ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
г. Бодайбо 02 сентября 2010 г. Дело № 2-625-2010
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе:
судьи Ермакова Э.С.,
при секретаре Алексеевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сизых Г.П. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на наследство,
у с т а н о в и л:
Сизых Г.П. обратилась в Бодайбинский городской суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области о восстановлении срока для принятия наследства в виде 0,19 привилегированных акций ОАО «Л», принадлежащих Я., причитающихся по ним дивидендов, а также денежных средств, находящихся на расчетном счете наследодателя в сумме 10 087 рублей 45 копеек.
В обоснование заявленных требований истицей указано, что 12 октября 1996 года умерла ее мать - Я., которая на момент смерти проживала в пос. Артемовский Бодайбинского района Иркутской области. Спустя несколько дней после смерти матери истица выехала на постоянное место жительство в г. *, в связи с чем, была лишена возможности изучить принадлежащие Я. документы, и не могла знать об оставшемся наследственном имуществе. Летом 2009 года Сизых Г.П. от родственников, проживающих в пос. Артемовский, стало известно, что при демонтаже дома, в котором проживала Я., были обнаружены на ее имя сертификат 0,19 привилегированных акций ОАО «Л», а также сберегательная книжка. Поскольку истица, являясь единственной наследницей Я., своевременно не обратилась к нотариусу по вопросу принятия вышеуказанного наследственного имущества, она вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением о восстановлении срока для его принятия.
Впоследствии истица уточняла исковые требования и окончательно просила восстановить срок для принятия оставшегося после смерти Я. наследственного имущества в виде 0,19 привилегированных акций ОАО «Л» и денежных средств, находящихся на расчетном счете наследодателя в сумме 10 087 рублей 45 копеек, признании за ней права собственности на наследство.
В судебное заседание истица - Сизых Г.П. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик - Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы по Иркутской области, третьи лица - Закрытое акционерное общество «Н», Акционерный коммерческий Сберегательный Банк РФ (ОАО) в лице филиала Бодайбинского отделения *, Открытое акционерное общество «Л» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены, уважительных причин неявки не представили, ранее в письменных отзывах о возражениях против удовлетворения иска Сизых Г.П. не сообщили, просили о рассмотрении дела без участия их представителей.
С согласия истицы дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства по правилам ст. 233 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав показания свидетелей, суд находит исковое заявление Сизых Г.П. подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам, и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Как следует из материалов дела, после смерти Я., умершей 12 октября 1996 года, открылось наследство в виде денежного вклада в Бодийбинском отделении * Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) в размере 10 087 рублей 45 копеек (неденоминированных), акций Акционерного общества «Л» в количестве 0,19 штук привилегированных л.д. 6).
Право наследодателя на данное имущество подтверждено Сберегательной книжкой серии Я * на имя Я. и сертификатом акций * акционерного общества Закрытого типа «Л», удостоверяющего, что Я. является зарегистрированным владельцем полностью оплаченных 0,19 штук привилегированных акций л.д. 5,11).
По вопросу принятия наследства и оформления наследственных прав на указанное наследственное имущество к нотариусу Бодайбинского нотариального округа обратилась дочь наследодателя - Сизых Г.П., которой 04 августа 2009 года было разъяснено о пропуске шестимесячного срока для принятия наследства л.д. 9).
Доводы истицы об уважительности причин пропуска срока для принятия наследственного имущества, оставшегося после смерти матери, заключающиеся в незнании о существования наследства, нашли подтверждение в исследованных в судебном заседании письменных доказательствах по делу, кроме того, подтверждены показаниями допрошенных свидетелей Ф. и Б.
Так, согласно свидетельству о смерти, выданному 14 октября 1996 года Администрации пос. Артемовский Бодайбинского района Иркутской области Я. умерла 12 октября 1996 года л.д. 6).
Справка № 493 от 22 июня 2009 года Администрации Артемовского городского поселения, домовая книга жилого дома * по * в пос. Артемовский Бодайбинского района Иркутской области подтверждают факт проживания наследодателя - Я. по вышеуказанному адресу до момента смерти, и временное проживание истицы - Сизых Г.П. л.д. 10, 84)
Допрошенная в качестве свидетеля Ф. в суде пояснила, что Сизых Г.П. является ее знакомой, раньше часто общались, поскольку проживали в одном поселке, вместе работали. Как утверждает свидетель Сизых Г.П. совместно со своей матерью - Я. по адресу: * в пос. Артемовский Бодайбинского района Иркутской области проживала в период с 1986 по 1987 год, затем переехала со своей семьей в другой дом на соседнюю улицу этого же поселка. Я. умерла в тот момент, когда истица выезжала из района на постоянное место жительство в *. В результате в г. Бодайбо больше не возвращалась, о наличии какого-либо наследства не знала. Неприватизированный жилой дом, в котором проживала Я., был заколочен, а спустя приблизительно 10 лет разобран родственниками Сизых Г.П. При разборе дома были обнаружены спрятанные в отдельном месте сберегательная книжка на ее имя и сертификат акций ОАО «Л», которые отправили Сизых Г.П. как единственной наследнице умершей.
Свидетель Б. в суде показала, что Сизых Г.П. является ее племянницей. На момент смерти Я. Б. проживала в пос. Артемовский, в связи с чем, ей известно, что сразу после похорон матери Сизых Г.П. выехала из района и более не возвращалась. В доме Я. более никто не проживал, он пустовал, а за земельным участком, расположенным под ним, некоторое время ухаживала Б., используя его для выращивания овощей. Летом 2009 года родственниками Сизых Г.П. и ее матери было принято решение дом последней разобрать, поскольку он стал ветхим, повергался разрушению со стороны посторонних лиц. В результате при разборе дома случайно, в отдельном месте были найдены сберегательная книжка и сертификат на акции на имя умершей.
Анализируя данные обстоятельства, суд принимает во внимание, что в силу общего принципа права, реализация гражданами закрепленных за ними законами прав и обязанностей должны осуществляться разумно и добросовестно. При этом, в силу положений части 3 ст. 10 ГК РФ разумность и добросовестность участников гражданских правовых отношений предполагается, пока не доказано обратное.
Совокупность представленных доказательств, дает суду основание полагать, что установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства Сизых Г.П. пропустила по уважительным причинам, в частности при жизни наследодателя Я. истица проживала отдельно, в течение непродолжительного периода времени после смерти матери Сизых Г.П. выехала на другое постоянное место жительство и более в Бодайбинский район не возвращалась, документы на наследственное имущество хранились отдельно в специальном месте, известном только умершей, и их нельзя было обнаружить сразу же после смерти наследодателя.
Таким образом, суд находит обоснованными доводы истицы, что до обнаружения летом 2009 года документов, подтверждающих наличие наследственного имущества, она не знала и не могла знать о его наличии имущества наследодателя в виде акций, вклада в банке.
Эти обстоятельства, приведенные истицей в исковом заявлении, не оспорены Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Иркутской области - государственным органом, осуществляющим учет выморочного имущества.
Доказательств того, что Сизых Г.П. узнала и должна была узнать о наличии наследственного имущества либо о его наличии ей стало известно в иной, чем это указано срок, суду заинтересованными лицами не представлено. Никто из третьих лиц, предполагающих свое наследственное либо иное имущественное право на данное наследство, не заявили о своих правах на данное имущество, не оспаривают его в судебном порядке, не обратили в собственность государства в качестве выморочного имущества.
ОАО «Л», выдавшее ценные бумаги, и ЗАО «Н», осуществляющее ведение реестра акций ОАО «Л», не оспаривали и не оспаривают в настоящее время, что следует из отсутствия письменных возражений по иску.
Иных лиц, обратившихся с заявлением о праве на наследство по закону или по завещанию с 1996 года и по настоящее время, не имеется, что подтверждается справкой нотариуса л.д. 9).
Соответственно отсутствие знаний о наличии оставшегося после смерти наследодателя наследства суд признает уважительной причиной пропуска установленного законом шестимесячного срока со дня открытия наследства. Обратилась истица в суд до истечения шести месяцев после того, как узнала о наличии наследства.
При наличии таких обстоятельств, суд считает необходимым восстановить пропущенный Сизых Г.П. срок для принятия наследства по закону от Я., умершей 12 октября 1996 года.
Соответственно Сизых Г.П. является принявшей наследственное имущество в виде 0,19 привилегированных акций ОАО «Лензолото» и денежных средств, находящихся на расчетном счете * Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) филиала Бодайбинское отделение * в сумме 10 087 рублей 45 копеек (неденоминированых) или 10 рублей 02 копейки в масштабе цен 01 января 1998 года согласно Указу Президента Российской Федерации от 04 августа 1997 года «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен», оставшегося после смерти матери Я., и приобрела на данное недвижимое имущество право собственности независимо от государственной регистрации своего права в соответствии с частью 1 ст. 1152 ГК РФ.
По правилам ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По смыслу закона, государственная пошлина присуждается истцу с ответчика лишь вследствие виновных действий ответчика, которые повлекли рассмотрение спора в суде.
По данному иску не установлено виновных действий ответчика Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области, воспрепятствовавших оформлению Сизых Г.П. право собственности на наследственное имущество, не представлено таких доказательств ни истицей, ни ее представителем, равно как не установлено таких фактов и при рассмотрении спора судом.
При данных условиях, государственная пошлина не подлежит возмещению истице за счет ответчика. Отсутствуют правовые основания для её возвращения за счет средств бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Иск Сизых Г.П. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на наследство, удовлетворить.
Восстановить Сизых Г.П. срок для принятия наследства по закону матери - Я., умершего 12 октября 1996 года.
Признать за Сизых Г.П. право собственности на наследственное имущество в виде 0,19 (Девятнадцать сотых) привилегированных акций ОАО «Л» и денежных средств, находящихся на расчетном счете расчетном счете * Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) филиала Бодайбинское отделение * в сумме 10 087 рублей 45 копеек (неденоминированных), оставшегося после смерти матери Я..
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Э.С. Ермаков