Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бодайбо 15 июля 2010 г.
Дело № 2-468-2010
Бодайбинский городской суд Иркутской области, в составе:
судьи Ермакова Э.С. единолично,
при секретаре Алексеевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исщановой Л.М. к Администрации г. Бодайбо и района, Управлению общего образования Администрации г. Бодайбо и района, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду комбинированного вида № 32 о признании приказа от 04 февраля 2009 года № 29 Управления образования администрации г. Бодайбо и района «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников образования, находящихся в ведении муниципального образования г. Бодайбо и района», о возложении обязанности производства перерасчета начисленных сумм заработной платы начиная с 01 января 2009 года и по настоящее время,
у с т а н о в и л :
Исщанова Л.М. в лице своего представителя Сильченко Ю.В. обратилась с иском к Администрации г. Бодайбо и района, Управлению общего образования Администрации г. Бодайбо и района, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду комбинированного вида № 32 (ниже по тексту «Детский сад № 32») о признании приказа от 04 февраля 2009 года № 29 Управления образования администрации г. Бодайбо и района «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников образования, находящихся в ведении муниципального образования г. Бодайбо и района», о возложении обязанности производства перерасчета начисленных сумм заработной платы начиная с 01 января 2009 года и по настоящее время исходя из размера должностного оклада 8863 рубля 51 копейка.
В обоснование заявленных требований истица указала, что с 01 марта 2006 года работает инспектором отдела кадров в Детском саде № 32. Поскольку последнее является бюджетным учреждением, оплата труда его работников, включая истицу, осуществляется на основе тарифной системы, установленной в частности обжалуемым приказом. Данным правовым актом с 01 января 2009 года установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС по оплате труда работников образовательных учреждений, находящихся в ведении Управления образования Администрации г. Бодайбо и района, в размере 1600 рублей 73 копейки. Размеры должностных окладов устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) на межразрядный коэффициент, который установлен для истицы в размере 2,047.
Данный приказ об установлении минимального должностного оклада в размере 1600 рублей 73 копеек истица полагает незаконным, поскольку согласно ст. ст. 129, 135 ТК РФ должностной оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Федеральным законом РФ от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда составил 4330 рублей. Поскольку истица проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, где установлен районный коэффициент и надбавки к заработной плате, единый во всей Российской Федерации районный коэффициент не может обеспечить справедливого вознаграждения за труд, выполняемый в неодинаковых условиях. Труд работников, занятых на работах с особыми природно-климатическими условиями, должен в силу ст. 146 ТК РФ оплачиваться в повышенном размере. Применение к оплате труда районного коэффициента и северных надбавок следует и из правовой позиции, выраженной в определениях от 01 октября 2009 года № 160-О-О, от 17 декабря 2009 года № 1557-О-О.
В исковом заявлении на основании данных положений закона истица делает вывод о том, что: размер тарифных ставок (окладов), базовых ставок (окладов), а, следовательно, заработная плата работающего, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда; районный коэффициент, северные надбавки, а также другие стимулирующие и компенсационные выплаты начисляются сверх тарифной ставки (оклада), определенного исходя из минимального размера оплаты труда.
Истица полагает, что при данных условиях, приказ 04 февраля 2009 года № 29 Управления образования администрации г. Бодайбо и района «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников образования, находящихся в ведении муниципального образования г. Бодайбо и района» является незаконным, а её заработная плата должна рассчитываться исходя из должностного оклада 8863 рубля 51 копейка, рассчитанного путем умножения минимального размера оплаты труда 4330 рублей на межразрядный коэффициент 2,047 с применением районного коэффициента и надбавок за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В судебное заседание истица - Исщанова Л.М. не явилась, о времени и месте слушания дела судом извещена, просила о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель истицы - Сильченко Ю.В. (по нотариальной доверенности от 15 апреля 2010 года со всеми полномочиями, предусмотренными ст. 54 ГПК РФ) требования по исковому заявлению поддержала в полном объеме.
Представители ответчика: Захарова Е.В., Романенко Е.В. (по доверенностям от 15 июня 2010 года, от 21 декабря 2009 года соответственно) иск не признали. Пояснили, что заработная плата работника, выработавшего норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, куда включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Ранее действовавшая норма части 2 ст. 129 ТК РФ о том, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, утратила силу. Поэтому органы местного самоуправления, устанавливая размер минимального должностного оклада работников бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, не обязаны определять его применительно к минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации. Органы местного самоуправления должны обеспечить выплату заработной платы с учетом районного коэффициента, надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат в размере не меньшем, чем установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с частью 2 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно части 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации «Основные понятия и определения» исключены понятия минимального размера оплаты труда и его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы, но при этом в соответствии с частью 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С 1 сентября 2007 года признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Соответственно исключена и обязанность работодателей приводить размер тарифной ставки (должностного оклада) работников в соответствии с установленным федеральным законом минимальным размером оплаты труда в РФ.
Не предусмотрена такая обязанность и работодателей - бюджетных учреждений другими положениями трудового законодательства и иных правовых актов.
Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда, признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Данная правовая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда РФ от 10 сентября 2008 года по делу № 83-Г08-11, Определениях Конституционного Суда РФ от 01 октября 2009 года № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 года № 1557-О-О.
Поэтому доводы стороны истца о том, что размер тарифной ставки (должностного оклада) должен быть установлен органом местного самоуправления в размере, не меньшем, чем существующий минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации, и именно к этому размеру должны применяться межразрядные коэффициенты для установления оплаты труда работников, включая Исщанову Л.М., не могут быть признаны правильными.
Приведенные выше положения позволяют сделать вывод о том, что установление размера тарифной ставки (должностного оклада) работнику ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, само по себе не нарушает права работника на справедливую оплату труда в соответствии с частью 2 ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 ТК РФ.
В указанных выше определениях Конституционный суд РФ указал, что при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.
Как следует из материалов дела, согласно заключенному трудовому договору 01 марта 2006 года с учетом дополнительных соглашений от 01 марта 2007 года, от 01 января 2009 года, от 01 сентября 2009 года и от 25 декабря 2009 года Исщанова Л.М. работает инспектором отдела кадров, 10 разряд ЕТС (единой тарифной сетки), Детский сад № 32 л.д. 20-25).
Дополнительным соглашением от 01 января 2009 года ей установлен должностной оклад 3276 рублей 69 копеек без учета районного коэффициента, северных надбавок, иных компенсационных и поощрительных выплат л.д. 22).
Данный размер оклада соответствует приказу от 04 февраля 2009 года № 29 Управления образования администрации г. Бодайбо и района «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников образования, находящихся в ведении муниципального образования г. Бодайбо и района», которым с 01 января 2009 года установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда работников образовательных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования г. Бодайбо и района л.д. 9-10). Приложением № 1 к данному приказу определена сетка межразряджных коэффициентов, в частности десятому разряду оплаты труда соответствует тарифный коэффициент 2,047 и должностной оклад 3276 рублей 69 копеек.
Обжалуемый приказ Управления образования Администрации г. Бодайбо и района принят во исполнение постановления Мэра г. Бодайбо и района от 02 февраля 2009 года № 34-п, утвердившего указанную тарифную ставку (оклад) первого разряда и сетку тарифных коэффициентов, решения Думы г. Бодайбо и района от 25 декабря 2008 года № 85, утвердившего предел расходных обязательств бюджета на оплату труда работников муниципальных учреждений в виде установления тарифной ставки (оклада) первого разряда в размере, не ниже Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений л.д. 35-36).
Данный размер тарифной ставки (должностного оклада) превышает установленную действовавшим на момент вынесения указанных правовых решений Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», с учетом ее повышения до 1221 рубля Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2006 года № 590.
Приведенные выше доказательства по делу свидетельствуют о том, что установление должностного оклада истице в размере 3276 рублей 69 копеек с применением к нему районного коэффициента (1,7) в Бодайбинском районе Иркутской области и надбавок за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%) превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01 января 2009 года - 4 330 рублей, а, следовательно, обеспечивает соблюдение положений ст. ст. 2, 22, 130, 132, 135, 146, 147, 315, 316 ТК РФ об установлении работникам, занятым выполнением работ в особых природно-климатических условиях заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ с нормальными условиями труда.
Поэтому установление приказом от 04 февраля 2009 года № 29 Управления образования администрации г. Бодайбо и района «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников образования, находящихся в ведении муниципального образования г. Бодайбо и района» тарифной ставки (должностного оклада) первого разряда в размере 1600 рублей 73 копейки непосредственно прав и законных интересов Исщановой Л.М. на получение справедливой заработной платы, применительно к условиям ее труда и характера выполняемой трудовой функции, не нарушает. Иное истицей и ее представителем в судебном заседании не доказано в порядке ст. 56 ТК РФ.
Доводы стороны истца о том, что установление минимальной тарифной ставки в размере 1600 рублей 73 копейки не обеспечивает с учетом районного коэффициента и надбавок выплату заработной платы в установленном законом минимальном размере оплаты труда в РФ, не является основанием для признания приказа Управления образования Администрации г. Бодайбо и района от 04 февраля 2009 года № 29 противоречащим закону.
Пунктом 8 решения Думы г. Бодайбо и района от 25 декабря 2008 года № 85 предусмотрено, что в случае, если сумма фактически начисленной заработной платы работника бюджетного учреждения муниципального образования г. Бодайбо и района, полностью отработавшего норму рабочего времени, с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Иркутской области, работнику бюджетного учреждения муниципального образования г. Бодайбо и района работодателем производиться соответствующая компенсационная доплата в размере образовавшейся разницы л.д. 36).
Данное решение, установив расходные обязательства муниципального бюджета в данной части, создает условия для обеспечения права каждого работника, чья оплата труда с учетом компенсационных и стимулирующих выплат окажется меньше минимального размера оплаты труда, положений части 2 ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 2 и части 3 ст. 133 ТК РФ о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
При указанных обстоятельствах, приказ от 04 февраля 2009 года № 29 Управления образования администрации г. Бодайбо и района «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников образования, находящихся в ведении муниципального образования г. Бодайбо и района» тарифной ставки (должностного оклада) первого разряда в размере 1600 рублей 73 копейки, не противоречит требованиям закона и не нарушает права истицы на получение справедливой заработной платы с учетом осуществления ею трудовой функции в особых климатических условиях.
Соответственно в удовлетворении заявленных Исщановой Л.М. требований о признании указанного выше приказа Управления образования Администрации г. Бодайбо и района незаконным; признании незаконным выплату ей заработной платы за выполнение норм рабочего времени из расчета ниже минимального размера оплаты труда; о возложении на Детский сад № 32 обязанность произвести перерасчет начисленных сумм оплаты труда начиная с 01 января 2009 года по настоящее время исходя из должностного оклада в размере 8863 рубля 51 копейка, должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исщановой Л.М. в иске к Администрации г. Бодайбо и района, Управлению общего образования Администрации г. Бодайбо и района, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду комбинированного вида № 32 о признании приказа от 04 февраля 2009 года № 29 Управления образования администрации г. Бодайбо и района «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников образования, находящихся в ведении муниципального образования г. Бодайбо и района», о возложении обязанности производства перерасчета начисленных сумм заработной платы начиная с 01 января 2009 года и по настоящее время исходя из размера должностного оклада 8863 рубля 51 копейка, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10-ти дней через Бодайбинский городской суд.
Судья: Э.С. Ермаков