решение от 13.01.11 г. по заявлению об оспаривании нормативного правового акта



Дело № 2-18/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров 13 января 2011 г.

Бобровский районный суд Воронежской области

в составе: председательствующего Половец Е.Р.,

при секретаре Замараевой Ю.В.,

с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Саликовой А.В.,

представителя заинтересованного лица Совета народных депутатов Тройнянского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - главы Тройнянского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Кочетовой Н.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах муниципального образования Тройнянское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования Тройнянское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) (л.д.4-8).

Согласно заявлению решением № 9 Совета народных депутатов Тройнянского сельского поселения от 07.04.2010 г. утверждено «Положение о бюджетном процессе в Тройнянском сельском поселении» (далее по тексту - Положение). Данное решение было обнародовано путем размещения в общедоступных местах. Отдельные нормы данного Положения в настоящее время противоречат Бюджетному кодексу РФ, нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования -Тройнянское сельское поселение. Так, ч. 2 ст. 47 Положения, в нарушение ч. 3 ст. 217 БК РФ, не предусматривает таких оснований внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете, как: 1) в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете; 2) в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах в соответствии с Бюджетным кодексом. Отсутствие закрепления всех оснований внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете создает возможность принимать произвольные решения органами местного самоуправления, увеличивает риск коррупционных проявлений. Кроме того, ст. 37 Положения «Муниципальные целевые программы» закрепляет, что порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ утверждается Советом народных депутатов, а также, что муниципальные целевые программы подлежат утверждению Советом народных депутатов Тройнянского сельского поселения, хотя статья 179 БК РФ устанавливает, что этими полномочиями наделена местная администрация муниципального образования. Отнесение вышеуказанных полномочий к компетенции представительного органа является превышением установленных законом его полномочий, предоставляет Совету народных депутатов поселения право на принятие решения, отнесенного к компетенции исполнительного органа поселения, тем самым закрепляя дублирование полномочий представительного и исполнительного органа поселения, что нарушает интересы муниципального образования. Помимо прочего, ч. 3 ст. 59 Положения, в нарушение в ч. 5 ст. 242 БК РФ не предусматривает, что только имеющие целевое назначение межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств. Отсутствие закрепления указанной нормы может повлечь использование всех, а не только целевых межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, в очередном финансовом году, что может, в свою очередь, привести к принятию решения соответствующим органом, не имея при этом легитимных полномочий и незаконному использованию денежных средств. Прокурор просит суд признать ст. 37, ч. 2 ст. 47, ч. 3 ст. 59 «Положения о бюджетном процессе в Тройнянском сельском поселении» недействующими с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.4-8).

Помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Саликова А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Тройнянского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - глава Тройнянского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Кочетова Н.П. в судебном заседании не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления, которым нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 указанного ФЗ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ст. 27 Устава Тройнянского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области в исключительной компетенции Совета народных депутатов Тройнянского сельского поселения находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, а также утверждение иных Положений и принятие иных нормативных правовых актов, определенных в данном Уставе.

Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит, в том числе, из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить Бюджетному Кодексу.

Согласно ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Согласно ст. 7 Устава Тройнянского сельского поселения к вопросам местного значения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, и др.

Согласно ч. 3 ст. 47 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно ст. 45 данного Устава обнародование муниципальных правовых актов в Тройнянском сельском поселении осуществляется путем доведения до всеобщего сведения текстов муниципальных правовых актов, посредством размещения их в специально установленных местах, а также путем обеспечения беспрепятственного доступа к текстам муниципальных правовых актов.

Решением представительного органа Тройнянского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - Совета народных депутатов Тройнянского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 07.04.2010 г. № 9 принято Положение «О Бюджетном процессе в Тройнянском сельском поселении» и обнародовано в соответствии со ст. 45 Устава Тройнянского сельского поселения путем размещения в общедоступных местах для жителей с. Тройня, о чем был составлен соответствующий акт от 08.04.2010 г. (л.д.9,10).

Таким образом, оспариваемый нормативный акт - Положение «О Бюджетном процессе в Тройнянском сельском поселении», принято представительным органом поселения (ст.25 Устава) в пределах его компетенции (ст.27 Устава), с соблюдением правил введения его в действие, в том числе с соблюдением правил его обнародования (ст. 45 Устава).

Ч. 2 ст. 47 Положения «О Бюджетном процессе в Тройнянском сельском поселении» предусматривает основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Тройнянского сельского поселения в соответствии с решениями главы администрации Тройнянского сельского поселения без внесения изменений в решение Совета народных депутатов о бюджете Тройнянского сельского поселения.

В нарушение ч. 3 ст. 217 Бюджетного Кодекса РФ среди предусмотренных ч. 2 ст. 47 Положения «О Бюджетном процессе в Тройнянском сельском поселении» оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, отсутствуют такие, как: 1) в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете; 2) в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах в соответствии с Бюджетным кодексом.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В нарушение указанной статьи Бюджетного Кодекса РФ ст. 37 Положения «О Бюджетном процессе в Тройнянском сельском поселении» устанавливает, что муниципальные целевые программы разрабатываются органами администрации Тройнянского сельского поселения в соответствии с порядком разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ, утвержденным решением Совета народных депутатов Тройнянского сельского поселения.

Кроме этого, согласно ч. 5 ст. 242 Бюджетного Кодекса РФ межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.

В нарушение указанной статьи Бюджетного Кодекса РФ ч. 3 ст. 59 Положения «О Бюджетном процессе в Тройнянском сельском поселении» не предусматривает, что только имеющие целевое назначение межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, ст. 37, ч. 2 ст. 47, ч. 3 ст. 59 Положения «О Бюджетном процессе в Тройнянском сельском поселении» противоречат ч. 3 ст. 217, ч. 1 ст. 179, ч. 5 ст. 242 БК РФ и подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку спорный нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда и на его основании были реализованы права граждан и организаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решении суда о признании Положения «О Бюджетном процессе в Тройнянском сельском поселении» в части недействующим подлежит доведению до сведения населения путем размещения данной информации в соответствии со ст. 45 Устава в специально установленных для обнародования местах.

В связи с чем, на основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым возложить на главу Тройнянского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области обязанность представления в суд в месячный срок акта обнародования данного решения суда.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо Совет народных депутатов Тройнянского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области.

Признать ст. 37, ч. 2 ст. 47, ч. 3 ст. 59 Положения «О Бюджетном процессе в Тройнянском сельском поселении», утвержденного Решением Совета народных депутатов Тройнянского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 07.04.2010 г. № 9, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать главу Тройнянского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области довести до сведения населения Тройнянского сельского поселения Бобровского района Воронежской области сообщение о данном решении суда путем размещения информации в общедоступных для жителей местах и в месячный срок представить в суд акт обнародования данного решения суда.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд.

Председательствующий Е.Р. Половец.