Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бодайбо 17 сентября 2010 г.
Дело № 2-627-2010
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе:
судьи Ермакова Э.С.,
при секретаре Алексеевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дмитриевой Н.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Иркутской области о признании принявшей наследственное имущество, признании права собственности на наследство,
у с т а н о в и л :
Дмитриева Н.А. обратилась в Бодайбинский городской суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области о признании принявшей наследственное имущество, признании право собственности на наследственное имущество, оставшееся после смерти супруга Д.. и состоящее из гаража *, расположенного по адресу: г. Бодайбо, ул. **.
В обоснование заявленных требований истица указала, что является наследником по закону в отношении имущества своего супруга - Д., умершего 23 марта 1990 года. В августе 2010 года истица обратилась в Бодайбинскую нотариальную контору по поводу принятия наследства в виде гаража, расположенного по адресу: г. Бодайбо, ул. **, гараж *. Однако, в ходе беседы с нотариусом было выяснено, что у наследодателя отсутствовали правоустанавливающие документы на данный гараж. При этом, как указывает истица, Д. построил спорный гараж и владел им как своей собственностью, что подтверждается решением № 58 от 1976 года Исполнительного комитета Бодайбинского городского совета депутатов трудящихся «Об организации кооператива имени ХХХ-летия Победы по строительству и эксплуатации индивидуальных автостоянок в г. Бодайбо», утвердившем список членов кооператива, в числе которых числился и Д..
По окончании строительства гаража Д.. был выдан сводный оценочный акт, подтверждающий факт его постройки и его оценочную стоимость. С момента возведения гаража, истица совместно с супругом несли расходы по его содержанию, оплачивая электроэнергию, осуществляя необходимый ремонт. После смерти супруга истица продолжила использовать гараж по назначению, на основании ее заявления постановлением Администрации Бодайбинского городского поселения №241-пп от 29 июля 2010 года гаражу присвоен адрес: г. Бодайбо, ** гараж *.
В настоящее время отказ нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство препятствует истице в распоряжении гаражом, в том числе осуществить государственную регистрацию права собственности на него, в связи чем, Дмитриева Н.А. просит признать право собственности на наследственное имущество.
В судебное заседание истица - Дмитриева Н.А. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя Головацкой Е.Н.
Представитель истицы Головацкая Е.Н. (по доверенности от 27 августа 2010 года со всеми полномочиями, предусмотренными ст. 54 ГПК РФ), исковые требования Дмитриевой Н.А. подержала в полном объеме.
Ответчик - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представила и не просила о рассмотрении дела без участия ее представителя.
Третьи лица - Администрация города Бодайбо и района, Администрация Бодайбинского городского поселения в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в письменных отзывах возражений против удовлетворения требований Дмитриевой Н.А. не представили, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Третье лицо - нотариус Бодайбинского нотариального округа Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена, уважительных причин неявки суду не представила и не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд находит требования Дмитриевой Н.А.. подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (часть 2 ст. 1152 ГК РФ).
Согласно части 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Аналогичные нормы содержались в ст. 546 ГК РСФСР, действовавшей на момент смерти наследодателя - Д.., последовавшей 23 марта 1990 года, с учетом пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании».
Как свидетельствуют материалы дела, в связи со смертью Д. открылось наследство в виде принадлежащего умершему недвижимого имущества - гаража * по ** в г. Бодайбо Иркутской области л.д. 21).
Наследником по закону в отношении данной недвижимости является законная супруга умершего Д.. - Дмитриева Н.А., которая приняла наследство путем подачи 23 августа 1990 года соответствующего заявления в нотариальную контору, что подтверждено справкой нотариуса от 12 августа 2010 года л.д. 12, 21).
Право собственности наследодателя - Д.. на гараж подтверждено письменными документами, исследованными в судебном заседании.
Так, решением № 58 от 19 февраля 1976 года Исполнительного комитета Бодайбинского городского совета депутатов трудящихся «Об организации кооператива имени 30-летия Победы по строительству и эксплуатации индивидуальных автостоянок в г. Бодайбо», которым образован соответствующий кооператив, утвержден акт №5 от 04 февраля 1976 года выбора земельного участка для кооператива, а также утвержден список индивидуальный владельцев автомототранспорта на предмет разрешения строительства автостоянок л.д. 13).
Согласно списку членов гаражного строительного кооператива «30 лет Победы», одним из членов данного кооператива являлся Д.. л.д. 14).
По правилам части 2 ст. 7 Закона СССР от 06 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», действовавшего на день принятия истицей наследственного имущества - 23 августа 1990 года, член жилищного, жилищно - строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное строение или помещение, предоставленные ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество.
Из объяснений представителя истицы следует, что внесение пая осуществляясь путем возведения своими силами и за свой счет гаражного бокса. Пай в гаражно-строительный кооператив был внесен в полном объеме, поскольку к 1981 году гараж являлся готовым к использованию объектом. Однако никаких документов о внесении пая не сохранилось ввиду фактического прекращения деятельности кооператива.
Данные объяснения подтверждены сводным оценочным актом, выданным Д. 26 января 1981 года, Бодайбинским бюро технической инвентаризации подтвердил окончание последним строительства объекта недвижимости, а также стоимость возведенного гаража по ** в г. Бодайбо Иркутской области л.д.15-16).
Постановлением №241-пп от 29 июля 2010 года «О присвоении адреса земельному участку и гаражу», вынесенному Администрацией Бодайбинского городского поселения на основании заявления Дмитриевой Н.А. земельному участку и гаражу, расположенным в г. Бодайбо по ** был присвоен следующий адрес: Иркутская область, г. Бодайбо, ** гараж * л.д. 17).
Факт внесения паевого взноса Д. и принятия наследственного имущества Дмитриевой Н.А., открытого, непрерывного владения как своим собственным, подтвержден показаниями свидетелей:
К., пояснившей, что хорошо знакома с истицей, часто общаются, в связи с чем ей известно, что ее супруг Д. состоял в членах кооператива «30 лет Победы» и собственными силами построил по ** в г. Бодайбо гараж, которым владел и пользовался совместно с Дмитриевой н.А. до момента своей смерти. В настоящее время истица осуществляет владение гаражом, использует его по назначению, по мере возможности производит необходимый ремонт. Никто из третьих лиц ни право Д.., ни Дмитриевой Н.А. на возведенный ими гараж не оспаривал;
свидетель З. суду пояснила, что знакома с Дмитриевой Н.А., поскольку ее супруг как и Д., являлся членом гаражного кооператива, расположенного по ** в г. Бодайбо. Строительство гаражей осуществлялось практически одновременно, поэтому свидетель подтверждает, что гараж * был возведен Д и с этого момента находится во владении его семьи, в частности в данное время его супруги Дмитриевой Н.А..
В вышеприведенном сводном оценочном акте внесены соответствующие изменения в части смены фамилии собственника гаража, а именно Д.. на Дмитриеву Н.А., удостоверенные соответствующим работником органа технической инвентаризации.
Помимо этого, абонентская книжка по оплате за электроэнергию за гараж свидетельствуют о производстве оплаты в отношении данного объекта со стороны Дмитриевой Н.А. л.д. 30-31).
Оформление технического паспорта в ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Бодайбинским отделением Иркутского филиала 23 августа 2010 года, также подтверждает открытое и непрерывное владение Дмитриевой Н.А. и отсутствие иных собственников данного объекта недвижимого имущества - гаража * по ** г. Бодайбо Иркутской области, общей площадью 30,6 квадратных метра, и свидетельствует о готовности к использованию данного гаража л.д. 23-26).
Согласно сведениям нотариуса Бодайбинского нотариального округа Н. истица является единственным наследником Д.. л.д. 12).
Никто из третьих лиц, предполагающих свое наследственное либо иное имущественное право на данное строение, не заявили о своих правах на данное имущество, не оспаривают его в судебном порядке, не обратили в собственность государства в качестве выморочного имущества.
Правопритязаний со стороны государственных органов или органов местного самоуправления также не имеется, что следует из отсутствия возражений с их стороны ко дню слушания дела.
Претензий относительно права на спорный гараж со стороны гаражно-строительного кооператива «30 лет Победы» в суд не поступало. Как следует из справки МИ ФНС России №3 по Иркутской области в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о ГСК «30 лет Победы» не имеется.
Возведение гаража произведено на законном основании: на отведенном для этих целей кооперативу земельном участке, право пользование которым после прекращения деятельности кооператива перешло к его членам на тех же условиях. Осуществление технического учета и регистрация в органах ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» подтверждает соответствие недвижимости строительным нормам и правилам, отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан при его эксплуатации.
Оценивая представленные суду доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ исходя из их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд находит доказанным, что гараж * по переулку ** в г. Бодайбо Иркутской области общей площадью по внутреннему обмеру 30,6 квадратных метра на момент подачи Дмитриевой Н.А. заявления о принятии наследства 23 августа 1990 года, входил в состав наследственного имущества умершего Д. на основании части 2 ст. 7 Закона СССР «О собственности в СССР».
Соответственно путем подачи заявления о принятии наследственного имущества законный наследник Дмитриева Н.А. приобрела право собственности на этот объект недвижимого имущества на основании части 4 ст. 1152, ст. 1153 ГК РФ.
По правилам ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По смыслу закона, государственная пошлина присуждается истцу с ответчика лишь вследствие виновных действий ответчика, которые повлекли рассмотрение спора в суде.
По данному иску не установлено виновных действий ответчика Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области, воспрепятствовавших оформлению Дмитриевой Н.А право собственности на наследственное имущество, не представлено таких доказательств ни истицей, ни ее представителем, равно как не установлено таких фактов и при рассмотрении спора судом.
При данных условиях, государственная пошлина не подлежит возмещению истице за счет ответчика. Отсутствуют правовые основания для её возвращения за счет средств бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Дмитриевой Н.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Иркутской области о признании принявшей наследственное имущество, признании права собственности на наследство удовлетворить.
Признать Дмитриеву Н.А. принявшей наследственное имущество наследодателя - Д., состоящего из гаража *, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Бодайбо, ** **.
Признать за Дмитриевой Н.А. право собственности на гараж *, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Бодайбо, ** **.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд Иркутский областной суд в течение 10 дней через Бодайбинский городской суд.
Судья: Э.С. Ермаков