ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2010 г. г. Бодайбо
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе судьи Игнатовой И.В., при секретаре Калачевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-548-2010 по иску Дегтевой Т.И. к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бодайбинском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
у с т а н о в и л :
Дегтева Т.И. обратилась в Бодайбинский городской суд Иркутской области с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о признании незаконным решения от 15 июля 2010 года № 113 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда, взыскании 9 644 рублей компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно.
В обоснование заявленных требований истицей указано, что она является пенсионером по старости, не работает, зарегистрирована в г.Бодайбо, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В июне 2010 года она выезжала автомобильным и железнодорожным транспортом на отдых в пос. Смоленск Смоленского района Алтайского края, где провела свой отпуск. По приезду истица обратилась с заявлением об оплате проезда в Управление ПФР. Решением от 15 июля 2010 года № 113 ей было отказано в выплате в связи с отсутствием документа, подтверждающего пребывание по месту отдыха. Истица полагает, что на основании статьи 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1, предусматривающей компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, отказ органа по пенсионному обеспечению является неправомерным, просит признать его незаконным и взыскать с ответчика 9 644 рубля компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту проведения отдыха в пос. Смоленск Смоленского района Алтайского края и обратно.
В судебное заседание истица Дегтева Т.И. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика- Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области также в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В отзыве на исковое заявление Дегтевой Т.И. ответчиком указано, что исковые требования являются не обоснованными, поскольку пунктами 1, 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно, за счет федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 г. № 176, определено, что компенсация расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно в виде возмещения фактически произведенных затрат производится при предоставлении в Пенсионный фонд проездных документов, отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха на территории РФ. Согласно разъяснениям Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 11.08.2008 года № 408н к рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда РФ может быть принят любой документ, выданный организацией, оказывающей услуги по организации отдыха, или физическим лицом, содержащий сведения о пенсионере (ф.и.о.), адрес места отдыха, периоде пребывания пенсионера в данном месте отдыха, а так же реквизиты выдавшей его организации либо сведения о физическом лице. Однако истцом, в нарушение положений указанного Постановления Правительства РФ, документов, подтверждающих пребывание в месте отдыха на территории РФ, не предоставлено. Таким образом, пенсионер не имеет права на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно за счет средств ПФР.
Помимо этого, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда, в соответствии с п. 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.1005г. № 176; Разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.08.2008г. № 408н.
Согласно справке ИВЦ ОАО «РЖД», стоимость проезда по маршруту Таксимо-Новосибирск составляет 2362 рубля 50 копеек (тариф+стр.); стоимость проезда по маршруту Новосибирск-Таксимо составляет 2306 рублей 50 копеек.
Также, по мнению представителя ответчика, не подлежат оплате автобусные билеты по маршруту: Бодайбо-Таксимо-Бодайбо, поскольку не усматривается тип автобуса.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Из представленного в материалах дела решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области от 15 июля 2010 года № 113 следует, что Дегтевой Т.И. отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно по основаниям не представления документов, подтверждающих период пребывания пенсионера в месте отдыха.
Данное Решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, суд находит незаконным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По правилам статьи 34 Закона РФ № 4520-1 от 19.02.1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантированная компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Предусмотренные указанным законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат предоставляются гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.
Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно установлены Постановлением Правительства № 176 от 01 апреля 2005 года.
Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Как установлено в судебном заседании, истец ставит вопрос о взыскании с ответчика фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
К заявлению о компенсации расходов гражданин в соответствии с пунктами 7, 8 и 9 Правил должен приложить путевку или иной документ (или отрывные талоны к путевке), являющиеся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
В числе тех, кому выплачивается компенсация, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха, а в другом месте.
По мнению суда, отсутствие прямого указания в названных Правилах на порядок выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых не в месте организованного отдыха, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации.
Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость от выбранной пенсионером формы отдыха.
Такое ограничение противоречит ст.19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 02.02.2006г. № 38-О, решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации. Поскольку получателям трудовых пенсий по старости и по инвалидности не гарантируется предоставление путевок для отдыха и лечения на предусмотренных Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7, 8 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе для самостоятельно организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
Вместе с тем, ни закон, ни приведенные выше Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда, не предусматривают форм документов, подтверждающих факт самостоятельного проведения отдыха в конкретном месте.
Из общего смысла права, согласно которому добросовестность участников правовых отношений предполагается, суд полагает, что представленные гражданином проездные документы до определенного им места и обратно свидетельствуют при отсутствии доказательств иного, о проведении самостоятельно организованного пенсионером отдыха именно в указанном им месте.
Факт наличия у Дегтевой Т.И. установленных ст. 34 Закона РФ № 4520-1 от 19.02.1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» оснований для оплаты проезда к месту использования в 2009-2010 г.г. отдыха - постоянного проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, получения пенсии по старости, наличия фактически произведенных расходов подтверждены представленными в материалах дела копией паспорта, пенсионного удостоверения, трудовой книжки, проездными билетами.
Данные обстоятельства представителем Управления ПФР в Бодайбинском районе Иркутской области не оспаривались.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, суд полагает, что Решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области от 15 июля 2010 года № 113 об отказе Дегтевой Т.И. в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда является незаконным и подлежит отмене.
Принимая во внимание, что в силу ст. 4 Закона РФ № 4520-1 от 19.02.1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, с Пенсионного фонда РФ в лице его территориального органа - Управления Пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области подлежит взысканию компенсация стоимости проезда Дегтевой Т.И. к месту отдыха и обратно.
Разрешая вопрос о размере подлежащей взысканию с ответчика компенсации стоимости проезда истца к месту отдыха и обратно, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающим стоимость проезда:
а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;
в) морским транспортом - в каюте IV-V групп морского судна регулярных транспортных линий;
г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса;
д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
По пункту 7 разъяснений от 11 августа 2008 года № 408н в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории.
Как следует из материалов дела, истица воспользовалась проездом по маршруту Таксимо-Новосибирск, Новосибирск -Таксимо железнодорожным транспортом в скором вагоне пассажирского поезда, являющегося единственным поездом данной категории, следовавшим по указанным маршрутам, при чем по маршруту Новосибирск - Таксимо проездной билет был приобретен истицей для проезда железнодорожным транспортом в купейном вагоне пассажирского поезда. А по маршруту Бодайбо-Таксимо, Таксимо-Бодайбо автомобильным транспортом ООО «Автотранспортное предприятие», являющегося единственным перевозчиком, осуществляющим пассажирские перевозки.
На основании изложенных обстоятельств, суд пришел к убеждению в том, что Дегтева Т.И., являясь неработающим пенсионером, получающим пенсию по старости и проживающая в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, в размере понесенных затрат, складывающихся из фактической стоимости представленных ею проездных документов, за исключением проезда в купейном вагоне по маршруту Новосибирск-Таксимо. Согласно справке Иркутского ИВЦ ОАО «РЖД» от 25.08.2010 г. стоимость проездного документа в плацкартном вагоне скорого поезда по маршруту Новосибирск - Таксимо составляет 2 306 рублей 50 копеек. Всего расходы по маршруту Бодайбо-Таксимо, Таксимо-Новосибирск, Новосибирск-Таксимо, Таксимо-Бодайбо, подлежащие оплате, составляют: 686 рублей + + 2 362 рубля 50 копеек (2 441 рубль 80 копеек (полная стоимость проездного документа) - 79 рублей 30 копеек (сервис) + 2 306 рублей 50 копеек + 686 рублей= 6 041 рубль.
В остальной части исковых требований Дегтевой Т.И. о взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно должно быть отказано.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежат взысканию расходы по государственной пошлине по иску, от уплаты которой истец был освобожден в сумме 400 рулей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дегтевой Т.И. к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бодайбинском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бодайбинском районе Иркутской области от 15 июля 2010 года № 113 об отказе в выплате Дегтевой Т.И. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Взыскать с Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бодайбинском районе Иркутской области в пользу Дегтевой Т.И. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно в размере 6 041 рубль (шесть тысяч сорок один рубль).
В остальной части исковых требований Дегтевой Т.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области государственную пошлину в доход государства в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10-ти дней через Бодайбинский городской суд Иркутской области.
Судья: И.В.Игнатова