Дело № 2-510/2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров 12 ноября 2010 г.
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Шлыкова И.П.,
при секретаре Пуляеве В.В.,
с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Куцова Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах муниципального образования – Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределённого круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования – Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределённого круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупционного фактора.
Согласно заявлению постановлением Совета народных депутатов Верхнеикорецкого сельского совета Бобровского района Воронежской области от 02.12.2004 г. № 10 принят Устав Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (далее Устав), который был зарегистрирован постановлением администрации Воронежской области от 31.12.2004 г. № 1423 и обнародован путем размещения в общедоступных местах. П. 5 ч. 1 ст. 9 Устава к полномочиям органов местного самоуправления Верхнеикорецкого сельского поселения в целях решения вопросов местного значения поселения относит регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. В настоящее время указанная норма Устава в части не соответствует требованиям федерального законодательства, а именно п. 4.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. ФЗ от 27.07.2010 № 237-ФЗ), в соответствии с которым регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) не относится к полномочиям органов местного самоуправления. По мнению прокурора оспариваемым нормативным актом нарушаются интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц, поскольку отнесение к компетенции органов местного самоуправления Верхнеикорецкого сельского поселения вопросов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса может повлечь принятие незаконных правовых актов, создает возможность для их произвольной трактовки с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения. Прокурор просит суд признать п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Куцов Д.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявлением прокурора согласен (л.д. 64).
Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления, которым нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно ч. 10 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно ч. 6,8 ст. 44 указанного ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом, а также подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно ч. 3 ст. 47 указанного ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Постановлением представительного органа Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - Совета народных депутатов Верхнеикорецкого сельсовета Бобровского района Воронежской области от 02.12.2004 г. № 10 принят Устав Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (далее Устав), который был зарегистрирован постановлением администрации Воронежской области № 1423 от 31.12.2004 г. и обнародован в соответствии с Уставом путем размещения в общедоступных местах для жителей с. Верхний Икорец, о чем был составлен соответствующий акт от 31.12.2004 г. (л.д. 11). Внесенные на настоящее время изменения в Устав также были зарегистрированы в соответствии с требованиями закона (л.д. 8).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт - Устав Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, с изменениями на 16.11.2009 г., принят представительным органом поселения в пределах его компетенции, в надлежащей форме, с соблюдением правил введения его в действие, в том числе с соблюдением правил его обнародования.
Согласно ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Согласно п. 4.1 ч. 1 ст. 17 указанного ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2004 г. № 211-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают в том числе следующими полномочиями: регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Ст. 5 ФЗ от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 4.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» слова «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)» исключены.
П. 5 ч. 1 ст. 9 оспариваемого Устава в целях решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится, в том числе, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (л.д. 8-9).
Таким образом, п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области противоречит федеральному закону - п. 4.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. ФЗ от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ) в части отнесения к полномочиям органов местного самоуправления поселения вопросов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) и подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку спорный нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда и на его основании были реализованы права граждан и организаций.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решении суда о признании п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области в части недействующим подлежит доведению до сведения населения путем размещения данной информации в соответствии с Уставом в специально установленных для обнародования местах.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо Совет народных депутатов Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области.
Признать п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, принятого постановлением Совета народных депутатов Верхнеикорецкого сельсовета народных депутатов Бобровского района Воронежской области от 02.12.2004 г. № 10, зарегистрированного постановлением администрации Воронежской области № 1423 от 31.12.2004 г., зарегистрированного ГУ Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу 23.11.2005 г., с изменениями на 16.11.2009 г., в части отнесения к полномочиям органов местного самоуправления поселения вопросов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать главу Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области сообщение о данном решении суда довести до сведения населения путем размещения информации в специально установленных для обнародования местах.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд.
Председательствующий И.П. Шлыков