Решение о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бодайбо 27 июля 2010 г.

Дело №2-507-2010

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе:

судьи Ермакова Э. С.,

при секретаре Бардиж В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баландиной Н.Е. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,

у с т а н о в и л :

Баландиной Н.Е. обратилась в Бодайбинский городской суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.

В обоснование заявленных требований истица указала, что после смерти ее отца - С., последовавшей 03 ноября 2007 года, на его лицевом счете осталась накопительная часть трудовой пенсии, которая согласно ст. 38 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», выплачивается правопреемникам в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Баландина Н.Е. как наследница С. о порядке выплаты средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица узнала в Бодайбинском районном отделе судебных приставов. Однако при обращении к ответчику за получением средств пенсионных накоплений, ей было отказано со ссылкой на пропуск установленного законом шестимесячного срока и необходимость восстановить данный срок в судебном порядке.

В судебном заседании истица - Баландина Н.Е. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области - Лопух Р.И. (по доверенности от 01 февраля 2010 года №ОК-09/356) в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что истица пропустила установленный законом срок. Для восстановления правопреемнику срока на подачу заявления в органы ПФР судом должны быть установлены причины пропуска данного срока и их уважительный характер. В случае принятия решения судом о восстановлении данного срока, решение о выплате средств пенсионных накоплений либо об отказе в этой выплате, а также сумме, подлежащей выплате правопреемникам умершего С. будет определена территориальным органом ПФР в соответствии с «Правилами выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года № 741. Представленные суду документы, что Баландина Н.Е. является наследником умершего, и имеет право на обращение за получением средств пенсионных накоплений умершего С., сомнения не вызывают.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случаях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 3 указанной нормы закона, выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.

По правилам ст. 205 ГК РФ, подлежащей применению к спорным правовым отношениям сторон в силу аналогии закона, в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

Помимо этого, вопрос о восстановлении срока на получение средств пенсионных накоплений решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2008 года).

Как следует из материалов дела, С. скончался 03 ноября 2007 года и после его смерти в специальной части индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ осталась сумма произведенных умершим пенсионных накоплений.

Единственным правопреемником в отношении умершего является его дочь - Баландина Н.Е., что подтверждено свидетельством о рождении последней от 14 сентября 1987 года и свидетельством о праве на наследство по закону от 28 июня 2010 года в отношении имущества умершего, состоящего из акций Л. и начисленных на них дивидендов л.д. 8, 17).

Более того, как следует из справки Бодайбинского районного отдела судебных приставов от 26 июля 2010 года Баландина Н.Е., являясь наследником С., оплатила долг последнего перед ООО «Х» в размере 5711 рублей 21 копейки л.д. 18).

Изложенное подтверждает преемство прав истицы в отношении всех принадлежащих умершему С. прав и обязанностей, имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая средства пенсионных накоплений, поскольку федеральным законом они прямо не исключены из состава наследственного имущества (часть 2 ст. 1152 ГК РФ).

В судебном заседании истица пояснила, что весной 2010 года она при оплате в пользу ООО «Х» задолженности С. в рамках возбужденного в отношении него исполнительного производства со слов судебного пристава-исполнителя узнала о возможности получения средств пенсионных накоплений отца, в связи с чем, обратилась в пенсионный фонд, однако на ее обращение был дан отказ.

Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании оспорено не было.

Анализируя обстоятельства уважительность причин пропуска срока на подачу заявления о получении средств пенсионных накоплений, суд принимает во внимание, что «Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета» были утверждены Постановлением Правительства РФ 03 ноября 2007 года № 741, а Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 декабря 2007 года № 795, утвердивший формы документов, необходимых для осуществления выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, вступил в силу после регистрации данного правового акта Министерством юстиции РФ - с 17 февраля 2008 года.

Таким образом, реализация права на обращение гражданина за получением средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица стала возможной после принятия и введения в действие подзаконных актов, то есть с последней указанной даты.

Представленное истцом свидетельство о праве на наследство по закону от 28 июня 2010 года, в соответствии с которым Баландина Н.Е. приняла наследственное имущество С., умершего 03 ноября 2007 года, состоящее из: акций Л. в количестве 15 штук привилегированных именных и 6 штук обыкновенных именных, дивидендов Л., - по мнению суда, подтверждает тот факт, что Баландина Н.Е. после смерти своего отца разумно и добросовестно осуществила принадлежащие ей как наследнику права своевременного оформления в собственность по праву наследования имущества умершего, о котором ей было известно на момент обращения к нотариусу с заявлением о праве на наследство по закону.

По правилам подпункта 13 пункта 3 ст. 10 Федерального закона РФ от 24 июля 2002 года № 11 1-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ обязан направлять не позднее 1 сентября каждого года застрахованным лицам информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.

Доказательств направления С. данного извещения в год, предшествовавший смерти, из которого его правопреемник - Баландина Н.Е. могла бы узнать наличие и сумму соответствующих пенсионных накоплений, Управление пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе суду не представило.

Не были представлены ответчиком и доказательства, свидетельствующие о разъяснении правопреемнику умершего С. - Баландиной Н.Е. ее право на обращение за получением средств пенсионных накоплений, основания, порядок и сроки выплат пенсионных накоплений.

Поэтому доводы истицы о том, что ей не было известно о наличии права на получение произведенных умершим отцом пенсионных накоплений, и именно с этим связан пропуск срока на подачу соответствующего заявления в органы пенсионного фонда РФ суд находит обоснованными.

С учетом изложенного, принимая во внимание что Баландина Н.Е. узнала о своем праве на обращение за выплатой пенсионных накоплений весной 2010 года, суд находит, что ею в разумный срок предприняты все необходимые меры для получения средств пенсионных накоплений, в разумный срок, с того момента, когда она узнала о возможности реализации своего права как правопреемника.

Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные суду доказательства
исходя из их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в
отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их
совокупности, суд находит, что установленный частью 3 ст. 38 Федеральным законом РФ от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» срок для обращения с заявлением о выплате правопреемникам средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица С. был пропущен Баландиной Н.Е. по уважительным причинам, в связи с чем, данный срок подлежит восстановлению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Баландиной Н.Е. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, удовлетворить.

Восстановить Баландиной Н.Е. срок на обращение в Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Бодайбинском районе Иркутской области с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений С., умершего 03 ноября 2007 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10-ти дней через Бодайбинский городской суд.

Судья: Э.С. Ермаков