Решение о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бодайбо 12 августа 2010 г.

Дело № 2-532-2010

Бодай бинский городской суд Иркутской области в составе:

судьи Ермакова Э.С.,

при секретаре Алексеевой С.В.,

с участием: помощника прокурора г. Бодайбо Москвитина М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора г. Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц к Бодайбинскому городскому поселению, Балахнинскому городскому поселению, Артемовскому городскому поселению о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления об обустройстве скотомогильников (биотермических ям), возложения обязанности осуществить обустройство скотомогильников соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Бодайбо обратился в Бодайбинский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми заявлениями:

к Администрации Бодайбинского городского поселения о признании незаконным бездействия администрации по принятию мер по устройству скотомогильников (биотермических ям) на территории Бодайбинского городского поселения и возложении на Администрацию Бодайбинского городского поселения обязанности по обустройству на территории поселения скотомогильников (биотермических ям) в срок до 01 ноября 2007 года;

к Администрации Артемовского городского поселения о признании незаконным бездействия администрации принять меры по устройству скотомогильников (биотермических ям) на территории Артемовского городского поселения и о возложении на Администрацию Артемовского городского поселения по обустройству на его территории скотомогильников (биотермических ям) в срок до 01 ноября 2007 года;

к Администрации Балахнинского городского поселения о признании незаконным бездействия администрации принять меры по устройству скотомогильников (биотермических ям) на территории Балахнинского городского поселения и о возложении на Администрацию Балахниниского городского поселения обязанности принять меры по устройству на его территории скотомогильников (биотермических ям) в срок до 01 ноября 2007 года.

В обоснование исковых требований по всем указанным выше заявлениям, которые определением Бодайбинского городского суда от 27 ноября 2007 года были объединены в отдельное производство, прокурор г. Бодайбо привел аналогичные по содержанию заявления доводы и указал, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства о захоронении биологических отходов установлено, что на территории Бодайбинского городского поселения, Артемовского городского поселения, Балахнинского городского поселения отсутствуют действующие скотомогильники, соответствующие требованиям «Ветеринарно- санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпрод РФ 04 декабря 1995 г. № 13-7-2/469. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Отсутствие отведенных мест для уничтожения биологических отходов (скотомогильников), соответствующих ветеринарному и санитарно- эпидемиологическому законодательству, на территории Бодайбинского, Артемовского и Балахнинского городских поселений, уничтожение биологических отходов в не отведенных для этого местах представляет собой опасность распространения инфекционных заболеваний. Жители данных поселений подвергаются опасности заражения заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. В соответствии с п.6.10 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации биологических отходов», ответственность за устройство, санитарное состояние, оборудование скотомогильника (биотермических ям) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведение которых находятся эти объекты. Таким образом, по мнению прокурора, бездействие Администраций Бодайбинского, Балахнинского и Артемовского городских поселений в части неисполнения требований об ответственности местной администрации за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) является незаконным. Учитывая изложенное, прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ, просит признать незаконным бездействия Администраций Бодайбинского, Артемовского и Балахнинского городских поселений и обязать принять меры по устройству скотомогильников (биотермических ям) на территории Бодайбинского, Артемовского, Балахнинского городских поселений в срок до 01 ноября 2007 года.

27 марта 2008 года по делу принято решение, которым исковые требования прокурора были удовлетворены. 28 июля 2010 года по заявлению Бодайбинского городского поселения указанное решение суда было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, производство по делу возобновлено и назначено к слушанию.

В судебном заседании помощник прокурора г.Бодайбо Москвитин М.Г. исковые требования к Бодайбинскому городскому поселению, Балахнинскому городскому поселению, Артемовскому городскому поселению о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления об обустройстве скотомогильников (биотермических ям), возложения обязанности осуществить обустройство скотомогильников соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям, поддержал в полном объеме.

Ответчики - Администрация Бодайбинского городского поселения, Администрация Балахнинского городского поселения в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены, уважительных причин неявки суду не представили, не просили о рассмотрении дела без участия их представителя.

Ответчик - Администрация Артемовского городского поселения в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте слушания дела извещена, просила о рассмотрении дела без участия ее представителя.

Третье лицо - Областное государственное учреждение - Иркутская районная станция по борьбе с болезнями животных своего представителя в судебное заседание не направило, не просило о рассмотрении дела без его участия.

Третье лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в лице Территориального отдела по г.Бодайбо, Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено, уважительных причин неявки суду не представило, не просило о рассмотрении дела без участия его представителя.

Исследовав материалы дела, заслушав помощника прокурора, суд находит исковые требования прокурора г. Бодайбо к Бодайбинскому городскому поселению, Балахнинскому городскому поселению, Артемовскому городскому поселению не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 ст. 51 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1.2., 1.5. «Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 (зарегистрированы Минюстом России 5 января 1996 г. № 1005), биологические отходы (трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения) утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям (пункт 1.6. вышеуказанных Правил, а также утвержденных 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов»).

По пункту 1.11. «Ветеринарно-санитарных правил сбора утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, данные правила определяют условия нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; охраны окружающей среды от загрязнения.

Как следует из материалов дела, на территориях Бодайбинского, Артемовского и Балахнинского городских поселений скотомогильники (биотермические ямы) когда-либо не создавались, в собственности государственных или муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций не находились.

Данное обстоятельство, как указано в заключении заведующего филиалом Бодайбинской станции по борьбе с болезнями животных ОГУ Иркутской районной станции по борьбе с болезнями животных от 12 марта 2008 года, то есть отсутствие мест для уничтожения биологических отходов (скотомогильника), на территориях Балахнинского, Артемовского и Бодайбинского городских поселениях, уничтожения биологических отходов в неотведенных для этого местах представляет собой возможность распространения инфекционных заболеваний. Жители данных поселений подвергаются опасности заражения заболеваниями, представляющими вред для здоровья окружающих л.д. 114).

Таким образом, исходя из смысла данных нормативных положений, установленный порядок захоронения биологических отходов, направлен на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, охрану здоровья людей.

Вместе с тем, вопрос о признании незаконным бездействия Артемовского, Балахнинского и Бодайбинского городских поселений в части обязанности обустройства скотомогильников на территории этих муниципальных образований, должен разрешаться исходя из установленной законом компетенции государственных органов и органов местного самоуправления, закрепленной законами и правовыми актами в области охраны здоровья граждан, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, а оборудование и содержание скотомогильников при указанных в заявлении обстоятельствах не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Равным образом, не предусматривает данный закон и приведенные выше правовые акты обязанность по обустройству скотомогильников органов местного самоуправления за собственных бюджетных средств.

Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Данная правовая позиция отражена в Определениях Верховного Суда РФ от 10 февраля 2010 года № 32-В10-5, от 27 февраля 2010 года № 32-В10-5, от 16 июня 2010 года № 16-Впр09-6.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления Администрациями Бодайбинского, Артемовского и Балахнинского муниципальных образований Иркутской области государственных полномочий по оборудованию скотомогильников последним не передавались.

В этой связи без передачи необходимых полномочий субъекта федерации в области проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и денежных средств для реализации данных полномочий, не имеется оснований и для признания незаконными бездействий муниципальных образований - Артемовского, Балахнинского, Бодайбинского городских поселений Иркутской области по обустройству на территории этих поселений скотомогильников, а также для возложении на эти органы местного самоуправления обязанности осуществить обустройство скотомогильников соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям.

С учетом изложенного, разрешая спор по правилам ст. 196 ГПК РФ по заявленным требованиям суд находит необходимым в удовлетворении иска прокурора г. Бодайбо о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления - Бодайбинского городского поселения, Балахнинского городского поселения, Артемовского городского поселения в части неисполнения требований об обустройстве скотомогильников (биотермических ям), возложении обязанности осуществить обустройство скотомогильников соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям, отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска прокурора г. Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц к Бодайбинскому городскому поселению, Балахнинскому городскому поселению, Артемовскому городскому поселению о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в части неисполнения требований об обустройстве скотомогильников (биотермических ям), возложении обязанности осуществить обустройство скотомогильников соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд в течение десяти дней.

Судья Э. С. Ермаков