Решение о признании наследником на наследственное имущество в порядке наследственной трансмиссии, восстановлении срока для принятия наследства, признании наследником, принявшим наследство



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2011 г.                                                                               г. Бодайбо

       

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе судьи Игнатовой И.В., при секретаре Калачевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-508-2011 по иску Губфауфа М.В. к Губфауфу А.В., Открытому акционерному обществу «Лензолото» о признании наследником на наследственное имущество в порядке наследственной трансмиссии, восстановлении срока для принятия наследства, признании наследником, принявшим наследство,

установил:

Губфауф М.В. обратился в Бодайбинский городской суд Иркутской области с иском к Губфауфу А.В., Открытому акционерному обществу «Лензолото» о признании наследником на наследственное имущество в порядке наследственной трансмиссии, восстановлении срока для принятия наследства, признании наследником, принявшим наследство.

В обоснование исковых требований истец указал, что *** скончался его дед Г.Э.И.. Наследником по закону первой очереди после его смерти являлся Г.В.Э. - отец истца, который умер ***. Наследником по закону первой очереди после его смерти является истец - Губфауф М.В..

Первоначально семья истца проживала < по адресу>. Отец был зарегистрирован и проживал по данному адресу по день смерти. Дед Г.Э.И. был зарегистрирован и проживал < по адресу>. В 1998 году истец, его мать и брат переехали в г. *** на постоянное место жительства. С 1998 года по 2003 год истец обучался по очной форме ИГУ, что подтверждено дипломом. После смерти отцадом в п. ***, где тот проживал, стоял заколоченный, в нем никто не проживал. В апреле 2011 года друг истца Г.М. предложил разобрать дом на дрова, на что истец согласился. Через несколько дней Г.М. позвонил и сообщил истцу, что он с другом Т. при разборе дома обнаружили пакет с документами. Среди документов были: свидетельство акционера АО «Лензолото» на имя Г.В.Э., сертификат акций АО «Лензолото» на имя Г.Э.И..

12.07.2011г. истец обратился к нотариусу по факту оформления наследства, но ему в этом было отказано в связи с пропуском срока принятия наследства. Наследственные дела после умерших Г.Э.И. и Г.В.Э. не заводились. О том, что отец и дед являются акционерами ОАО «Лензолото» и имеют акции, истец не знал и об их наличии стало известно только в апреле 2011 года, связи с чем, истец полагает, что срок для принятия наследства им пропущен по уважительной причине. Брат истца- Губфауф А.В. не претендует на наследство и готов согласиться с исковыми требованиями.

Ссылаясь на ст.ст. 1155, 1156 ГК РФ, истец просит признать его наследником на наследственное имущество деда Г.Э.И., умершего ***, в порядке наследственной трансмиссии, возникшей после смерти Г.В.Э., умершего ***; восстановить ему срок для принятия наследства, открывшегося после смерти наследодателя Г.Э.И., умершего ***, и наследодателя Г.В.Э., умершего ***; признать истца наследником, принявшим наследство.

В судебное заседание истец Губфауф М.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Ответчик - ОАО «Лензолото» в судебное заседание своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что не имеет возражений против удовлетворения исковых требований.

Ответчик Губфауф А.В. в судебное заседание не явился, исковые требования Губфауфа М.В. признал, просил рассмотреть дело без его участия.

Третье лицо - Межрайонная ИФНС России № 3 по Иркутской области своего представителя в судебное заседание не направила, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что не имеет возражений против исковых требований Губфауфа М.В.

Третье лицо - нотариус нотариальной палаты Иркутской области А.Л. Нагимова в судебное заседание не явилась, о времени и месту слушания дела извещена.

Исследовав материалы дела, заслушав свидетелей, суд находит исковые требования Губфауфа М.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, после смерти Г.Э.И., последовавшей ***, открылось наследство, состоящее из акций АО «Лензолото». Наследником по закону в силу ст. 1142 ГК РФ в отношении данного наследственного имущества являлся сын наследодателя Г.Э.И. - Г.В.Э..

*** Г.В.Э. скончался, после его смерти открылось наследство, состоящее из акций АО «Лензолото». Наследником по закону в отношении принадлежавшего умершему имущества является его сын - Губфауф М.В., который на обращение в Бодайбинскую городскую нотариальную контору 12 июля 2011 года получил отказ в выдаче свидетельства о праве на наследства в отношении акций со ссылкой на то обстоятельство, что его отцом Г.В.Э. был пропущен установленный законом шестимесячный срок для приятия наследства от своего отца - Г.Э.И.

Данные обстоятельства подтверждаются: (а) свидетельством о смерти Г.Э.И. от ***, (б) свидетельством о рождении Г.В.Э., из которого следует, что отцом ребенка является Г.Э.И., (в) свидетельством о расторжении брака между Г.В.Э. и матерью истца Г.И. от ***, (г) свидетельством о смерти Г.В.Э. от ***, (д) свидетельством о рождении Губфауфа М.В., отцом которого является Г.В.Э.; справкой нотариуса Бодайбинской городской нотариальной конторы от ***.

В соответствии с частью 1 ст. 1156 ГК РФ если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия).

Поскольку Губфауф М.В. приобрел право на наследование принадлежащих Г.В.Э. акций ОАО «Лензолото» в силу наследственной трансмиссии, он вправе обратиться в суд с иском о восстановлении ему, как наследнику Г.В.Э., пропущенного этим наследником срока для принятия наследства.

Согласно ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Ранее в судебном заседании истец пояснил, что после смерти деда Г.Э.И. его отец Г.В.Э. болел, что воспрепятствовало ему оформлению наследства. Болезнь воспрепятствовала ему оформить наследство по закону в установленный срок.

При указанных обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы истца о том, что Г.В.Э. в период шестимесячного срока, по ст. 1154 ГК РФ срока на принятие наследства по закону от своего отца Г.Э.И., в силу болезни не мог оформить право на наследственное имущество - акции ОАО «Лензолото».

Как указал истец, о том, что у его деда и отца имелись акции ОАО «Лензолото» он не знал. О их наличии он узнал только в апреле 2011 года от знакомых при разборе жилого дома, в котором проживал его отец.

Данные обстоятельства подтверждены допрошенным в судебном заседании свидетелем Г.М., который показал, что проживает в пос. ***. Истец с матерью в 1998 году выехали из Бодайбинского района в г. ***. После смерти Г.В.Э., истец попросил его приглядывать за домом отца. Впоследствии свидетель предложил истцу разобрать дом на дрова, т.к. возвращаться в пос. *** истец не собирался. При разборе дома в старом шкафу им был обнаружен пакет с документами, в котором были свидетельство на отца истца и сертификатна деда о том, что они являются владельцами акций ОАО «Лензолото». Об этом он сообщил истцу. Губфауф ему пояснил, что не знал о том, что у отца и деда были акции.

Свидетель Т. дал аналогичные показания показаниям Г.М., пояснив, что действительно весной 2011 года помогал Г.М. разбирать дом отца Губфауфа, где они нашли с ним документы, о чем Г.М. сообщил истцу.

Данные свидетели могли быть очевидцами обстоятельств, о которых дали показания суду. Никаких оснований сомневаться в достоверности данных показаний свидетелей не имеется. При данных условиях, суд принимает объяснения истца и показания свидетелей как достоверные, подтвержденные иными доказательствами по делу, в связи с чем, они должны быть положены в основу судебного решения.

Анализируя данные обстоятельства, суд принимает во внимание, что в силу общего принципа права, реализация гражданами закрепленных за ними законами прав и обязанностей должна осуществляться разумно и добросовестно. При этом в силу положений части 3 ст. 10 ГК РФ разумность и добросовестность участников гражданских правовых отношений предполагается, пока не доказано обратное.

Соответственно отсутствие сведений о наличии у своего деда Г.Э.И. и отца Г.В.Э. акций ОАО «Лензолото» суд признает уважительными причинами пропуска истцом установленного законом шестимесячного срока со дня открытия наследства. Кроме того, обратился истец в суд до истечения шести месяцев после того, как узнал о существовании наследственного имущества.

При наличии таких обстоятельств, суд считает необходимым восстановить пропущенный Губфауфом М.В. срок для принятия наследства по закону, открывшегося после смерти Г.Э.И., Г.В.Э.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Как определено частью 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Перечень юридически значимых действий, указанных в части 2 ст. 1153 ГК РФ, свидетельствующих о принятии наследства, не является закрытым. Поэтому могут рассматриваться любые действия, свидетельствующие о принятии наследства.

Свидетель Г.М. суду пояснил, что после смерти отца истец приезжал в пос. *** оплатил похороны отца и попросил его присмотреть за домом и сам предпринимал меры от посягательства на него посторонних лиц.                 

Действия наследника Губфауфа М.В., в совокупности с другими доказательствами по делу, признаются судом действиями, направленными на принятие им наследства.

Иных наследников, обратившихся за выдачей свидетельства о праве на наследство по закону или завещанию, имеющих право на наследство или его соответствующую часть, не имеется. Такие наследники в уставленный законом шестимесячный срок со дня открытия наследства и до настоящего времени не реализовали своих прав на наследственное имущество установленными ст. 1153 ГК РФ способами.

Ответчики права на наследственное имущество не оспаривали и не оспаривают в настоящее время, что подтверждается отсутствием возражений по иску с их стороны.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд принимает по внимание, что объяснения истца согласуются как с показаниями допрошенных свидетелей, так и с исследованными по делу письменными доказательствами и объективно подтверждают факт совершения Губфауфом М.В. действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, оставшегося после смерти Г.Э.И., Г.В.Э., в связи с чем, исковые требования Губфауфа М.В. о признании его наследником, принявшим наследство, открывшегося после смерти Г.Э.И., умершего ***, Г.В.Э., умершего ***, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования Губфауфа М.В. к Губфауфу А.В., Открытому акционерному обществу «Лензолото» о признании наследником на наследственное имущество в порядке наследственной трансмиссии, восстановлении срока для принятия наследства, признании наследником, принявшим наследство, удовлетворить.

Признать Губфауфа М.В. наследником на наследственное имущество Г.Э.И., умершего ***, в порядке наследственной трансмиссии, возникшей после смерти Г.В.Э., умершего ***.

Восстановить Губфауфу М.В. срок для принятия наследства, открывшегося после смерти Г.Э.И., умершего ***, Г.В.Э., умершего ***.

Признать Губфауфа М.В. наследником, принявшим наследство, открывшееся после смерти Г.Э.И., умершего ***, Г.В.Э., умершего ***.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10-ти дней через Бодайбинский городской суд Иркутской области.

Судья                          И.В. Игнатова