решение от 21.10.10 г. по заявлению о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора



Дело 2-467/2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров

«21» октября 2010 года

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Щербакова А.В.,

при секретаре Петриевой Г.И.,

с участием заявителя – прокурора Бобровской районной прокуратуры Воронежской области Саликовой А.В.,

представителя заинтересованного лица – администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области по доверенности Петрова Н.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах муниципального образования – Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования – Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора.

В судебном заседании заявитель – прокурор Саликова А.В. пояснила, что постановлением № 44 Совета народных депутатов Чесменского сельсовета 03.12.2004 г. принят Устав Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области. Устав был зарегистрирован постановлением администрации Воронежской области от 31.12.2004 г. № 1425. Указанное решение было обнародовано путем размещения его в общедоступных местах.

Пункт 5 ч. 1 ст. 9 Устава в настоящее время не соответствует требованиям федерального законодательства – пункту 4.1. ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон), нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования. Так, п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава к полномочиям органов местного самоуправления Чесменского сельского поселения в целях решения вопросов местного значения поселения относит регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро - и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Так, ст. 5 Федерального закона № 237-ФЗ от 27.07.2010 г. «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из пункта 4.1. ч. 1 ст. 17 Закона, устанавливающей перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, слова «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)», - исключены.

Таким образом, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) в настоящее время не является полномочием органов местного самоуправления поселения, следовательно, отнесение к компетенции органов местного самоуправления Чесменского сельского поселения регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, является превышением установленных законом полномочий и нарушает интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования.

Согласно п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010 г. (далее по тексту - Методика) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) является коррупциогенным фактором и создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Чесменского сельского поселения своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенцию уполномоченных органов и их должностных лиц, руководителей организаций, увеличивает риск коррупционных проявлений и поэтому подлежит исключению.

Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Ст. 3 Конституции устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно ст. 7 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части. Оспариваемым нормативным актом нарушаются интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц, поскольку регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) в настоящее время не является полномочием органов местного самоуправления поселения, следовательно, отнесение к компетенции органов местного самоуправления Чесменского сельского поселения регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, является превышением установленных законом полномочий, может повлечь принятие незаконных правовых актов органами местного самоуправления поселения, создает возможность для произвольной трактовки их полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенции уполномоченных органов и их должностных лиц, руководителей организаций.

Просит признать п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава Чесменского сельского поселения недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации Чесменского сельского поселения Петров Н.Н. в судебном заседании заявленные требования признал, пояснил, что Устав Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области был принят на заседании Совета народных депутатов Чесменского сельсовета Бобровского района Воронежской области постановлением № 44 от 03.12.2004 г. и зарегистрирован постановлением администрации Воронежской области № 1425 от 31.12.2004 г.

Указанное постановление о принятии Устава не публиковалось, но до сведения жителей оно было доведено и размещено в общедоступных местах. Устав был разработан на основе типового документа. Регулирование тарифов на товары и услуги администрацией Чесменского сельского поселения никогда не осуществлялось, поэтому нарушения закона администрацией фактически не допущено. С требованием об изменении Устава прокуратура к администрации не обращалась. В удовлетворении заявленных требований не возражает (л.д. 13).

Заслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из представленных документов, Устав Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального образования Воронежской области, далее - Устав) был принят на заседании Совета народных депутатов Чесменского сельсовета Бобровского района Воронежской области постановлением № 44 от 03.12.2004 г. и зарегистрирован постановлением администрации Воронежской области № 1425 от 31.12.2004 г. (л.д. 7-9).

Согласно объяснению главы администрации Чесменского сельского поселения от 14.10.2010 г. (л.д. 11) и акту от 31.12.2004 г. вышеуказанное постановление Совета народных депутатов Чесменского сельсовета было обнародовано путем размещения его в общедоступных местах для жителей с. Чесменка Бобровского района Воронежской области (л.д. 12). Таким образом, информация о принятии Устава была доведена до населения Чесменского сельского поселения.Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава, к полномочиям органов местного самоуправления Чесменского сельского поселения в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Чесменского сельского поселения относят регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса ( за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров с услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Указанное полномочие не соответствует положениям федерального законодательства – пункту 4.1. ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так как статьей 5 Федерального закона № 237-ФЗ от 27.07.2010 г. «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из пункта 4.1. ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., устанавливающего перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, слова «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)» исключены.

Таким образом, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) в настоящее время не является полномочием органов местного самоуправления поселения, следовательно, отнесение к компетенции органов местного самоуправления Чесменского сельского поселения регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, является превышением установленных законом полномочий и нарушает интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Согласно п. 2 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокурор является субъектом антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Как следует из положений ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования и признать пункт 5 части 1 статьи 9 Устава Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах муниципального образования – Чесменского сельского поселения Бобровского района Воронежской области и неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора – удовлетворить.

Признать пункт 5 части 1 статьи 9 Устава Чесменского сельского поселения Бобровского района Воронежской области недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10-дневный срок, через Бобровский районный суд.

Председательствующий А.В. Щербаков.

.