришли муж К.В. с братом, оба в состоянии алкогольного опьянения. К.В. хотел поговорить с ней, она увидела, что он пьяный, сказала, чтобы он сначала проспался, потом приходил, Е. выгнала их. К.В. с братом уехали, через полчаса приехали обратно. Е. в это время легла спать в одной из комнат, она выходила в зал, когда К.В. забежал в зал, она стояла в дверях, К.В. стал ее избивать и душить, он был в состоянии сильного алкогольного опьянения, схватил ее за горло, она не могла оторвать его руку, стала задыхаться. До этого в гости зашла знакомая Е., она оттащила ее от К.В.. Однако, К.В. снова схватил ее, стал бить по различным частям тела, она не могла оттолкнуть его, т.к. он схватил ее за волосы, вытащил ее в прихожую. Она вывернулась от него, убежала на кухню, схватила со стола кухонный нож, хотела напугать К.В.. Когда К.В. налетел на нее, стоял близко, схватил за волосы, из зала они переместились в комнату, и она нанесла ему удар ножом в ногу, думала, что он испугается и прекратит свои действия, однако, К.В. вновь стал на нее надвигаться, схватил ее, они упали, К.В. оказался сверху, стал бить ее. Она закрывала лицо, а затем, защищаясь от его действий, нанесла ему удар ножом в спину. К.В. закричал, Е. проснулась, вышла из комнаты, стала его выталкивать из квартиры. Она сразу убежала из квартиры на 2-ой этаж, смотрела у соседей в окно. Она увидела, как К.В. с братом вышли из дома, сели на мотоцикл и уехали. Она вернулась в квартиру, Е. стала ругаться на нее. Затем ей позвонили, сказали, что К.В. в больнице. С телесными повреждениями она в больницу не обращалась. Нож она схватила, чтобы защититься от К.В., т.к. он был пьяный, вел себя агрессивно, бил ее и чуть не задушил. Сожалеет о случившемся, в содеянном раскаивается. От ударов К.В. у нее остались синяки на плече, руках, правой ноге, а также были кровоподтеки на шее. В настоящее время они с К.В. помирились, проживают вместе.

Вина Елисеевой О.Н. подтверждается следующими доказательствами.

Потерпевший К.В. показал суду, что 02 мая 2012 г. он употреблял спиртное с братом К.С.. До этого он поругался с женой Елисеевой из-за того, что он употреблял спиртное, и она с детьми ушла жить к Е.. Днем он решил съездить к Е., поговорить с Елисеевой, чтобы она вернулась домой. Они с братом находились в состоянии сильного алкогольного опьянения, постучали в дверь, им открыли, Елисеева стала выгонять его из-за того, что он пьян, они с братом уехали, еще выпили. В 20-30 часов они опять вернулись к Е., дверь была открыта. Он сразу начал избивать Елисееву, т.к. разозлился, что она не хотела мириться с ним. Он ударил Елисееву по лицу, схватил за волосы, стал душить, Елисеева отбивалась от него, наносила ли в ответ удары, не помнит. Видел, что у Елисеевой в руках появился нож, забрать его не пытался, решил, пусть бьет, куда хочет. Когда они дрались, Елисеева ударила его ножом один раз в верхнюю часть левой ноги, он разозлился еще больше, продолжил избивать ее, толкнул ее, они упали, после чего почувствовал удар в грудную клетку сзади. Он вышел на улицу, сел на мотоцикл, брат увез его в больницу. В настоящее время они помирились, он больше не употребляет спиртное, вместе они проживают *** лет, у них совместные дети. Характеризует Елисееву положительно, она хорошая хозяйка, воспитывает детей, в семье хорошие, спокойные отношения.

Свидетель К.С. показал суду, что 02 мая 2012 г. он с братом К.В. распивал спиртное, оба они были в состоянии сильного алкогольного опьянения. Затем они поехали к Е., т.к. брат хотел помириться с женой Елисеевой. Они зашли в квартиру, брат прошел в комнату разговаривать с Елисеевой, а он в прихожей задремал. Что происходило далее, не помнит, т.к. был в состоянии сильного алкогольного опьянения. Потом его растолкал брат, он видел у него на ноге кровь, повез его в больницу. Кто и каким образом нанес его брату ножевые ранения, не видел.

Свидетель Е.показала суду, что 24 апреля 2012 г. Елисеева с детьми пришла к ней жить, т.к. ее муж пил и скандалил. Елисеева жила у нее, т.к. К.В. в состоянии алкогольного опьянения становился очень агрессивным, она его боялась, не хотела скандалов в доме, поэтому уходила жить к ней. 02 мая 2012 г. К.В. с братом пришел к ней домой пьяный, хотел выяснить отношения с Елисеевой. Она их выгнала, они ушли, она легла спать. Когда он вернулся, и что между ними произошло, она не видела, т.к. спала. Когда проснулась, увидела, что К.В. в крови, рядом с ним лежал нож. Она подняла нож, сказала брату К.В. увезти его в больницу, они уехали. Елисеева испугалась, убежала, а потом вернулась, она стала ее ругать за то, что произошло в ее квартире. Затем увидела у Елисеевой синяки на руках и ногах, красные пятна на шее. Видно было, что К.В. ее душил. Самой драки она не видела, знает со слов Елисеевой, что та защищалась от К.В., поэтому и ударила его ножом. К врачу Елисеева не обращалась, они проконсультировались со знакомым из ***, и он сказал, что побои снимать не обязательно. После того, как К.В. увезли в больницу, Елисеева ушла жить домой. Кроме нее, телесные повреждения видела подруга Елисеевой - А., которая приходила поддержать Елисееву. С 24 апреля 2012 г. по 02 мая 2012 г. телесных повреждений на теле Елисеевой не было. Елисеева рассказала ей, что когда она уснула, пришел К.В. в состоянии алкогольного опьянения, хотел выяснить отношения, был агрессивно настроен. Елисеева сидела на кухне, пила чай, К.В. залетел в квартиру, стал ее душить сзади. О том, что Елисеева нанесла К.В. телесные повреждения, знает со слов Елисеевой. Телесные повреждения Елисеева нанесла К.В., когда он душил ее, они боролись, у нее в глазах потемнело, и она схватилась за нож. Нож был ее, кухонный, из набора, с деревянной ручкой. Она его выкинула в мусор. Характеризует Елисееву положительно, как замечательную мать, работящую, спиртными напитками не злоупотребляющую, добрая, спокойная. Они являются близкими подругами, знакомы очень давно.

По ходатайству государственного обвинителя, с согласия сторон, в порядке ст. 281 УПК РФ, были оглашены показания свидетеля О., в связи с ее неявкой, из которых следует, что с ней в одном доме по соседству проживает Е. Знает, что у Е. некоторое время проживала Елисеева О., неоднократно слышала, что в квартире Е. распивают спиртные напитки, по факту причинения Елисеевой ножевого ранения К.В. ничего пояснить не может. 02 мая 2012 г. в квартиру Е. не заходила (л.д. 55-56).

Из протокола осмотра места происшествия от 29 мая 2012 г. следует, что при осмотре ***. *** по *** следов борьбы не обнаружено (л.д. 47-51).

Из заключения эксперта от 15 мая 2012 г. следует, что у К.В. на момент его поступления в стационар (03 мая 2012 г. в 05 часов 40 минут) имелись следующие телесные повреждения: А. Ранение покровных мягких тканей задней поверхности груди слева в области лопатки, проникающее в левую плевральную полость, с травматическим левосторонним пневмотораксом. Не исключено, что это ранение могло быть причинено воздействием твердого травмирующего предмета, обладающего колюще-режущими свойствами, возможно - ножа. В момент причинения этого ранения К.В. был обращен к травмирующему предмету задней поверхностью своего туловища, при этом он мог находиться в любом положении (стоя, лежа, сидя) при обязательном условии доступности для травмирующего предмета зоны травматизации - задней поверхности груди слева. Содержание и объем имеющегося в представленной медицинской документации описания этого ранения не позволяет конкретно высказаться о давности его причинения. При этом нельзя исключить возможность его причинения 02 мая 2012 г., около 13.00 часов. Это проникающее ранение является опасным для жизни, что квалифицируется как тяжкий вред здоровью. Б. Ранение покровных мягких тканей области левого бедра по задней его поверхности в области средней его трети без повреждения крупных сосудов и нервов. Не исключено, что это ранение могло быть причинено воздействием твердого травмирующего предмета, обладающего колюще-режущими свойствами, возможно - ножа. В момент причинения этого ранения К.В. был обращен к травмирующему предмету задней поверхностью левого бедра. При этом он мог находиться в любом положении (стоя, сидя, лежа) при обязательном условии доступности для травмирующего предмета зоны травматизации - задней поверхности левого бедра. Содержание и объем имеющегося в представленной медицинской документации описания этого ранения не позволяет конкретно высказаться о давности его причинения. При этом нельзя исключить возможность его причинения 02 мая 2012 г., около 13.00 часов. Это не проникающее ранение относится к причинившим легкий вред здоровью, как влекущее кратковременное, на срок до трех недель, расстройство здоровья, поскольку не осложненное заживление такого повреждения обычно продолжается менее трех недель (л.д. 39-43).

Суд доверяет показаниям подсудимой Елисееву О.Н., потерпевшего К.В., свидетелей К.С., Е., О., считает их относимыми, допустимыми и достоверными, поскольку они согласуются между собой, дополняют друг друга, подтверждаются материалами уголовного дела. Суд берет данные показания за основу приговора.

Оценивая вышеизложенные письменные доказательства по делу, суд находит их относимыми, допустимыми, достоверными, поскольку они добыты с соблюдением норм уголовно-процессуального закона, согласуются с другими доказательствами по делу, а в своей совокупности достаточными для установления вины подсудимой Елисеевой О.Н. в совершении преступления, изложенного в описательной части приговора.

Давая оценку действиям подсудимой, государственный обвинитель просила переквалифицировать действия Елисеевой О.Н. с ч. 1 ст. 111 УК РФ на ч. 1 ст. 114 УК РФ в связи с тем, что обвинение по ч. 1 ст. 111 УК РФ не нашло своего подтверждения в судебном заседании.

           Обсудив предложенную следствием квалификацию действий подсудимой Елисеевой О.Н. по ч. 1 ст. 111 УК РФ, то есть умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, суд пришел к выводу, что совокупность обстоятельств, установленных в судебном заседании, собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что в действиях подсудимой отсутствует состав указанного преступления. Судом из показаний подсудимой, потерпевшего К.В., свидетеля Е. установлено, что Елисеева нанесла два удара потерпевшему ножом, защищаясь от посягательства со стороны К.В., который избивал ее, душил, и продолжал свои действия даже после нанесения ею первого удара ножом ему в ногу. Данные показания подсудимой Елисеевой не были опровергнуты в ходе судебного следствия, их подтвердил потерпевший К.В., а также свидетель Е., которая, хотя и не была очевидцем момента нанесения подсудимой ударов ножом потерпевшему, однако, видела после произошедшего кровоподтеки у Елисеевой на шее и различных частях тела.

Учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, а также то, что государственный обвинитель пришла к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимой обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ, изменила подсудимой обвинение в сторону смягчения, просила переквалифицировать ее действия на ч. 1 ст. 114 УК РФ, изложив суду мотивы изменения обвинения, суд соглашается с позицией государственного обвинителя. Поскольку предложенное государственным обвинителем изменение обвинения не ухудшает положение подсудимой и не нарушает ее право на защиту, суд находит данное изменение обвинения обоснованным и обязательным для суда.

Таким образом, оценив представленные доказательства, как в их совокупности, так и каждое в отдельности, суд считает вину подсудимой Елисеевой О.Н. в содеянном установленной и доказанной, а ее действия квалифицирует по ч. 1 ст. 114 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны.

Елисеева О.Н. на учете у врача психиатра не состоит, наблюдая ее поведение в судебном заседании, адекватное имеющейся ситуации, принимая во внимание материалы дела, касающиеся личности подсудимой, суд признает ее вменяемой в отношении совершенного преступления и подлежащей уголовной ответственности.

При назначении наказания суд руководствуется требованиями ст. 60 УК РФ и учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, которое относится к категории преступлений небольшой тяжести, личность виновной, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осуждаемой, условия жизни ее семьи.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимой, суд признает признание вины, раскаяние, наличие двоих несовершеннолетних детей, противоправность поведения потерпевшего, явившееся поводом для преступления.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимой,судом не установлено.

Оснований для применения к подсудимой ст. 64 УК РФ суд не находит.

Елисеева О.Н. ранее не судима, по месту жительства и месту работы характеризуется положительно, как спокойная, уравновешенная, спиртными напитками не злоупотребляющая, ответственная.

Учитывая вышеизложенное, совокупность смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, личность подсудимой, ее отношение к содеянному, а также мнение потерпевшего К.В., просившего строго ее не наказывать, суд назначает Елисеевой О.Н. наказание в виде исправительных работ, с применением ст. 73 УК РФ. Суд назначает Елисеевой испытательный срок, в течение которого она должна своим поведением доказать свое исправление.

Гражданский иск по делу не заявлен.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Елисееву О.Н. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 114 УК РФ, и назначить ей наказание в виде 7 месяцев исправительных работ с удержанием в доход государства 5 % из заработной платы осужденной.

В силу ст. 73 УК РФ назначенное Елисеевой О.Н. наказание считать условным с испытательным срокомв 1 год. Испытательный срок исчислять с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок зачесть время, прошедшее со дня провозглашения приговора.

Обязать осужденную Елисееву О.Н. не менять постоянное место жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных.

Меру пресечения Елисеевой О.Н. до вступления приговора в законную силу оставить прежней в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения.

Судья: