решение от 12.01.11 г. по заявлению прокурора о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части)



Дело № 2-29/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров

«12» января 2011 годаода

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Попова А.П.,

при секретаре Бирюковой М.З.,

с участием представителя истца - прокурора Бобровского района Воронежской области, - помощника прокурора Коломыцева Г.П.,

представителя заинтересованного лица – Совета народных депутатов Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, главы администрации Петрова Н.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области, в интересах муниципального образования Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района обратился в Бобровский районный суд Воронежской области с заявлением, в интересах муниципального образования Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части), в целях исключения коррупциогенного фактора (л.д. 4-8).

В судебном заседании помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Коломыцев Г.П. поддержал заявленные требования и пояснил, что решением Совета народных депутатов Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 21.12.2005 г. № 36 утверждено «Положение о бюджетном процессе в Чесменском сельском поселении» (далее по тексту - Положение). Данное Положение было обнародовано путем размещения в общедоступных местах (акт обнародования от 21.12.2005 г.).

Отдельные нормы Положения в настоящее время противоречат Бюджетному кодексу РФ, нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования Чесменского сельского поселения, и потому подлежат исключению.

Так статья 179 БК РФ (с учетом изм. и доп.) устанавливает, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ею порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Вместе с тем, статья 19 Положения «Муниципальные целевые программы» закрепляет, что порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ утверждается Советом народных депутатов, а также что муниципальные целевые программы подлежат утверждению Советом народных депутатов Чесменского сельского поселения.

Таким образом, в настоящее время порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ, а также их утверждение является полномочием исполнительного, а не представительного органа местного самоуправления поселения.

Следовательно, отнесение вышеуказанных полномочий к компетенции представительного органа является превышением установленных законом его полномочий, предоставляет Совету народных депутатов поселения право на принятие решения, отнесенного к компетенции исполнительного органа поселения, тем самым закрепляя дублирование полномочий представительного и исполнительного органа поселения, что нарушает интересы муниципального образования.

Дублирование полномочий органов местного самоуправления может повлечь принятие незаконного нормативного акта в сфере бюджетного законодательства и, соответственно, незаконное расходование денежных средств, причиняя ущерб, и нарушая охраняемые законом права и интересы муниципального образования.

Кроме того, статья 32 Положения устанавливает процедуру блокировки расходов бюджета поселения, вместе с тем ст. 231 БК РФ, предусматривающая аналогичную норму, утратила силу с 1 января 2010 г. на основании п. 209 ст. 1 Федерального закона от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Предусматривание указанной процедуры в Положении, в отсутствие ее в Бюджетном кодексе РФ, может повлечь принятие произвольных решений органами местного самоуправления в бюджетной сфере с целью незаконного извлечения выгоды, и соответственно повлечь нарушение охраняемых законом интересов муниципального образования в бюджетной сфере.

Согласно п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010 г. (далее по тексту – Методика) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) является коррупциогенным фактором и создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Чесменского сельского поселения своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, увеличивает риск коррупциогенных проявлений и потому подлежит исключению.

Кроме того, статьи 27 и 28 Положения предусматривают процедуру сокращения расходов бюджета поселения не более чем на 10 процентов и более чем на 10 процентов соответственно. Вместе с тем, ст.ст. 229-230 БК РФ, предусматривающие аналогичные нормы, утратили силу с 1 января 2008 года на основании п. 208 ст. 1 Федерального закона от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации законодательных актов Российской Федерации».

Предусматривание указанной процедуры в Положении, в отсутствие ее в Бюджетном кодексе РФ, может повлечь принятие произвольных решений органами местного самоуправления в бюджетной сфере с целью незаконного извлечения выгоды, и соответственно повлечь нарушение охраняемых законом интересов муниципального образования в бюджетной сфере.

Просит суд признать статьи 19, 27, 28, 32 «Положения о бюджетном процессе в Чесменском сельском поселении», утвержденного решением Совета народных депутатов Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 36 от 21.12.2005 г., - недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица – Совета народных депутатов Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, глава администрации Петров Н.Н. пояснил, что изложенные в иске факты соответствуют действительности, однако, прокуратура не обращалась в администрацию с представлением или требованием об устранении выявленных нарушений закона и изменении нормативного акта, а сразу обратилась в суд. С заявлением согласен полностью, не возражает против его удовлетворения.

Выслушав доводы участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию России и законы.

Согласно ст. 7 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. бюджетное законодательство РФ состоит, в том числе, из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью 1 статьи 2 Федерального закона № 145-ФЗ от 31.07.1998 г., не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ.

Решением Совета народных депутатов Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 21.12.2005 г. № 36 утверждено «Положение о бюджетном процессе в Чесменском сельском поселении» (л.д. 10-14). Данное Положение было обнародовано путем размещения в общедоступных местах (акт обнародования от 21.12.2005 г.) (л.д. 9).

Отдельные нормы Положения в настоящее время противоречат Бюджетному кодексу РФ, нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования Чесменского сельского поселения, и потому подлежат исключению.

Статья 19 Положения «Муниципальные целевые программы» закрепляет, что порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ утверждается Советом народных депутатов, а также что муниципальные целевые программы подлежат утверждению Советом народных депутатов Чесменского сельского поселения.

В соответствии со статьей 179 БК РФ (с учетом изм. и доп.) долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ею порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Таким образом, в настоящее время порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ, а также их утверждение является полномочием исполнительного, а не представительного органа местного самоуправления поселения.

Статьи 27 и 28 Положения предусматривают процедуру сокращения расходов бюджета поселения не более чем на 10 процентов и более чем на 10 процентов соответственно.

Вместе с тем, ст.ст. 229-230 БК РФ, предусматривающие аналогичные нормы, утратили силу с 1 января 2008 года на основании п. 208 ст. 1 Федерального закона от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации законодательных актов Российской Федерации».

Статья 32 Положения устанавливает процедуру блокировки расходов бюджета поселения.

Вместе с тем ст. 231 БК РФ, предусматривающая аналогичную норму, утратила силу с 1 января 2010 г. на основании п. 209 ст. 1 Федерального закона от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Согласно п.п. «а» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010 г. (далее по тексту – Методика) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) является коррупциогенным фактором и создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Чесменского сельского поселения своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, увеличивает риск коррупциогенных проявлений и потому подлежит исключению.

Согласно ст. 7 Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 273-Ф3 от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-Ф3 от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокурор является субъектом антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая изложенное, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 33336 Налогового кодекса РФ освободить заявителя от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 245-247, 249-250 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области, в интересах муниципального образования Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части).

Признать статьи 19, 27, 28, 32 «Положения о бюджетном процессе в Чесменском сельском поселении», утвержденного решением Совета народных депутатов Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 36 от 21.12.2005 года, - недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд, через Бобровский районный суд Воронежской области.

Председательствующий судья А.П. Попов