ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бодайбо 06 сентября 2010 г.
Дело № 2-583-2010
Бодайбинский городской суд Иркутской области, в составе:
судьи Ермакова Э.С.,
при секретаре Алексеевой С.В.,
с участием помощника прокурора г. Бодайбо Гореловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора г. Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц
к Администрации г. Бодайбо и района о признании незаконным бездействия Администрации г. Бодайбо и района, выразившегося в ненадлежащем финансировании бюджетного учреждения - Муниципального общеобразовательного учреждения Кропоткинская средняя общеобразовательная школа в части оплаты за потребленные коммунальные услуги, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения надлежащего финансирования бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг в определенный срок,
к Администрации г. Бодайбо и района о признании незаконным бездействия Администрации г. Бодайбо и района, выразившегося в ненадлежащем финансировании бюджетного учреждения - Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 «Аленушка» в части оплаты за потребленные коммунальные услуги, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения надлежащего финансирования бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг в определенный срок,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Бодайбо обратился в Бодайбинский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми заявлениями
к Администрации г. Бодайбо и района о признании незаконным бездействия Администрации г. Бодайбо и района, выразившегося в ненадлежащем финансировании бюджетного учреждения - Муниципального общеобразовательного учреждения Кропоткинская средняя общеобразовательная школа в части оплаты за потребленные коммунальные услуги, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения надлежащего финансирования бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу,
к Администрации г. Бодайбо и района о признании незаконным бездействия Администрации г. Бодайбо и района, выразившегося в ненадлежащем финансировании бюджетного учреждения - Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 «Аленушка» в части оплаты за потребленные коммунальные услуги, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения надлежащего финансирования бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований по указанным выше заявлениям, которые определением Бодайбинского городского суда в судебном заседании были объединены в одно производство, прокурор г. Бодайбо указал, что 01 января 2010 года между Муниципальным унитарным предприятием «Тепловодоснабжение п. Кропоткин» (далее по тексту решения МУП «ТВС пос. Кропоткин») и Муниципальным общеобразовательным учреждением Кропоткинской средней общеобразовательной школой (далее по тексту МОУ «Кропоткинская СОШ») и Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад №16 «Аленушка» (далее по тексту (МДОУ детский сад №13 «Аленушка») были заключены договоры № 4 и №5 соответственно на отпуск тепловой энергии в горячей воде, в пределах выделенных лимитов, имеющихся в бюджете Муниципального образования г.Бодайбо и района. Недостаток денежных средств на оплату потребленной тепловой энергии составляет: МОУ Кропоткинская СОШ - 40 082 рубля 99 копеек, МДОУ детский сад №13 «Аленушка» - 60 386 рублей 88 копеек.
Как указано в исковом заявлении, МОУ Кропоткинская СОШ и МДОУ детский сад №13 «Аленушка» учреждено Администрацией г. Бодайбо и района и являются муниципальными некоммерческими средним общеобразовательным и дошкольным образовательным учреждениями соответственно. Функции учредителя приведенных учреждений выполняет в пределах делегированных полномочий Управление образования администрации г. Бодайбо и района.
Прокурор указал, что в силу ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование. Учреждения образования и культуры не являются коммерческими организациями и не имеют иных источников дохода.
По мнению прокурора, бездействием Администрации г. Бодайбо и района существенно нарушаются установленные законом права работников МУП «ТВС пос. Кропоткин» на своевременную оплату труда; учащихся, воспитанников, педагогов и технического персонала учреждений на обеспечение достойных условий жизнедеятельности, что является недопустимым. Бездействием Администрации г.Бодайбо и района, выразившемся в недостаточном финансировании МОУ «Кропоткинская СОШ» и МДОУ детский сад №13 «Аленушка» в части оплаты за потребленную тепловую электроэнергию, могут быть нарушены права граждан, закрепленные в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которым предусмотрено, что под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Водоснабжение, питание, условия быта, труда и отдыха относятся к социальным факторам среды обитания человека. Согласно ст. 8 закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18 Конституции РФ, которой установлено что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применением законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, прокурор в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, просит признать незаконным бездействие Администрации г.Бодайбо и района, выразившееся в ненадлежащем финансировании бюджетных учреждений - МОУ Кропоткинская СОШ и МДОУ детский сад №13 «Аленушка» в части оплаты потребленных коммунальных услуг; возложить на Администрацию г.Бодайбо и района обязанность устранить допущенные нарушения устранить путем обеспечения надлежащего финансирования данных бюджетных учреждений на оплату коммунальных услуг, с учетом срока начала отопительного сезона на территории Бодайбинского района, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г. Бодайбо Горелова А.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации г. Бодайбо и района по доверенности от 21 декабря 2009 года - Романенко Е.В. исковые требования не признала, при этом подтвердила обязанность Администрации г.Бодайбо и района по финансированию данных бюджетных учреждений в части оплаты коммунальных услуг и наличие задолженности перед МУП «ТВС п. Кропоткин» по оплате потребленной тепловой энергии в 2010 году, которая возникла ввиду отсутствия достаточных денежных средств в районном бюджете.
Представитель Управления образования администрации г. Бодайбо и района по доверенностям от 08 декабря 2009 года - Головацкая Е.Н. исковые требования не признала, подтвердила тот факт, что бездействие Администрации г. Бодайбо и района нарушает права граждан.
Третьи лица - Муниципальное унитарное предприятие «Тепловодоснабжение п. Кропоткин», Муниципальное общеобразовательное учреждение Кропоткинская средняя общеобразовательная школа, Муниципальное дошкольное образовательное учреждении детский сад №16 «Аленушка» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены, уважительных причин неявки суду не представили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд находит исковые требования прокурора г. Бодайбо обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений.
Согласно ст. 67 Устава муниципального образования города Бодайбо и района органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом полномочия по решению вопроса о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений возложены на Администрацию г. Бодайбо и района, которая обладает правами юридического лица (ст.37 Устава).
На основании Закона Иркутской области от 02 декабря 2004 года № 67-оз «О статусе и границах муниципальных образований Бодайбинского района Иркутской области» муниципальное образование города Бодайбо и района наделено статусом муниципального района.
По части 2 ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.
К вопросам местного значения муниципального района, в соответствии с п.11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В силу части 3 ст. 32 Федерального закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
По правилам части 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Положения частью 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
В отношении потребителей, прекращение или ограничение подачи которым топливно-энергетических ресурсов может привести к опасности для жизни людей, а также медицинских учреждений, предусмотрен особый Порядок ограничения или прекращения подачи электрической и тепловой энергии при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05 января 1998 г. № 1.
В пункте 7 Постановления № 1 установлено, что не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача топливно-энергетических ресурсов организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 168 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530 в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6, к которым образовательные учреждения всех типов не относятся.
По смыслу указанных положений закона, реализуя полномочия по предоставлению общего и дошкольного образования населения г. Бодайбо и района, муниципальный район обязан создать надлежащие финансовые условия выполнения образовательными учреждениями уставных задач, включая достаточное финансирование образовательных учреждений в части оплаты потребляемых коммунальных услуг (тепло и водоснабжения) с целью недопущения ограничения их подачи, угрожающей здоровью учащихся, затрудняющей или делающей невозможным осуществление образовательного процесса.
Данные требования были выполнены в отношении образовательных учреждений: МОУ «Кропоткинская СОШ», МОУ «Детский сад № 13 «Аленушка», реализующих в соответствии с их уставами образовательные программы и состоящие на финансировании бюджета Бодайбинского муниципального образования, не надлежаще л.д. 6 - 16, 48 - 54).
Как следует из материалов дела, на период с 01 января 2010 года между МУП «ТВС п. Кропоткин» и муниципальными учреждениями МОУ Кропоткинская СОШ и МДОУ детский сад № 13 «Аленушка» заключены договоры №4 и № 5 соответственно на отпуск тепловой энергии в горячей воде, в соответствии с условиями которых МУП «ТВС п. Кропоткин» обязуется отпускать тепловую энергию в горячей воде на объекты потребителя, а потребитель в установленные сроки и размере оплачивать полученную тепловую энергию л.д. 19-24, 55-61).
Из представленных прокурором в обоснование своих требований сведений МУП «ТВС пос. Кропоткин» за 2010 год потребность финансовых средств на оказание услуг по теплоснабжению бюджетных учреждений: МОУ «Кропоткинская СОШ» составляет 664 518 рублей 12 копеек, при этом недостаток финансирования - 40 082 рубля 99 копеек; МДОУ «Детский сад №13 «Аленушка» потребность финансирования составляет 214 758 рублей 90 копеек, недостаток средств - 60 386 рублей 88 копеек л.д. 62).
Недофинансирование образовательных учреждений применительно к количеству поставляемой тепловой энергии в конкретные месяцы отопительного сезона создает угрозу для образования задолженности по потребленной тепловой энергии в горячей воде более, чем за один период платежа, что является основанием для введения энергоснабжающей организацией ограничения подачи тепловой энергии в горячей воде.
Данное обстоятельство создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц: учащихся, воспитанников и граждан, выполняющих трудовые функции в данных учреждениях, то есть нарушения прав, гарантированных ст. 37 Конституции РФ, ст. 32 Федерального закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», положения ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» о праве граждан на благоприятную среду обитания, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Обстоятельства угрозы нарушения прав граждан вследствие недофинансирования бюджетных образовательных учреждений в части оплаты за потребленные коммунальные услуги ни Администрацией г. Бодайбо и района, ни Управлением образования администрации г. Бодайбо и района, ни муниципальными образовательными учреждениями не были оспорены в судебном заседании, и доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчик и третьи лица суду не представили.
Более того, представитель Администрации г. Бодайбо и района - Романенко Е.В., представитель Управления образования администрации г. Бодайбо и района - Головацкая Е.Н. в судебном заседании подтвердили тот факт, что оплата не в полном объеме за потребленные коммунальные услуги нарушают права работников учреждений, а так же учащихся на благоприятную среду обитания.
Ссылка Администрации г. Бодайбо и района на то обстоятельство, что вопросы надлежащего финансирования решаются учредителем МОУ «Кропоткинская СОШ», МДОУ «Детский сад №13 «Аленушка» - Управлением образования Администрации г. Бодайбо и района, не может быть признана обоснованной.
Ст. 31 Федерального закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Реализация данных полномочий осуществляется посредством выделения необходимых для этого бюджетных средств их учет в расходной части бюджета в соответствующих суммах.
Такими функциями Управление образования Администрации г. Бодайбо и района в области бюджетного процесса не наделено, в связи с чем, бездействие именно Администрации г. Бодайбо и района - исполнительно-распорядительного органа местной администрации, которая в силу части 1 ст. 154 Бюджетного кодекса РФ обеспечивает составление проекта бюджета, включая необходимые расходы на содержание образовательных учреждений по оплате тепло и водоснабжения, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов.
Совокупность приведенных выше обстоятельств, установленных на основании исследованных и оцененных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, дают суду основание для удовлетворения требований прокурора г. Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации Бодайбинского городского поселения, выразившегося в ненадлежащем финансировании бюджетных учреждений - Муниципального общеобразовательного учреждения Кропоткинская средняя общеобразовательная школа, Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 «Аленушка» в части оплаты за потребленные коммунальные услуги, незаконными и о возложении на данный орган местного самоуправления обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения надлежащего финансирования соответствующих бюджетных учреждений на оплату коммунальных услуг.
По правилам части 1 ст. 107 ГПК РФ устанавливается исходя из принципа разумности.
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Бодайбо и района - Романенко Е.В. на момент рассмотрения иска данным бюджетным учреждениям уже выделены необходимые денежные средства.
Учитывая изложенное, а также то, что МОУ Кропоткинская СОШ и МДОУ детский сад №13 «Аленушка» в осенний период возобновляют образовательный процесс, при этом в Бодайбинском районе в это время года уже возможно понижение температурного режима наружного воздуха до показаний ниже нулевой отметки, суд находит возможным определить срок для исполнения обязанности Администрации г. Бодайбо и района по финансированию соответствующих бюджетных учреждений для оплаты задолженности по оплате коммунальных услуг в течение одного месяца со дня вступления решения Бодайбинского городского суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц по исковым заявлениям
к Администрации г. Бодайбо и района о признании незаконным бездействия Администрации г. Бодайбо и района, выразившегося в ненадлежащем финансировании бюджетного учреждения - Муниципального общеобразовательного учреждения Кропоткинская средняя общеобразовательная школа в части оплаты за потребленные коммунальные услуги, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения надлежащего финансирования бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг в определенный срок,
к Администрации г. Бодайбо и района о признании незаконным бездействия Администрации г. Бодайбо и района, выразившегося в ненадлежащем финансировании бюджетного учреждения - Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 «Аленушка» в части оплаты за потребленные коммунальные услуги, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения надлежащего финансирования бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг в определенный срок, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Бодайбо и района, выразившееся в ненадлежащем финансировании бюджетных учреждений - Муниципального общеобразовательного учреждения «Кропоткинская средняя общеобразовательная школа», Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 «Аленушка» в части оплаты за потребленные коммунальные услуги.
Обязать Администрацию г.Бодайбо и района устранить допущенные нарушения, путем обеспечения надлежащего финансирования по оплате коммунальных услуг бюджетных учреждений - Муниципального общеобразовательного учреждения Кропоткинская средняя общеобразовательная школа, Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 «Аленушка» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10-ти дней через Бодайбинский городской суд.
Судья: Э.С. Ермаков