Решение о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, пени за просрочку уплаты налогов.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бодайбо                           07 февраля 2012 г.                                                                                                   

               Дело № 2-89-2012

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе:

судьи Ермакова Э.С.,

при секретаре Алексеевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области к Левину В.Н. о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, пени за просрочку уплаты налогов,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС России №3 по Иркутской области) обратилась в Бодайбинский городской суд к Левину В.Н. о взыскании * копеек недоимки по налогу на добавленную стоимость, * копеек недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, * копеек рублей недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, * рублей * копеек пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, * копеек пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, * рубль пени за несвоевременную уплату взносов в Фонд социального страхования; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в федеральный бюджет; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в территориальный фонд обязательного медицинского страхования; * копейка штрафа по налогу на добавленную стоимость.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что Левин В.Н. до 03 мая 2005 года состоял в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области и как следствие до этой даты ответчик являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, единого социального налога. Однако, возложенную на него обязанность по уплате налога, ответчик не исполнял. Согласно справке о состоянии расчетов № 27572 по состоянию на 22 декабря 2011 года за Левиным В.Н. числится задолженность в сумме * копеек, в том числе: 1) * копеек пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц по состоянию на 22 декабря 2011 года; 2) * * копеек налога на добавленную стоимость, начисленной по решению №04-24/322-7632 от 18 мая 2005 года по сроку уплаты 18 мая 2005 года; 3) * копеек пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, в том числе * копеек, образовавшихся до 01 января 2005 года, и * копеек по состоянию на 22 декабря 2012 года; 4) * копейка штрафа по налогу на добавленную стоимость, начисленный по решению №04-24/322-7632 от 18 мая 2005 года по сроку уплаты 18 мая 2005 года; 5) * рубль пени по взносам в Фонд социального страхования, образовавшиеся до 01 января 2005 года; 6) * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, образовавшиеся до 01 января 2005 года; 7) * копейки единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшихся до 01 января 2005 года; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по состоянию на 22 декабря 2011 года; 8) * копеек единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшейся до 01 января 2005 года; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, по состоянию на 22 декабря 2011 года.

Соответственно Межрайонной ИФНС России №3 по Иркутской области выставлены и направлены налогоплательщику требования №№ 6657, 6655 от 19 сентября 2011г. об уплате пени. Неисполнение налогоплательщиком до настоящего времени обязанности по уплате налога и пени и стало причиной обращения налогового органа в суд.

Истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направила, о времени месте слушания дела извещена, просила о рассмотрения дела без участия ее представителя.

Ответчик - Левин В.Н. в судебное заседание не явился, о времени месте слушания дела извещен, уважительных причин неявки суду не представил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных письменных возражениях иск не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании недоимки, штрафов и пеней ввиду пропуска без уважительных причин сроков для обращения налогового органа с иском в суд. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области.

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность исполняется в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 243 НК РФ, сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По правилам части 1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (часть 1 ст. 45 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

В силу положений редакции ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (ч. 3 ст. 70 НК РФ).

Таким образом, при надлежащем выполнении положений закона о сроках направления налогового требования исковое заявление о взыскании недоимки по налогу могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 НК РФ.

Как следует из материалов дела, в период с 20 апреля 1998 года по 03 мая 2005 года был зарегистрирован в Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (л.д. 13-15).

Межрайонной инспекцией ФНС России №3 по Иркутской области на имя налогоплательщика Левина В.Н. вынесены требования № 6657, № 6655 по состоянию на 19 сентября 2011 года, по данным которых за ответчиком числится: 1) недоимка по налогу на добавленную стоимость, образовавшаяся на 01 января 2005 года в сумме * копеек, на 18 мая 2005 года в сумме * рубля, пени за просрочку уплаты налога в сумме * копейки; 2) недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшаяся на 01 января 2005 года в сумме * копеек, пени за просрочку уплаты налога в сумме * копеек.

Приведенные задолженности по налогам ответчику предложено погасить в добровольном порядке в срок до 07 октября 2011 года, а вручены требования ответчику 19 октября 2011 года (л.д. 6,8).

Далее, налоговый орган, установив факт отсутствия добровольного погашения налогоплательщиком Левиным В.Н. налоговых платежей, принял решение № 2734 от 08 ноября 2011 года о взыскании с ответчика налога, пени с физического лица через суд по ст. 48 НК РФ (л.д. 5).

Согласно справке № 27572 о состоянии расчетов по налога, сборам, взносам по состоянию на 22 декабря 2011 года, за налогоплательщиком - Левиным В.Н. числится: 1) * копеек пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц; 2) * налога на добавленную стоимость; 3) * копеек пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость; 4) * копейка штрафа по налогу на добавленную стоимость; 5) * пени по взносам в Фонд социального страхования; 6) * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет; 7) * единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 8) * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 9) * копеек единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования; 10) * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (л.д. 9).

Из материалов дела следует, что требования № 6657, №6655 об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость, по единому социальному налогу, образовавшихся на 01 января 2005 года и 18 мая 2005 года, по состоянию на 19 сентября 2011 года, на которых истец основывает свои исковые требования, были ответчику вручены только 19 октября 2011 года, то есть значительно позднее трех месяцев после наступления срока уплаты приведенных налогов за предыдущие налоговые периоды (спустя более чем шесть лет), что является нарушением положений части 1 ст. 70 НК РФ.

При этом какие-либо допустимые доказательства, позволяющие прийти к выводу об отсутствии у налогового органа возможности своевременно направить налоговое требование, а равно, воспрепятствовавшее выявлению указанной недоимки, в судебное заседание в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлены.

При таких условиях, в случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, исчисление установленного Налоговым кодексом срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 70 и 48 НК РФ.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (ст. 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 ст. 48 НК РФ).

С учетом изложенного, в настоящее время налоговый орган утратил право на принудительное взыскание задолженности по налогу на добавленную стоимость, по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшейся на 01 января 2005 года и 18 мая 2005 года, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.

Соответственно решение от 08 ноября 2011 года № 2734 о взыскании недоимки по указанным видам налогообложения, как принятое по истечении установленных законодательством сроков, не может быть признано законным.

Частью 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

    Истец, заявляя ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании, каких-либо уважительных причин для восстановления срока суду в порядке ст. 56 ГПК РФ не представил.

    Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 6 приведенной статьи предусмотрено, что принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Следовательно, Налоговый кодекс Российской Федерации регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пени и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пени в установленные сроки.

    Таким образом, в случае пропуска срока для взыскания основного долга (налогов, сборов) в судебном порядке, налоговый орган также утрачивает возможность для принудительного взыскания пеней, начисленных на названную задолженность, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

Принимая во внимание совокупность исследованных документов, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, суд находит пропущенным срок обращения Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области в суд с заявлением о взыскании с Левина В.Н. * копеек недоимки по налогу на добавленную стоимость, образовавшейся на 01 января 2005 года и 18 мая 2005 года; * копеек пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, образовавшейся на 01 января 2005 года и по состоянию на 22 декабря 2011 года; * копеек недоимки по единому социальному налогу, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшейся до 01 января 2005 года; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, по состоянию на 22 декабря 2011 года.

Как установлено из представленных суду документов (искового заявления, требований №№ 6657, 6655 по состоянию на 19 сентября 2011 года), обязанность Левина В.Н. об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость, по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, возникла на 01 января 2005 года и 18 мая 2005 года, а истец с требованием о их принудительном взыскании обратился в суд лишь 20 января 2011 года, т.е. спустя более пяти лет.

Сведений, свидетельствующих о том, Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Иркутской области ранее обращалась в суд с иском о взыскании с Левина В.Н. недоимки по соответствующим налоговым платежам, пеням за просрочку выплат, в связи с чем, срок исковой давности был прерван, представителем истца не представлено.

Разрешая требования Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области о взыскании с Левина В.Н. * копеек недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, * копеек пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, * пени за несвоевременную уплату взносов в Фонд социального страхования; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога федеральный бюджет; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, * копейка штрафа по налогу на добавленную стоимость, суд принимает во внимание, что истцом не было в порядке ст. 56 ГПК РФ представлено суду доказательств имеющейся у Левина В.Н. обязанности уплачивать соответствующие налоги, пени, штрафа.

В частности, доказательств, подтверждающих направление Левину В.Н. требования об уплате недоимки по единому социальному налогу, зачисляемого в федеральный бюджет, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, пени за просрочку уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, налога на доходы физических лиц, по взносам в фонд социального страхования, штрафа по налогу на добавленную стоимость, налоговый орган суду не представил.

Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные суду доказательства
исходя из их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в
отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их
совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области о взыскании с Левина В.Н. недоимки по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, пени за просрочку уплаты налогов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области к Левину В.Н. о взыскании * копеек недоимки по налогу на добавленную стоимость, * недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, * копеек рублей недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, * копеек пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, * копеек пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, * рубль пени за несвоевременную уплату взносов в Фонд социального страхования; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в федеральный бюджет; * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, * копеек пени за несвоевременную уплату единого социального налога в территориальный фонд обязательного медицинского страхования; * копейка штрафа по налогу на добавленную стоимость, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд в течение одного месяца.

Судья:                              Э.С. Ермаков