решение от 28.12.10 г. по иску о признании нормативного правового акта противоречащим закону



Дело №2-615/2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров 28 декабря 2010г.

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Щербакова А.В.,

при секретаре Петриевой Г.И.,

с участием представителя истца - прокурора Бобровского района Воронежской области, - помощника прокурора Коломыцева Г.П.,

представителя заинтересованного лица – Совета народных депутатов Шишовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Пановик З.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области, в интересах муниципального образования – Шишовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района обратился в Бобровский районный суд Воронежской области с заявлением, в интересах муниципального образования – Шишовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части), в целях исключения коррупциогенного фактора (л.д. 3-7).

В судебном заседании помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Коломыцев Г.П. поддержал заявленные требования и пояснил, что решением Совета народных депутатов Шишовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 29.12.2009 г. № 66 утверждено «Положение о бюджетном процессе в Шишовском сельском поселении» (далее по тексту - Положение) (с учетом изменений, внесенных решением Совета народных депутатов Шишовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 10 от 24.03.2010г. Данное Положение было обнародовано путем размещения в общедоступных местах (акт обнародования от 30.12.2009г.).

Отдельные нормы Положения в настоящее время противоречат Бюджетному кодексу РФ, нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования –Шишовское сельское поселения, и потому подлежат исключению.

Часть 2 ст.46 Положения, в нарушение ч.3 ст.217 БК РФ, не предусматривает таких оснований внесения изменений в сводную бюджетную роспись, в соответствии с решениями руководителя финансового органа, без внесения изменений в решение о бюджете, как: 1) в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете; 2) в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах в соответствии с Бюджетным кодексом.

Согласно п.п. «а» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №96 от 26.02.2010г. (далее по тексту – Методика) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) является коррупциогенным фактором и создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Шишовского сельского поселения своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, увеличивает риск коррупциогенных проявлений и потому подлежит исключению.

Кроме того, статья 179 БК РФ (с учетом изм. и доп.) устанавливает, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ею порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Статья 36 Положения «Муниципальные целевые программы» закрепляет, что порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ утверждается Советом народных депутатов, а также что муниципальные целевые программы подлежат утверждению Советом народных депутатов Шишовского сельского поселения.

Таким образом, в настоящее время порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ, а также их утверждение является полномочием исполнительного, а не представительного органа местного самоуправления поселения.

Следовательно, отнесение вышеуказанных полномочий к компетенции представительного органа является превышением установленных законом его полномочий, предоставляет Совету народных депутатов поселения право на принятие решения, отнесенного к компетенции исполнительного органа поселения, тем самым закрепляя дублирование полномочий представительного и исполнительного органа поселения, что нарушает интересы муниципального образования.

Согласно п.п. «а» п.3 Методики широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) является коррупциогенным фактором.

Дублирование полномочий органов местного самоуправления может повлечь принятие незаконного нормативного акта в сфере бюджетного законодательства и, соответственно, незаконное расходование денежных средств, причиняя ущерб, и нарушая охраняемые законом права и интересы муниципального образования.

Ч. 4 ст. 59 Положения, в нарушение ч.5 ст. 242 БК РФ (с учетом изм. и доп.) не предусматривает что только имеющие целевое назначение межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, не использованные в текущем финансовом году могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.

Не закрепление указанной нормы может повлечь использование всех, а не только целевых, межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в очередном финансовом году, что в свою очередь может привести к принятию решения соответствующим органом, не имея при этом легитимных полномочий и незаконному использованию денежных средств.

Оспариваемым нормативным актом нарушаются права и интересы муниципального образования Шишовского сельского поселения, поскольку не закрепление всех оснований внесения изменений в свободную бюджетную роспись, в соответствии с решениями руководителя финансового органа, без внесения изменений в решение о бюджете создает возможность принимать произвольные решения органами местного самоуправления, увеличивает риск коррупционных проявлений. Кроме того, в настоящее время порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ, а также их утверждение является полномочием исполнительного, а не представительного органа местного самоуправления поселения, и соответственно, отнесение указанных полномочий к компетенции представительного органа местного самоуправления Шишовского сельского поселения, является превышением установленных законом полномочий, может повлечь принятие незаконных правовых актов органами местного самоуправления поселения создает возможность для произвольной трактовки их полномочий с целью извлечения незаконной выгоды позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенцию уполномоченных органов и их должностных лиц. Не закрепление нормы о том, что только имеющие целевое значение межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств может повлечь незаконное использование денежных средств, тем самым причиняя ущерб бюджету поселения и нарушая охраняемые законом права и интересы.

Просит суд признать статью 36, часть 2 статьи 46, ч. 4 ст. 59 «Положения о бюджетном процессе в Шишовском сельском поселении», утвержденного решением Совета народных депутатов Шишовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 66 от 29.12.2009 года, - недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Заинтересованное лицо – представитель Совета народных депутатов Шишовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, Пановик З.И. с заявлением согласен, не возражает против его удовлетворения.

Выслушав доводы участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 7 Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона №145-ФЗ от 31.07.1998г. бюджетное законодательство РФ состоит, в том числе, из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью 1 статьи 2 Федерального закона №145-ФЗ от 31.07.1998г., не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ.

Решением Совета народных депутатов Шишовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 29.12.2009г. № 66 утверждено «Положение о бюджетном процессе в Шишовском сельском поселении» (л.д. 7). Данное Положение было обнародовано путем размещения в общедоступных местах (акт обнародования от 30.12.2009г.) (л.д. 15).

Решением № 10 Бобровского муниципального района Воронежской области от 24.03.2010 года, в решение Совета народных депутатов Шишовского сельского поселения Бобровского муниципального района № 66 от 29.12.2009 г. «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Шишовском сельском поселении» были внесены изменения.

Отдельные нормы Положения (с учетом внесенных 24.03.2010 г. изменений) в настоящее время противоречат Бюджетному кодексу РФ, нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования – Шишовское сельское поселения, и потому подлежат исключению.

Часть 2 статьи 46 Положения, в нарушение ч.3 ст.217 БК РФ, не предусматривает таких оснований внесения изменений в сводную бюджетную роспись, в соответствии с решениями руководителя финансового органа, без внесения изменений в решение о бюджете, как: 1) в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете; 2) в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах в соответствии с Бюджетным кодексом.

Согласно п.п. «а» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №96 от 26.02.2010г. (далее по тексту – Методика) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) является коррупциогенным фактором и создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Шишовского сельского поселения своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, увеличивает риск коррупциогенных проявлений и потому подлежит исключению.

Кроме того, статья 179 БК РФ (с учетом изм. и доп.) устанавливает, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ею порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Статья 36 Положения «Муниципальные целевые программы» закрепляет, что порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ утверждается Советом народных депутатов, а также что муниципальные целевые программы подлежат утверждению Советом народных депутатов Шишовского сельского поселения.

Таким образом, в настоящее время порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ, а также их утверждение является полномочием исполнительного, а не представительного органа местного самоуправления поселения.

Следовательно, отнесение вышеуказанных полномочий к компетенции представительного органа является превышением установленных законом его полномочий, предоставляет Совету народных депутатов поселения право на принятие решения, отнесенного к компетенции исполнительного органа поселения, тем самым закрепляя дублирование полномочий представительного и исполнительного органа поселения, что нарушает интересы муниципального образования.

Дублирование полномочий органов местного самоуправления может повлечь принятие незаконного нормативного акта в сфере бюджетного законодательства и, соответственно, незаконное расходование денежных средств, причиняя ущерб, и нарушая охраняемые законом права и интересы муниципального образования.

Ч.4 ст. 59 Положения, в нарушение ч.5 ст. 242 БК РФ (с учетом изм. и доп.) не предусматривает что только имеющие целевое назначение межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, не использованные в текущем финансовом году могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.

Согласно ст. 7 Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Оспариваемым нормативным актом нарушаются интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц, поскольку не закрепление всех оснований внесения изменений в сводную бюджетную роспись, в соответствии с решениями руководителя финансового органа, без внесения изменений в решение о бюджете создает возможность принимать произвольные решения органами местного самоуправления, увеличивает риск коррупционных проявлений. Кроме того, в настоящее время порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ, а также их утверждение является полномочием исполнительного, а не представительного органа местного самоуправления и, соответственно, отнесение указанных полномочий к компетенции представительного органа местного самоуправления Шишовского сельского поселения, является превышением установленных законом полномочий, может повлечь принятие незаконных правовых актов органами местного самоуправления поселения, создает возможность для произвольной трактовки их полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенции уполномоченных органов и их должностных лиц.

В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ прокурор, в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона №273-Ф3 от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Согласно п.2 ст.6 Федерального закона №273-Ф3 от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона №172-ФЗ от 17.07.2009г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокурор является субъектом антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона №172-ФЗ от 17.07.2009г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая изложенное, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

На основании п.9 ч.1 ст.33336 Налогового кодекса РФ заявитель подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 245-247, 249-250 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области, в интересах муниципального образования – Шишовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части).

Признать статью 36, часть 2 статьи 46, часть 4 ст. 59 «Положения о бюджетном процессе в Шишовском сельском поселении», утвержденного решением Совета народных депутатов Шишовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 66 от 29.12.2009 года (с изменениями и дополнениями от 24.03.2010г.), - недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд, через Бобровский районный суд Воронежской области.

Председательствующий А.В. Щербаков.