Дело 2-478/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров | «22» октября 2010 года |
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Попова А.П.,
при секретаре Бирюковой М.З.,
с участием заявителя – прокурора Бобровской районной прокуратуры Воронежской области –Саликовой А.В.,
представителя заинтересованного лица – Администрации Семено-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области по доверенности Куликова Н.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах муниципального образования – Семено-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования – Семено-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора.
В судебном заседании заявитель – прокурор Саликова А.В. пояснила, что постановлением № 25 Совета народных депутатов Семено-Александровского сельсовета 03.12.2004 г. принят Устав Семено-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области. Устав был зарегистрирован постановлением администрации Воронежской области от 31.12.2004 г. № 1429. Указанное решение было обнародовано путем размещения его в общедоступных местах.
Пункт 5 ч. 1 ст. 9 Устава в настоящее время не соответствует требованиям федерального законодательства – пункту 4.1. ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон), нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования. Так, п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава к полномочиям органов местного самоуправления Семено-Александровского сельского поселения в целях решения вопросов местного значения поселения относит регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров с услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.Так статьей 5 Федерального закона № 237-ФЗ от 27.07.2010 г. «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из пункта 4.1. ч. 1 ст. 17 Закона, устанавливающей перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, слова «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)» исключены.
Таким образом, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) в настоящее время не является полномочием органов местного самоуправления поселения, следовательно, отнесение к компетенции органов местного самоуправления Семено-Александровского сельского поселения регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, является превышением установленных законом полномочий и нарушает интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования.
Согласно подп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010 г. (далее по тексту- Методика) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) является коррупциогенным фактором и создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Семено-Александровского сельского поселения своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенции уполномоченных органов и их должностных лиц, руководителей организаций, увеличивает риск коррупционных проявлений и поэтому подлежит исключению.Ст. 15 Конституции закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию России и законы. Ст. 3 Конституции устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно ст. 7 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части. Оспариваемым нормативным актом нарушаются интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц, поскольку регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) в настоящее время не является полномочием органов местного самоуправления поселения, следовательно, отнесение к компетенции органов местного самоуправления Семено-Александровского сельского поселения регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, является превышением установленных законом полномочий, может повлечь принятие незаконных правовых актов органами местного самоуправления поселения, создает возможность для произвольной трактовки их полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенции уполномоченных органов и их должностных лиц, руководителей организаций.
Просит признать п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава Семено-Александровского сельского поселения недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель заинтересованного лица администрации Семено-Александровского сельского поселения Куликов Н.Н. в судебном заседании заявленные требования признал, пояснил, что Устав Семено-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области был принят на заседании Совета народных депутатов Семено-Александровского сельсовета Бобровского района Воронежской области постановлением № 25 от 03.12.2004 г. и зарегистрирован Постановлением администрации Воронежской области № 1429 от 31.12.2004 г.
Указанное постановление о принятии Устава не публиковалось, так как в селе нет печатного органа, но до сведения жителей оно было доведено путем размещения копии постановления на стенде администрации Семено-Александровского сельского поселения. Антикоррупционная экспертиза содержания Устава не проводилась, устав был разработан на основе типового документа. Регулирование тарифов на товары и услуги администрацией Семено-Александровского сельского поселения никогда не осуществлялось, поэтому нарушения закона администрацией фактически не допущено. С требованием об изменении Устава прокуратура к администрации не обращалась. В удовлетворении заявления не возражает.
Заслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из представленных документов, Устав Семено-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального образования Воронежской области (далее – Устав) был принят на заседании Совета народных депутатов Семено-Александровского сельсовета Бобровского района Воронежской области постановлением № 25 от 03.12.2004 г. и зарегистрирован Постановлением администрации Воронежской области № 1429 от 31.12.2004 г. (л.д. 8).
Согласно объяснению главы администрации Семено-Александровского сельского поселения от 15.10.2010 г. (л.д. 12) и акту от 31.12.2004 г. вышеуказанное постановление Совета народных депутатов Семено-Александровского сельсовета было обнародовано путем размещения его на стенде в здании администрации Семено-Александровского сельсовета (л.д. 13). Таким образом, информация о принятии Устава была доведена до населения Семено-Александровского сельского поселения.Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава к полномочиям органов местного самоуправления Семено-Александровского сельского поселения в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Семено-Александровского сельского поселения относят регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров с услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.Указанное полномочие не соответствует положениям федерального законодательства – пункту 4.1. ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так как статьей 5 Федерального закона № 237-ФЗ от 27.07.2010 г. «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из пункта 4.1. ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., устанавливающей перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, слова «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)» исключены.
Таким образом, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) в настоящее время не является полномочием органов местного самоуправления поселения, следовательно, отнесение к компетенции органов местного самоуправления Семено-Александровского сельского поселения регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, является превышением установленных законом полномочий и нарушает интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно п. 2 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокурор является субъектом антикоррупционной экспертизы.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы должны быть указаны в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Как следует из положений ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования и признать пункт 5 части 1 статьи 9 Устава Семено-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах муниципального образования – Семено-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора – удовлетворить.
Признать пункт 5 части 1 статьи 9 Устава Семено-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10-дневный срок, через Бобровский районный суд.
Председательствующий
судья А.П. Попов
.