Заочное решение о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, пени за просрочку уплаты налогов



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бодайбо                           21 декабря 2011 г.                                                                                                   

             Дело № 2-795-2011

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе:

судьи Ермакова Э.С.,

при секретаре Алексеевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области к Антышеву А.В. о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, пени за просрочку уплаты налогов,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС России №3 по Иркутской области) обратилась в Бодайбинский городской суд к Антышеву А.В. о взыскании * рублей недоимки по налогу на добавленную стоимость, * рубля недоимки по единому социальному налогу в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, * рублей недоимки по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, * рублей * копейки пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, * копейки пени за несвоевременную уплату единого социального налога в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что Антышев А.В. до 01 января 2005 года состоял в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области. Как следствие до 01 января 2005 года ответчик являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, единого социального налога. Однако, возложенную на него обязанность по уплате налога, ответчик не исполнял. Согласно справки о состоянии расчетов * по состоянию на 01 июня 2011 года за Антышевым А.В. числится задолженность в сумме * копейки, в том числе:

* рубля налога на добавленную стоимость, образовавшейся до 01 января 2005 года; * копейка пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, образовавшихся на 01 сентября 2011 года;

* рубль единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшихся до 01 января 2005 года; * копейка пени за несвоевременную уплату единого социального налога в федеральный бюджет обязательного медицинского страхования, образовавшихся до *

* рубля единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшейся до 01 января 2005 года; * копейки пени за несвоевременную уплату единого социального налога в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, по состоянию на 01 сентября 2011 года.

Соответственно Межрайонной ИФНС России №3 по Иркутской области выставлены и направлены налогоплательщику требования № 2898, 2897, 2900, 2899 от 15 апреля 2011г. об уплате пени. Неисполнение налогоплательщиком до настоящего времени обязанности по уплате налога и пени и стало причиной обращения налогового органа в суд.

В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области по доверенности от 12 января 2011 года - Леонова Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик - Антышев А.В. в судебное заседание не явился, о времени месте слушания дела извещен, уважительных причин неявки суду не представил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

С согласия представителя истца дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства по правилам ст. 233 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области.

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность исполняется в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 243 НК РФ, сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (часть 1 ст. 45 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

В силу положений редакции ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, при надлежащем выполнении положений закона о сроках направления налогового требования исковое заявление о взыскании недоимки по налогу могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 НК РФ.

Как следует из материалов дела, Антышев А.В. в период с 17 февраля 2000 года по 01 января 2005 года был зарегистрирован в Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (л.д. 20).

Межрайонной инспекцией ФНС России №3 по Иркутской области на имя налогоплательщика Антышева А.В. вынесены требования №2898, №2897, №2899 по состоянию на 15 апреля 2011 года, по данным которых за Антышевым А.В. числится:

недоимка по налогу на добавленную стоимость, образовавшаяся на 01 января 2005 года в сумме * рубля, пени за просрочку уплаты налога в сумме * копеек;

недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшаяся на 01 января 2005 года в сумме * рубля, пени за просрочку уплаты налога в сумме * копеек;

недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшаяся на 01 января 2005 года в сумме * рубль, пени за просрочку уплаты налога в сумме * копейки, - которые ответчику предложено погасить в добровольном порядке в срок до 06 мая 2011 года. Доказательств вручения требований ответчику суду не представлено (л.д. 9,11,13).

Далее, налоговый орган, установив факт отсутствия добровольного погашения налогоплательщиком Антышевым А.В. налоговых платежей, принял решение №2491 от 18 июля 2011 года о взыскании с ответчика налога, пени с физического лица через суд по ст. 48 НК РФ.

Приведенная выше задолженность Антышева А.В. отражена и в справке * о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 сентября 2011 года (л.д. 5,6).

Из материалов дела следует, что требования *, *, * об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость, по единому социальному налогу, образовавшихся на 01 января 2005 года, по состоянию на 15 апреля 2011 года, на которых истец основывает свои исковые требования, были направлены ответчику только 21 апреля 2011 года, то есть значительно позднее трех месяцев после наступления срока уплаты приведенных налогов за налоговые периоды 2004 года (спустя более чем пять лет), что является нарушением положений части 1 ст. 70 НК РФ.

При этом какие-либо допустимые доказательства, позволяющие прийти к выводу об отсутствии у налогового органа возможности своевременно направить налоговое требование, а равно, воспрепятствовавшее выявлению указанной недоимки, в судебное заседание в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлены.

При таких условиях, в случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, исчисление установленного Налоговым кодексом срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 70 и 48 НК РФ.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (ст. 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 ст. 48 НК РФ).

С учетом изложенного, в настоящее время налоговый орган утратил право на принудительное взыскание задолженности по налогу на добавленную стоимость, по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшейся на 01 января 2005 года, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.

Соответственно решение от 18 июля 2011 года № 2491 о взыскании недоимки по указанным видам налогообложения, как принятое по истечении установленных законодательством сроков, не может быть признано законным.

Частью 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Истец, заявляя ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании, каких-либо уважительных причин для восстановления срока суду в порядке ст. 56 ГПК РФ не представил.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 6 приведенной статьи предусмотрено, что принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Следовательно, Налоговый кодекс Российской Федерации регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пени и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пени в установленные сроки.

Таким образом, в случае пропуска срока для взыскания основного долга (налогов, сборов) в судебном порядке, налоговый орган также утрачивает возможность для принудительного взыскания пеней, начисленных на названную задолженность, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

Принимая во внимание совокупность исследованных документов, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, суд находит пропущенным срок обращения Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области в суд с заявлением о взыскании с Антышева А.В. * рублей недоимки по налогу на добавленную стоимость, образовавшейся до 01 января 2005 года; * копейки пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, образовавшейся на 01 сентября 2011 года; * рубля недоимки по единому социальному налогу, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшейся до 01 января 2005 года; * копейки пени за несвоевременную уплату единого социального налога в федеральный бюджет обязательного медицинского страхования, образовавшейся до 01 сентября 2011 года; * рублей недоимки по единому социальному налогу, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшейся до 01 января 2005 года; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, по состоянию на 01 сентября 2011 года.

Положений о возможности применения последствий пропуска указанного срока лишь по заявлению налогоплательщика Налоговый кодекс РФ не содержит. В свою очередь, оснований применять, в том числе по аналогии, соответствующее положение пункта 2 ст. 199 ГК РФ не имеется, поскольку согласно пункту 3 ст. 2 этого Кодекса к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Поэтому, поскольку спор возник из публичных правоотношений, суд применяет срок давности для взыскания недоимки по налогу и пеней по собственной инициативе, независимо от наличия заявления ответчика.

Как установлено из представленных суду документов (искового заявления, требований №2898, №2897, №2899 по состоянию на 15 апреля 2011 года), обязанность Антышева А.В. об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость, по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, возникла на 01 января 2005 года, а истец с требованием о их принудительном взыскании обратился в суд лишь 25 ноября 2011 года, т.е. спустя более пяти лет.

Сведений, свидетельствующих о том, Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Иркутской области ранее обращалась в суд с иском о взыскании с Антышева А.В. недоимки по соответствующим налоговым платежам, пеням за просрочку выплат, в связи с чем, срок исковой давности был прерван, представителем истца не представлено.

Согласно ст. ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные суду доказательства
исходя из их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в
отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их
совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области о взыскании с Антышева А.В. недоимки по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, пени за просрочку уплаты налогов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области к Антышеву А.В. о взыскании * рублей (* рубля) недоимки по налогу на добавленную стоимость, * копейки (* копейки) пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость; * рубля (* рубля) недоимки по единому социальному налогу в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, * рублей (* рублей) недоимки по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, * копейки пени за несвоевременную уплату единого социального налога в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, * копеек (* копеек) пени за несвоевременную уплату единого социального налога в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                              Э.С. Ермаков