Решение о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бодайбо                                                                                                             21 июля 2011г.                                                                                                                       

                                                                                                                    Дело № 2-437-2011

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе:

судьи Ермакова Э. С.,

при секретаре Алексеевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бархатовой О.А. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской областио восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,

у с т а н о в и л :

Бархатова О.А. обратилась в Бодайбинский городской суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Бодайбинском районе (ниже по тексту «Управление пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе») о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений застрахованного лица - Б., умершего ***.

В обоснование заявленных требований истица указала, что умерший Б. являлся ее супругом, в связи с чем, она является наследником умершего, и имеет право на обращение за получением средств пенсионных накоплений умершего кормильца - Б.. Указанная выплата производится в соответствии с пунктом 12 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ в случае смерти застрахованного лица до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости, при этом средства, учтенные в специальной части его индивидуального счета, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица. Согласно пункта 9 «Правил выплаты пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года №741, обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица, путем подачи в фонд заявления. В установленный законом срок за выплатой средств пенсионных накоплений истица не обратилась поскольку сразу после смерти супруга такие выплаты не производились. Кроме того, истица не знала о наличии своего права на соответствующую выплату. Со стороны пенсионного органа никаких разъяснений по данному вопросу не направлялось. В апреле 2011 года истице от знакомой стало известно о производимых ответчиком выплатах правопреемникам умершего застрахованного лица пенсионных накоплений. Указанные обстоятельства, по мнению истицы, являются уважительной причиной пропуска установленного законом срока для обращения за получением средств пенсионных накоплений и основанием для его восстановления.

В судебном заседании истица - Бархатова О.А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области по доверенности - Лопух Р.И. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что истицей пропущен установленный законом срок без уважительных причин. В случае принятия решения судом о восстановлении данного срока, решение о выплате средств пенсионных накоплений либо об отказе в этой выплате, а также сумме, подлежащей выплате правопреемникам умершего Б. будет определена решением УПФР в Бодайбинском районе Иркутской области в соответствии с «Правилами выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года № 741. Представленные суду документы, что Бархатова О.А. является наследником умершего, и имеет право на обращение за получением средств пенсионных накоплений умершего кормильца - Б., сомнения не вызывают.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случаях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 3 указанной нормы закона, выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.

По правилам ст. 205 ГК РФ, подлежащей применению к спорным правовым отношениям сторон в силу аналогии закона, в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

Как следует из свидетельства о смерти I-CT *, выданного *** Отделом по Бодайбинскому району и г. Бодайбо Управления службы ЗАГС **, Б. скончался *** в ** (л.д. 5).

Согласно свидетельству III-CT *, выданному *** городским ЗАГСом **, между Б. заключен брак с Ш., после регистрации брака ей присвоена фамилия - Бархатова ( л.д.4)

Таким образом, истица, в силу положений 2 «Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года №741, имеет право на обращение с заявлением о восстановлении срока на выплату средств пенсионных накоплений как правопреемник застрахованного лица.

Анализируя обстоятельства уважительность причин пропуска срока на подачу заявления о получении средств пенсионных накоплений, суд принимает во внимание, что «Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета» были утверждены Постановлением Правительства РФ 03 ноября 2007 года № 741, а Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 декабря 2007 года № 795, утвердивший формы документов, необходимых для осуществления выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, вступил в силу после регистрации данного правового акта Министерством юстиции РФ - с 17 февраля 2008 года.

Таким образом, реализация права на обращение гражданина за получением средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица стала возможной после принятия и введения в действие подзаконных актов, то есть с последней указанной даты.

Как объяснила в судебном заседании истица, она обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе в апреле 2011 года, сразу когда ей стало известно о возможности получения пенсионных накоплений умершего супруга. Сотрудники пенсионного органа заявление не приняли, предложили обратиться в суд. Обратиться в пенсионный орган в течение установленного законом срока не могла, так как сразу выплаты пенсионных накоплений не производились, кроме того, истица о наличии у нее такого права не знала. Управлением Пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области ей не разъяснялось право на обращение за выплатой накопительной части трудовой пенсии умершего. Уведомительных писем о наличии на индивидуальном лицевом счете Б. накоплений, их размере ответчиком на имя застрахованного лица не направлялись.

Истица сильно и долго переживала смерть супруга. Как следствие обострилось имеющееся у нее заболевание сердца, она неоднократно находилась на стационарном лечении, а *** ей установлена вторая группа инвалидности, ограничивающая ее подвижность, не допускающая нервно-психические нагрузки. Данные обстоятельства в совокупности препятствовали истице своевременно обратиться в пенсионный орган с заявлением на выплату пенсионных накоплений умершего Б..

Кроме того, наследственного имущества у супруга не имелось, однако она приняла личные вещи Б., осталась проживать в принадлежащей им на праве найма квартире, то есть совершила действия, свидетельствующие о принятии наследства.

Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании.

По правилам подпункта 13 пункта 3 ст. 10 Федерального закона РФ от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ обязан направлять не позднее 1 сентября каждого года застрахованным лицам информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.

Доказательств направления Б. данного извещения в год, предшествовавший смерти, из которого его правопреемник - Бархатова О.А., проживавшая совместно с супругом, могла бы узнать наличие и сумму соответствующих пенсионных накоплений, Управление пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе суду не представило.

Не были представлены ответчиком и доказательства, свидетельствующие о разъяснении правопреемнику умершего Б. - Бархатовой О.А. ее право на обращение за получением средств пенсионных накоплений, основания, порядок и сроки выплат пенсионных накоплений.

Поэтому доводы истицы о том, что ей не было известно о наличии права на получение произведенных умершим супругом пенсионных накоплений, и именно с этим связан пропуск срока на подачу соответствующего заявления в органы пенсионного фонда РФ, суд находит обоснованными.

К уважительным причинам пропуска установленного законом срока на обращение за получением средств пенсионных накоплений, являющимися основаниями для его восстановления, суд принимает во внимание наличие у истицы инвалидности, второй, нетрудоспособной группы, с существенными ограничениями её жизнедеятельности.

В силу положений Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в связи с наличием нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, инвалиды нуждаются в повышенной социальной защите с целью обеспечения их равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В связи с наличием у истицы ишемической болезни сердца, перенесенного инфаркта, она неоднократно проходила стационарное, санаторно-курортное лечение, последующую длительную социальную реабилитацию, что подтверждено представленными суду выписками из стационарных карт, обратным талоном курорта «Ангара», справкой серии МСЭ- 2011 *, индивидуальной программой реабилитации инвалида (л.д. 18-22).

Данные длительные ограничения функций организма не позволили ей в полной мере защитить свои права в той мере, в какой это возможно гражданам, не имеющим таких ограничений жизнедеятельности.

Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что истица проживала совместно с супругом по день его смерти, и совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии ею наследства: использовании ею в настоящее время совместно нажитых с ним вещей, осуществлении ею расходов на похороны Б., которые подтверждены показаниями свидетеля - К..

Так, свидетель К. суду показала, что истица является ее дочерью. С супругом истица проживала до момента его смерти. В настоящее время истица переехала на другое место жительство, забрав с собой имущество, нажитое в период брака, пользуется им до настоящего времени. Истица несла расходы на похороны супруга. Ввиду имеющейся у истицы ишемической болезни сердца, она вынуждена ограничивать себя в действиях, в нервно-психических нагрузках, неоднократно проходила стационарное, амбулаторное лечение. В настоящее время нуждается во второй операции на сердце.      

В части 2 ст. 1153 ГК РФ указанный перечень юридически значимых действий, свидетельствующих о принятии наследства, не является закрытым. Поэтому могут рассматриваться любые действия, свидетельствующие о принятии наследства.

В данном случае использование истицей совместно нажитых предметов быта при отсутствии другого крупного движимого имущества, недвижимости, объективно свидетельствует о совершении действий, свидетельствующих о принятии наследства.

Изложенное подтверждает преемство прав истицы в отношении всех принадлежащих умершему Б. прав и обязанностей, имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая средства пенсионных накоплений, поскольку федеральным законом они прямо не исключены из состава наследственного имущества (часть 2 ст. 1152 ГК РФ).

Данное обстоятельство, по мнению суда, подтверждает тот факт, что Бархатова О.А. после смерти своего мужа разумно и добросовестно осуществила принадлежащие ей как наследнику права.

В свою очередь, в совокупности с другими доказательствами по делу это подтверждает доводы истицы о том, что она своевременно не могла обратиться с заявлением о получении пенсионных накоплений умершего супруга ввиду незнания о наличии таких накоплений, возможности претендовать на оставшиеся после смерти Б. находившиеся на его счете пенсионные накопления.

Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные суду доказательства
исходя из их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в
отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их
совокупности, суд находит, что установленный частью 3 ст. 38 Федеральным законом РФ от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» срок для обращения с заявлением о выплате правопреемникам средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица Б. был пропущен Бархатовой О.А. по уважительным причинам, в связи с чем, данный срок подлежит восстановлению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Бархатовой О.А. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, удовлетворить.

Восстановить Бархатовой О.А. срок на обращение в Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Бодайбинском районе Иркутской области с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений Б., *** года рождения, уроженца **, умершего ***.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10-ти дней через Бодайбинский городской суд.

Судья:                                                                                       Э.С. Ермаков