Решение о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость, единого налога на вмененный доход, единому социальному налогу, пени за просрочку уплаты налогов.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бодайбо                           07 февраля 2012 г.                                                                                                   

               Дело № 2-87-2012

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе:

судьи Ермакова Э.С.,

при секретаре Алексеевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области к Резвых В.А. о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость, единого налога на вмененный доход, единому социальному налогу, пени за просрочку уплаты налогов,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС России №3 по Иркутской области) обратилась в Бодайбинский городской суд к Резвых В.А. о взыскании * копеек налога на добавленную стоимость, * копеек недоимки по единому налогу на вмененный доход, * копеек недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, * копеек пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, * копеек пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход, * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, * копейки пени на несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что Резвых В.А. до 12 ноября 2008 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области, и как следствие являлась плательщиком налога на добавленную стоимость, единого социального налога, единого налога на вмененный доход. Однако, возложенную на него обязанность по уплате налога, ответчик не исполнял. Согласно справке о состоянии расчетов * по состоянию на 22 декабря 2011 года за Резвых В.А. числится задолженность в сумме * копеек, в том числе: 1) * копеек налога на добавленную стоимость, образовавшаяся до 01 января 2005 года; * рубля недоимки по налогу на добавленную стоимость, начисленной по сроку уплаты 20 января 2005 года; * копеек недоимки по налогу на добавленную стоимость, начисленной по сроку уплаты 20 апреля 2005 года; 2) * копеек пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, в том числе * рублей, образовавшиеся до 01 января 2005 года и * копеек по состоянию на 22 декабря 2012 года; 3) * копеек недоимки по единому налогу на вмененный доход, начисленной по расчету по сроку уплаты 25 октября 2005 года; 4) * копеек пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход, образовавшаяся по состоянию на 22 декабря 2011 года; 5) * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, образовавшаяся до 01 января 2005 года; 6) * копейки пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования, образовавшаяся до 01 января 2005 года; 7) * копеек недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшаяся до 01 января 2005 года; 8) * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшаяся до 22 декабря 2011 года; 9) * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, по состоянию на 01 января 2005 года.

Межрайонной ИФНС России №3 по Иркутской области выставлены и направлены налогоплательщику требования №№ 7368, 7372, 7369, 7370, 7371, 4034, 4035, 4036, 4037, 4038 от 19 апреля 2011г. об уплате пени. Неисполнение налогоплательщиком до настоящего времени обязанности по уплате налога и пени и стало причиной обращения налогового органа в суд.

Истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направила, о времени месте слушания дела извещена, просила о рассмотрения дела без участия ее представителя.

Ответчик - Резвых В.А. в судебном заседании иск не признала, просила применить сроки давности к требованиям налогового органа.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области.

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность исполняется в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 243 НК РФ, сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Согласно части 1 ст. 346.32 уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (часть 1 ст. 45 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

В силу положений редакции ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, при надлежащем выполнении положений закона о сроках направления налогового требования исковое заявление о взыскании недоимки по налогу могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 НК РФ.

Как следует из материалов дела, Резвых В.А. в период с 11 марта 2008 года по 12 ноября 2008 года была зарегистрирован в Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (л.д. 18-21).

Межрайонной инспекцией ФНС России №3 по Иркутской области на имя налогоплательщика Резвых В.А. вынесены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа: 1) №7368 по состоянию на 28 сентября 2011 года, по данным которого за Резвых В.А. числится недоимка на единому налогу на вмененный доход по состоянию на 25 октября 2005 года в сумме * рублей; на 25 января 2006 года - * рублей; пени за просрочку уплаты налога в сумме * копеек; 2) №7372 по состоянию на 28 сентября 2011 года, по данным которого недоимка по налогу на добавленную стоимость по состоянию на 20 июля 2007 года составляет * рубля, пени за просрочку уплаты налога * копеек; 3) №7369 по состоянию на 28 сентября 2011 года, по данным которого недоимка по единому социальному налогу, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, составляет по состоянию на 01 января 2005 года - * копеек; пени за просрочку уплаты налога * копейки; 4) №4034 по состоянию на 19 апреля 2011 года, по данным которого недоимка на единому налогу на вмененный доход по состоянию на 01 января 2005 года составила * рубля; на 25 января 2005 года - * рублей; на 25 апреля 2005 года - * рублей; на 25 июля 2005 года - * рублей; на 25 октября 2005 года - * рублей; на 25 января 2006 года - * рублей; пени за просрочку уплаты налога - * копеек; 5) №4035 по состоянию на 19 апреля 2011 года, по данным которого недоимка по единому социальному налогу, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, составляет по состоянию на 01 января 2005 года - * копеек; пени за просрочку уплаты налога * копейки; 6) №4036 по состоянию на 19 апреля 2011 года, по данным которого недоимка по налогу на добавленную стоимость по состоянию на 01 января 2005 года составляет * копеек; на 20 апреля 2005 года - * рублей; на 20 июля 2005 года - * рубля; на 20 января 2006 года - * рублей; на 20 апреля 2006 года - * рублей; на 20 июля 2006 года - * рублей; на 20 октября 2006 года - * рублей; на 22 января 2007 года - * рублей; на 20 апреля 2007 года - * рубля; на 20 июля 2007 года составляет * рубля, пени за просрочку уплаты налога * копейки.

Исполнить обязательства по уплате налогов по требованиям №7368, №7372, №7369 налогоплательщику предложено в срок до 18 октября 2011 года, по требованиям №4034, №4035, №4036 в срок до 11 мая 2011г. Требование №7368 вручено ответчику 08 октября 2011г., данных о вручении иных требований об уплате налога в деле не имеется (л.д. 7-16).

Далее, налоговый орган, установив факт отсутствия добровольного погашения налогоплательщиком Резвых В.А. налоговых платежей, принял решение № 2732 от 08 ноября 2011 года о взыскании с ответчика налога, пени с физического лица через суд по ст. 48 НК РФ (л.д. 5).

Согласно справке №27573 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 22 декабря 2011 года, за налогоплательщиком - Резвых В.А. числится: 1) * копеек налога на добавленную стоимость; * копеек пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость; 2) * копеек недоимки по единому налогу на вмененный доход; * копеек пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход; 3) * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет; 4) * пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования; 5) * копеек недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 6) * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (л.д. 17).

Как следует из вышеприведенных требований об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, единому налогу на вмененный доход, пени за просрочку их уплаты, задолженность по уплате соответствующих видом налогов образовалась в период 2005, 2006 и 2007 года, при этом выставлены требования в адрес ответчика только в апреле 2011 года, то есть значительно позднее трех месяцев после наступления срока уплаты приведенных налогов (спустя четыре года и более), что является нарушением положений части 1 ст. 70 НК РФ.

При этом какие-либо допустимые доказательства, позволяющие прийти к выводу об отсутствии у налогового органа возможности своевременно направить налоговое требование, а равно, воспрепятствовавшее выявлению указанной недоимки, в судебное заседание в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлены.

При таких условиях, в случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, исчисление установленного Налоговым кодексом срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 70 и 48 НК РФ.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (ст. 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 ст. 48 НК РФ).

С учетом изложенного, в настоящее время налоговый орган утратил право на принудительное взыскание задолженности по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, единому налогу на вмененный доход, образовавшейся в период 2005, 2006 и 2007 года, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.

Более, того стоит отметить, что имеющееся в материалах дела требования №№7368, 7372, 7369 об уплате налога, пени по состоянию на 13 сентября 2011 года о взыскании единого налога на вмененный доход, налога на добавленную стоимость, единого социального налога являются повторными, поскольку ранее в адрес Резвых В.А. налоговым органом уже были вынесены требования от 19 апреля 2011 №№ 4034, 4036, 4035 об уплате соответствующих налогов.

Вместе с тем, налоговым органом не подтверждены обстоятельства, свидетельствующие об изменении обязанности налогоплательщика после выставления первоначальных требований №№ 4034, 4035, 4036 об уплате налога, сбора, пени, штрафов от 19 апреля 2011 года, новые основания для выставления требований №№7368, 7372, 7369 не указаны. Налоговый кодекс Российской Федерации не предоставляет налоговому органу права направлять налогоплательщику повторное требование об уплате налогов, пеней, штрафов. Таким образом, направляя налогоплательщику повторные требования, налоговый орган неправомерно пытался продлить срок взыскания недоимки в бесспорном порядке, не приняв мер ко взысканию с Резвых В.А. в судебном порядке недоимки по первоначальным требованиям.

Соответственно решение от 08 ноября 2011 года № 2732 о взыскании недоимки по указанным видам налогообложения, как принятое по истечении установленных законодательством сроков, не может быть признано законным.

Частью 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Истец, заявляя ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании, каких-либо уважительных причин для восстановления срока суду в порядке ст. 56 ГПК РФ не представил.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 6 приведенной статьи предусмотрено, что принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Следовательно, Налоговый кодекс Российской Федерации регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пени и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пени в установленные сроки.

Таким образом, в случае пропуска срока для взыскания основного долга (налогов, сборов) в судебном порядке, налоговый орган также утрачивает возможность для принудительного взыскания пеней, начисленных на названную задолженность, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

Принимая во внимание совокупность исследованных документов, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, суд находит пропущенным срок обращения Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области в суд с заявлением о взыскании с Резвых В.А. * копеек налога на добавленную стоимость, * копеек пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, * копеек недоимки по единому налогу на вмененный доход, * копеек пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход, * копеек недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Разрешая требования Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области о взыскании с Резвых В.А. * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, * копейки пени на несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, - суд принимает во внимание, что истцом не было в порядке ст. 56 ГПК РФ представлено суду доказательств имеющейся у резвых В.А. обязанности уплачивать соответствующие налоги и пени. В частности, доказательств, подтверждающих направление Резвых В.А. требования об уплате недоимки по единому социальному налогу, зачисляемого в федеральный бюджет, в фонд социального страхования, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, пени за просрочку уплаты налога, налоговый орган суду не представил.

Разрешая заявление Резвых В.А. о применении последствий пропуска срока исковой давности в отношении требований налогового органа, суд полагает его обоснованным, поскольку из представленных суду документов (искового заявления, требований по состоянию на 19 апреля 2011 года, 28 сентября 2011 года), обязанность Резвых В.А. об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость, единого социального налога, единого налога на вмененный доход возникла в 2005, 2006 и 2007 годах, а истец с требованием о их принудительном взыскании обратился в суд лишь 20 января 2012 года, то есть спустя четыре года и более.

Сведений, свидетельствующих о том, Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Иркутской области ранее обращалась в суд с иском о взыскании с Резвых В.А. недоимки по налогам и соответствующим пеням за просрочку выплат, в связи с чем, срок исковой давности был прерван, в деле не имеется.

Обстоятельств и подтверждающих их доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо уважительных причин, воспрепятствовавших своевременному обращению с иском о взыскании сумм указанных недоимок и пеней в течение свыше четырех лет, налоговый орган суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил.

Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные суду доказательства
исходя из их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в
отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их
совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области о взыскании с Резвых В.А. недоимки по налогу на добавленную стоимость, единого налога на вмененный доход, единому социальному налогу, пени за просрочку уплаты налогов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области к Резвых В.А. о взыскании * копеек налога на добавленную стоимость, * копеек пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, * копеек недоимки по единому налогу на вмененный доход, * копеек пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход, * копеек недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, * пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, * пени на несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования; * пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца через Бодайбинский городской суд.

Судья:                              Э.С. Ермаков