Определение о признании нормативного акта местного самоуправления недействующим в части



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 сентября 2010 г. г.Бодайбо

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе судьи Игнатовой И.В., при секретаре Калачевой Е.А., с участием помощника прокурора г.Бодайбо Москвитина М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-396-2010 по заявлению прокурора г.Бодайбо, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Бодайбо, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Бодайбинский городской суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления - Устава муниципального образования г.Бодайбо и района недействующим в части.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что решением Думы г.Бодайбо и района 29.06.2005г. принят Устав муниципального образования г.Бодайбо и района (далее по тексту определения Устав).

Прокуратурой г.Бодайбо при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлено, что отдельные положения Устава противоречат федеральному законодательству.

Так, отдельные нормы Устава противоречат Федеральному закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи изменениями, внесенными Федеральными законами от 23.11.2009г. № 261-ФЗ, 28.11.2009г. № 283-ФЗ, от 27.12.2009г. № 365-ФЗ, от 05.04.2010г. № 40-ФЗ.

Статьей 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в Уставе муниципального образования закрепляются наряду с другими вопросами и перечень вопросов местного значения.

Пункт 24 ч.1 ст.6 Устава, в соответствии с которым к вопросам местного значения г.Бодайбо и района относится создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства противоречит п.25 ч.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ. Указанный вопрос местного значения изложен в новой редакции - создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству.

Согласно абзацам 1,2,3 части 2 ст.6 Устава:

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района г.Бодайбо и района. Вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления г.Бодайбо и района о передаче им осуществления части полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет г.Бодайбо и района.

Органы местного самоуправления г.Бодайбо и района вправе заключить соглашение с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав г.Бодайбо и района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального образования г.Бодайбо и района в бюджеты соответствующих поселений.

Указанные соглашения заключаются на определенный срок, должны содержать положения, устанавливающие основания о порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение решений.

Как указано прокурором, данные нормы соответственно противоречат абзацам 1,2,3 ч.4 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которым:

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Согласно п.2 ч.1 ст.6.1 Устава органы местного самоуправления г.Бодайбо и района имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, однако в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2009г. № 365-ФЗ п.2 ч.1 ст.15.1 Федерального закона № 131-ФЗ утратил силу с 01.01.2010г.

В соответствии с ч.2 ст.6.1 Устава органы местного самоуправления г.Бодайбо и района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий в соответствии со ст.9 настоящего Устава, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местного бюджета (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Иркутской области). Указанная норма Устава противоречит ч.2 ст.15.1 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Статья 7 Устава противоречит части 1 ст.17 Федерального закона, поскольку не закрепляет полномочия, предусмотренного пунктом 8.2 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с которым к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Однако, ст.7 указанного полномочия не закрепляет.

В соответствии с п.11 ч.2 ст.29 Устава полномочия депутата прекращаются досрочно в иных случаях, установленных Федеральным законом. Между тем, указанная норма Устава противоречит п.10 ч.10 ст.40 федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в иных случаях, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ и иными федеральными законами.

Часть 2 ст.41 Устава, в силу которой число членов Избирательной комиссии района с правом решающего голоса составляет 9 человек противоречит ч.6 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.12.2007г. № 357-ФЗ), устанавливающей что, избирательная комиссия муниципального района формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

В соответствии с абзацем 1 ч.1 ст.43 Устава проект решения Думы г.Бодайбо и района о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Думой г.Бодайбо и района порядка учета предложений по проекту указанного решения Думы г.Бодайбо и района, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Указанная норма противоречит части 4 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Согласно части 4 ст.43 Устава решение Думы г.Бодайбо и района о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесенные в настоящий Устав и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий Думы г.Бодайбо и района, принявшей решение о внесении в настоящий Устав указанных изменений и дополнений.

Данная норма противоречит ч.8 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с которой устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений. Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящей части.

Часть 2 ст.44 Устава, в соответствии с которой нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого на местном референдуме, является соответственно основанием для досрочного прекращения полномочий Думы г.Бодайбо и района, отзыва мэра района в соответствии с федеральным законодательством противоречит ч.3 ст.45 Федерального закона, устанавливающей, что нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 ст.46 Устава Дума г.Бодайбо и района: 1) по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами области и настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории г.Бодайбо и района, об удалении мэра г.Бодайбо и района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Думы г.Бодайбо и района Указанное решение считается принятым …. 2) по вопросам организации деятельности Думы г.Бодайбо и района принимает решения.

Указанная норма противоречит ч.3 ст.43 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой представительный орган муниципального образования кроме предусмотренных ч.1 ст.46 Устава решений, принимает решения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Частью 1 ст.65 Устава предусмотрен перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования г.Бодайбо и района. В соответствии с п.23 ч.3 ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципального района может находиться имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального района. Между тем, часть 1 ст.65 Устава указанный вид имущества не закрепляет, в связи с чем в данной части противоречит Федеральному закону № 131-ФЗ.

Прокурором указано, что в соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу требований ст.ст. 1,21,22,23,28 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Заявитель указывает, что статья 251 ГПК РФ наделяет прокурора правом в пределах компетенции обжаловать нормативный правовой акт, противоречащий федеральному закону.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, прокурор просит признать противоречащими Федеральному закону от 06.10.2006г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующему законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда: п.24 ч.1 ст.6, ч.2 ст.6, п.2 ч.1 ст.6.1, ч.2 ст.6.1, ст.7, п.11 ч.2 ст.29, ч.2 ст.41, абзац 1 ч.1 ст.43, ч.4 ст.43, ч.2 ст.44, ч.1 ст.46, ч.1 ст.65 Устава муниципального образования г.Бодайбо и района.

В судебном заседании помощник прокурора г.Бодайбо - Москвитин М.Г. отказался от заявленных требований, просит дело производством прекратить в связи с добровольным исполнением органом местного самоуправления заявленных требований.

Представитель Администрации города Бодайбо и района по доверенности от 21 декабря 2009 года, Думы города Бодайбо и района по доверенности от 15 июня 2010 года - Романенко Е.В. в судебном заседании не возражала против прекращения производства по делу, пояснив, что требования прокурора удовлетворены в добровольном порядке.

Применительно к части 1 статьи 39 ГПК РФ заявитель вправе отказаться от заявления. Суд установил, что оснований, предусмотренных частью 2 статьи 39 ГПК РФ для непринятия отказа от заявленных требований, не имеется.

Согласно пункту 3 статьи 220 ГПК РФ производство по делу прекращается при отказе истца от иска и принятии его судом.

Последствия прекращения производства по делу, установленные статьями 173, 221 ГПК РФ, заявителю разъяснены и понятны.

Руководствуясь ст. 39, ст.173, ст. 220, ст. 221 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ прокурора г.Бодайбо от заявления, поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления - Устава муниципального образования города Бодайбо и района недействующим в части.

Гражданское дело № 2-396-2010 по заявлению прокурора г.Бодайбо, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части, производством прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в течение 10 дней через Бодайбинский городской суд.

Судья: И.В.Игнатова