ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бодайбо 20 сентября 2010 г.
Дело № 2-632-2010
Бодайбинский городской суд Иркутской области, в составе:
судьи Ермакова Э.С.,
при секретаре Алексеевой С.В.,
с участием помощника прокурора г. Бодайбо Гореловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора г. Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц
к Администрации г. Бодайбо и района о признании незаконным бездействия Администрации г. Бодайбо и района, выразившегося в ненадлежащем финансировании бюджетного учреждения - Муниципального лечебно-профилактического учреждения «Центральная районная больница г. Бодайбо» в части оплаты за потребленные коммунальные услуги, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения надлежащего финансирования бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг в определенный срок,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Бодайбо обратился в Бодайбинский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации г. Бодайбо и района о признании незаконным бездействия Администрации г. Бодайбо и района, выразившегося в ненадлежащем финансировании бюджетного учреждения - Муниципального лечебно-профилактического учреждения Центральная районная больница г. Бодайбо в части оплаты за потребленные коммунальные услуги, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения надлежащего финансирования бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований прокурор г. Бодайбо указал, что 01 января 2010 года между Муниципальным унитарным предприятием «Тепловодоканал» (далее по тексту решения МУП «ТВК») и Муниципальным лечебно-профилактическим учреждением Центральная районная больница г. Бодайбо (далее по тексту (МЛПУ ЦРБ г. Бодайбо) были заключены договоры на водоснабжение и водоотведение, на отпуск тепловой энергии в горячей воде, в пределах выделенных лимитов, имеющихся в бюджете Муниципального образования г.Бодайбо и района. Недостаток денежных средств на оплату потребленной тепловой энергии на 01 августа 2010 года составляет 2063 005 рублей 01 копейка.
Как указано в исковом заявлении, МЛПУ ЦРБ г. Бодайбо создано в соответствии с Распоряжением председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от 01 ноября 200 года №98-и и является некоммерческой организацией, финансируемой за счет бюджета средств обязательного медицинского страхования и иных источников. Учредителем МЛПУ ЦРБ г. Бодайбо является Администрация г. Бодайбо и района. В силу ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование.
По мнению прокурора, бездействием Администрации г.Бодайбо и района, выразившемся в недостаточном финансировании соответствующего бюджетного учреждения в части оплаты за потребленную тепловую электроэнергию, могут быть нарушены права граждан, закрепленные в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которым предусмотрено, что под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Водоснабжение, питание, условия быта, труда и отдыха относятся к социальным факторам среды обитания человека. Согласно ст. 8 закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Кроме того, указанное бездействие Администрации Бодайбинского городского поселения может повлечь за собой ограничение МУП «ТВК» поставки тепловой энергии, что в условиях наступающего холодного времени года приведет к размораживанию системы отопления, невозможности осуществления уставных задач лечебно-профилактического учреждения, и как следствие к грубому нарушению гарантированных ст.ст. 37, 41 Конституции РФ прав персонала учреждения на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, граждан по получение медицинской помощи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18 Конституции РФ, которой установлено что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применением законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, прокурор в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, просит признать незаконным бездействие Администрации г.Бодайбо и района, выразившееся в ненадлежащем финансировании бюджетного учреждения - МЛПУ ЦРБ г. Бодайбо в части оплаты потребленных коммунальных услуг; возложить на Администрацию г.Бодайбо и района обязанность устранить допущенные нарушения устранить путем обеспечения надлежащего финансирования данного бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг, с учетом срока начала отопительного сезона на территории Бодайбинского района, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г. Бодайбо Горелова А.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации г. Бодайбо и района по доверенности от 21 декабря 2009 года - Романенко Е.В. исковые требования не признала, при этом сообщила, то решением Думы г. Бодайбо и района от 13 сентября 2010 года №19-па «О внесении изменений и дополнений в решение Думы г. Бодайбо и района от 17 декабря 2009 года №40-па «О бюджете муниципального образования г. Бодайбо и района на 2010 год» лимиты по коммунальным услугам МЛПУ ЦРБ г. Бодайбо на 2010 год для МУП «ТВК» добавлены в сумме 1258 700 рублей, недостаток лимитов составил 944 600 рублей (на ноябрь и декабрь 2010 года). До конца текущего года Администрация г. Бодайбо и района примет все меры к увеличению лимитов МЛПУ ЦБ г. Бодайбо по коммунальным услугам для МУП «ТВК». Текущая задолженность перед МУП «ТВК» отсутствует, поскольку поступившие от МЛПУ ЦРБ г. Бодайбо в финансовое управление Администрации г. Бодайбо и района заявки на финансирование по состоянию на 20 сентября 2010 года профинансированы в полном объеме.
Третье лицо - Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение Центральная районная больница г. Бодайбо в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено, в представленном письменном отзыве сообщило, что в соответствии с заключенными 01 января 2010 года между ООО «ТВК» и МЛПУ ЦРБ г. Бодайбо договорами №П-79-Т на отпуск тепловой энергии в горячей воде, №П-79-В на водоснабжение и водоотведение, заявки на оплату оказанных услуг подавались в финансовое управление Администрации г. Бодайбо и района своевременно. В настоящее время все заявки находятся на исполнении.
Третье лицо - Муниципальное унитарное предприятие «Тепловодоканал», в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено, уважительных причин неявки суду не представило, не просило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд находит исковые требования прокурора г. Бодайбо обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений.
Согласно ст. 67 Устава муниципального образования города Бодайбо и района органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом полномочия по решению вопроса о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений возложены на Администрацию г. Бодайбо и района, которая обладает правами юридического лица (ст.37 Устава).
На основании Закона Иркутской области от 02 декабря 2004 года № 67-оз «О статусе и границах муниципальных образований Бодайбинского района Иркутской области» муниципальное образование города Бодайбо и района наделено статусом муниципального района.
По части 2 ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.
К вопросам местного значения муниципального района, в соответствии с п.12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Бодайбинский район Иркутской области в Перечень территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА) России, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. № 1156-р не входит.
Согласно разделу III «Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2009 года № 811, медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
Кроме того, в соответствии с абзацем 4 статьи 37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования, которое реализуется посредством принятия соответствующих распорядительных актов и закладывается в бюджет соответствующего муниципального образования.
По правилам части 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Положения частью 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
В отношении потребителей, прекращение или ограничение подачи которым топливно-энергетических ресурсов может привести к опасности для жизни людей, а также медицинских учреждений, предусмотрен особый «Порядок ограничения или прекращения подачи электрической и тепловой энергии при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05 января 1998 г. № 1.
Данный нормативный правовой акт допускает возможность ограничения подачи тепловой энергии до уровня аварийной (технологической) брони, что соответствует снижению показателей температуры в помещениях учреждений здравоохранения ниже нормативных, установленных «Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (СанПиН 2.1.3.1375-03), утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 июня 2003 года, с 30 июня 2003 года.
В силу пункта 168 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530 в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6, к которым относятся медицинские учреждения. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящих Правил, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).
По смыслу указанных положений закона, реализуя полномочия по обеспечению населения г. Бодайбо и района медицинской помощью в медицинских учреждениях, муниципальный район обязан создать надлежащие финансовые условия выполнения медицинским учреждением уставных задач, включая достаточное финансирование учреждения в части оплаты потребляемых коммунальных услуг (тепло и водоснабжения) с целью недопущения ограничения их подачи, угрожающей здоровью граждан, получающих медицинскую помощь, затрудняющей ее предоставление населению.
Данные требования были выполнены ненадлежащим образом в отношении медицинского учреждения МЛПУ «ЦРБ г. Бодайбо», реализующего в соответствии с уставом свою основную задачу по удовлетворению общественной потребности в медицинском обслуживании г. Бодайбо и района, выполняя функции по лечебной, профилактической и экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях л.д. 6-16).
Как следует из материалов дела, на период с 01 января 2010 года между МУП «ТВК» и бюджетным учреждением МЛПУ «ЦРБ г. Бодайбо» были заключены договоры №П-79-Т на отпуск тепловой энергии в горячей воде, № П-79-В на водоснабжение и водоотведение, по условиям которых МУП «ТВК» обязуется отпускать тепловую энергию в горячей воде и воду питьевого качества на объекты потребителя, а потребитель в установленные сроки и размере оплачивать полученную тепловую энергию и водоснабжение, водоотведение л.д. 29-32).
Из представленных прокурором в обоснование своих требований сведений МУП «ТВК» по состоянию на 01 августа 2010 года задолженность бюджетного учреждения - МЛПУ «ЦРБ г. Бодайбо» составляет 2063 005 рублей 01 копейка л.д. 17).
Решением Думы г. Бодайбо и района от 13 сентября 2010 года № 19-па выделены дополнительные лимиты финансирования МПЛУ «Центральная районная больница г. Бодайбо», однако недостаток финансирования в сумме 944 600 рублей по договору на теплоснабжение на 2010 год сохраняется л.д. 39).
Недофинансирование медицинского учреждения применительно к количеству поставляемой тепловой энергии, воды питьевого качества в конкретные месяцы отопительного сезона создает угрозу для образования задолженности по потребленной тепловой энергии в горячей воде, воде питьевого качества более, чем за один период платежа (при общем лимите в 5 157 000 рублей), что является основанием для введения энергоснабжающей организацией ограничения подачи тепловой энергии в горячей воде.
Данные обстоятельства создают угрозу здоровью неопределенного круга лиц: граждан, нуждающихся в медицинском обслуживании, в том числе стационарном, а также граждан, выполняющих трудовые функции в данном учреждении, то есть нарушения прав, гарантированных ст. 37 Конституции РФ, ст.ст. 66, 68 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, положения ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» о праве граждан соответственно на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, медицинскую помощь, благоприятную среду обитания, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Обстоятельства угрозы нарушения прав граждан вследствие недофинансирования бюджетного медицинского учреждения в части оплаты за потребленные коммунальные услуги Администрацией г. Бодайбо и района не были оспорены в судебном заседании, и доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчик и третьи лица суду не представили. Более того, представитель Администрации г. Бодайбо и района - Романенко Е.В. в судебном заседании не оспаривала возможность образования задолженности вследствие недостаточности финансирования медицинского учреждения.
Ссылка Администрации г. Бодайбо и района на то обстоятельство, что на момент рассмотрения спора в суде задолженности перед МУП «ТВК» не имеется, поскольку поступившие в финансовое управление заявки от МЛПУ ЦРБ г. Бодайбо профинансированы в полном объеме, в суде подтверждения не нашла, поскольку не было не представлено ни актов сверки, ни иных соответствующих письменных доказательств.
Совокупность приведенных выше обстоятельств, установленных на основании исследованных и оцененных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, дают суду основание для удовлетворения требований прокурора г. Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации Бодайбинского городского поселения, выразившегося в ненадлежащем финансировании бюджетного учреждения - Муниципального лечебно-профилактического учреждения Центральная районная больница г. Бодайбо в части оплаты за потребленные коммунальные услуги, незаконными и о возложении на данный орган местного самоуправления обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения надлежащего финансирования соответствующего бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг.
По правилам части 1 ст. 107 ГПК РФ устанавливается исходя из принципа разумности.
Принимая во внимание, что представленные МЛПУ ЦРБ г. Бодайбо заявки на оплату потребленных коммунальных услуг в настоящее время находятся на исполнении, а также то, что МЛПУ ЦРБ г. Бодайбо беспрерывно осуществляет медицинское обслуживание населения, при этом в Бодайбинском районе в это время года уже возможно понижение температурного режима наружного воздуха до показаний ниже нулевой отметки, суд находит возможным определить срок для исполнения обязанности Администрации г. Бодайбо и района по финансированию соответствующего бюджетного учреждения для оплаты задолженности по оплате коммунальных услуг в течение одного месяца со дня вступления решения Бодайбинского городского суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц по исковому заявлению к Администрации г. Бодайбо и района о признании незаконным бездействия Администрации г. Бодайбо и района, выразившегося в ненадлежащем финансировании бюджетного учреждения - Муниципального лечебно-профилактического учреждения Центральная районная больница г. Бодайбо в части оплаты за потребленные коммунальные услуги, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения надлежащего финансирования бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг в определенный срок, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Бодайбо и района, выразившееся в ненадлежащем финансировании бюджетного учреждения - Муниципального лечебно-профилактического учреждения Центральная районная больница г. Бодайбо в части оплаты за потребленные коммунальные услуги.
Обязать Администрацию г.Бодайбо и района устранить допущенные нарушения, путем обеспечения надлежащего финансирования бюджетного учреждения - Муниципального лечебно-профилактического учреждения Центральная районная больница г. Бодайбо по оплате коммунальных услуг в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10-ти дней через Бодайбинский городской суд.
Судья: Э.С. Ермаков