решение от 14.01.11 г. по заявлению прокурора об оспаривании нормативного правового акта



Дело № 2-22/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров 14 января 2011 г.

Бобровский районный суд Воронежской области

в составе: председательствующего Половец Е.Р.,

при секретаре Замараевой Ю.В.,

с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Куцова Д.В.,

представителя заинтересованного лица Совета народных депутатов Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области по доверенности Даниловой Т.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах муниципального образования Ясенковское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования Ясенковское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) (л.д.4-8).

Согласно заявлению решением № 24 Совета народных депутатов Ясенковского сельского поселения от 16.09.2005 г. утверждено Положение «О бюджетном процессе в Ясенковском сельском поселении» (далее по тексту - Положение) (с учетом изменений, внесенных решениями Совета народных депутатов Ясенковского сельского поселения № 120а от 25.03.2009 г., № 5 от 21.05.2010 г.). Данное решение было обнародовано путем размещения в общедоступных местах. Отдельные нормы данного Положения в настоящее время противоречат Бюджетному кодексу РФ, нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования – Ясенковское сельское поселение. Так, ст. 19 Положения «Муниципальные целевые программы» закрепляет, что порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ утверждается Советом народных депутатов, а также, что муниципальные целевые программы подлежат утверждению Советом народных депутатов Ясенковского сельского поселения, хотя статья 179 БК РФ устанавливает, что этими полномочиями наделена местная администрация муниципального образования. Отнесение вышеуказанных полномочий к компетенции представительного органа является превышением установленных законом его полномочий, предоставляет Совету народных депутатов поселения право на принятие решения, отнесенного к компетенции исполнительного органа поселения, тем самым закрепляя дублирование полномочий представительного и исполнительного органа поселения, что нарушает интересы муниципального образования. Кроме этого, ст. 32 Положения устанавливает процедуру блокировки расходов бюджета поселения, в то время как ст. 231 БК РФ, предусматривающая аналогичную норму, утратила силу с 01.01.2010 г. на основании п. 209 ст. 1 ФЗ от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ». Кроме того, ст. 27 и 28 Положения предусматривают процедуру сокращения расходов бюджета поселения не более чем на 10 % и более чем на 10 % соответственно. Вместе с тем, ст. 229-230 БК РФ, предусматривающие аналогичные нормы, утратили силу с 01.01.2008 г. на основании п. 208 ст.1 ФЗ от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ». Наличие указанных процедур в Положении при отсутствии их в Бюджетном Кодексе РФ может повлечь, по мнению прокурора, принятие произвольных решений органами местного самоуправления в бюджетной сфере с целью незаконного извлечения выгоды и, соответственно, повлечь нарушение охраняемых законом интересов муниципального образования в бюджетной сфере. Прокурор просит суд признать статьи 19, 27, 28, 32 Положения « О бюджетном процессе в Ясенковском сельском поселении» недействующими с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 4-8).

Помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Куцов Д.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области по доверенности Данилова Т.П. в судебном заседании не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления, которым нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 указанного ФЗ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ст. 27 Устава Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области в исключительной компетенции Совета народных депутатов Ясенковского сельского поселения находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, а также утверждение иных Положений и принятие иных нормативных правовых актов, определенных в данном Уставе.

Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит, в том числе, из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить Бюджетному Кодексу.

Согласно ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Согласно ст. 7 Устава Ясенковского сельского поселения к вопросам местного значения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, и др.

Согласно ч. 3 ст. 47 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно ст. 45 данного Устава обнародование муниципальных правовых актов в Ясенковском сельском поселении осуществляется путем доведения до всеобщего сведения текстов муниципальных правовых актов, посредством размещения их в специально установленных местах, а также путем обеспечения беспрепятственного доступа к текстам муниципальных правовых актов.

Решением представительного органа Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - Совета народных депутатов Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 16.09.2005 г. № 24 принято Положение «О бюджетном процессе в Ясенковском сельском поселении» и обнародовано в соответствии со ст. 45 Устава Ясенковского сельского поселения путем размещения в общедоступных местах для жителей п. Ясенки, о чем был составлен соответствующий акт от 11.09.2005 г. (л.д.9,10). Решениями Совета народных депутатов Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 25.03.2009 г. № 120-А и от 21.05.2010 г. № 5 были внесены изменения в вышеуказанное Положение (л.д.16-18).

Таким образом, оспариваемый нормативный акт - Положение «О бюджетном процессе в Ясенковском сельском поселении», с изменениями от 25.03.2009 г. и от 21.05.2010 г., принято представительным органом поселения (ст.25 Устава) в пределах его компетенции (ст.27 Устава), с соблюдением правил введения его в действие, в том числе с соблюдением правил его обнародования (ст. 45 Устава).

Согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В нарушение указанной статьи Бюджетного Кодекса РФ ст. 19 Положения «О бюджетном процессе в Ясенковском сельском поселении» устанавливает, что муниципальные целевые программы разрабатываются органами администрации Ясенковского сельского поселения в соответствии с порядком разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ, утвержденным решением Совета народных депутатов Ясенковского сельского поселения.

Ст. 32 Положения устанавливает процедуру блокировки расходов бюджета поселения, что противоречит нормам БК РФ, поскольку ст.231 БК РФ, предусматривающая аналогичную норму, утратила силу с 01.01.2010 г. на основании п. 209 ст.1 ФЗ от 26.04.2007г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ».

Ст. 27 и 28 Положения предусматривают процедуру сокращения расходов бюджета поселения не более чем на 10 % и более чем на 10 % соответственно, что противоречит нормам БК РФ, поскольку ст. 229-230 БК РФ, предусматривающие аналогичные нормы, утратили силу с 01.01.2008 г. на основании п. 208 ст.1 вышеуказанного ФЗ от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, ст. 19, ст. 32, ст. 27, ст. 28 Положения «О бюджетном процессе в Ясенковском сельском поселении» противоречат ст. 179, ст. 229-231 БК РФ и подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку спорный нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда и на его основании были реализованы права граждан и организаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решении суда о признании Положения «О бюджетном процессе в Ясенковском сельском поселении» в части недействующим подлежит доведению до сведения населения путем размещения данной информации в соответствии со ст. 45 Устава в специально установленных для обнародования местах.

В связи с этим на основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым возложить на главу Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области обязанность представления в суд в месячный срок акта обнародования данного решения суда.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо Совет народных депутатов Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области.

Признать ст. 19, ст. 32, ст. 27, ст. 28 Положения «О бюджетном процессе в Ясенковском сельском поселении», утвержденного Решением Совета народных депутатов Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 16.09.2005 г. № 24, с изменениями, внесенными решениями Совета народных депутатов Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 120-А от 25.03.2009 г., № 5 от 21.05.2010 г., недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать главу Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области довести до сведения населения Ясенковского сельского поселения Бобровского района Воронежской области сообщение о данном решении суда путем размещения информации в общедоступных для жителей местах и в месячный срок представить в суд акт обнародования данного решения суда.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд.

Председательствующий Е.Р. Половец.