решение от 12.01.11 г. по заявлению об оспаривании нормативного правового акта



Дело № 2-19/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров 12 января 2011 г.

Бобровский районный суд Воронежской области

в составе: председательствующего Васильевой Т.Б.,

при секретаре Башариной Л.Н.,

с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Саликовой А.В.,

представителя заинтересованного лица Совета народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - главы Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Титова А.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области, действующего в интересах муниципального образования Сухо-Березовское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования Сухо-Березовское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) (л.д. 5-8).

Согласно заявлению решением Совета народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 15.12.2009 г. № 127 утверждено Положение о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области (далее Положение).

По мнению прокурора, отдельные нормы оспариваемого нормативного акта противоречат Бюджетному Кодексу РФ, нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц и поэтому подлежат исключению.

Так, ч. 2 ст. 45 Положения в нарушение требований ч. 3 ст. 217 БК РФ не предусматривает таких оснований внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете, как: 1) в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете; 2) в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах в соответствии с Бюджетным кодексом. По мнению прокурора, не закрепление всех оснований внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете создает возможность принимать произвольные решения органами местного самоуправления, увеличивает риск коррупционных проявлений.

Кроме того, ст. 35 Положения закрепляет, что порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ утверждается Советом народных депутатов, а также что муниципальные целевые программы подлежат утверждению Советом народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения. При этом ст. 179 БК РФ устанавливает, что этими полномочиями наделена местная администрация муниципального образования. По мнению прокурора, отнесение вышеуказанных полномочий к компетенции представительного органа является превышением установленных законом его полномочий, предоставляет Совету народных депутатов поселения право на принятие решения, отнесенного к компетенции исполнительного органа поселения, тем самым закрепляя дублирование полномочий представительного и исполнительного органа поселения, что нарушает интересы муниципального образования.

Прокурор просит суд признать ст. 35, ч. 2 ст. 45 Положения о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении, утвержденного решением Совета народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 15.12.2009 г. № 127, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 5-8).

Помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Саликова А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - глава Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Титов А.Н. в судебном заседании не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления, которым нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части.

Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Решением Совета народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 15.12.2009 г. № 127 утверждено Положение о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области (далее Положение) (л.д.9-15).

Оспариваемый нормативный правовой акт - Положение о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области в соответствие с Уставом Сухо-Березовском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области (далее Устав) принят представительным органом поселения (ст. 25 Устава), в пределах его компетенции (ст. 27 Устава), в надлежащей форме (ст. 43,44 Устава), с соблюдением правил введения его в действие, в том числе с соблюдением правил его обнародования (ст. 45 Устава) (л.д.25-32).

Ч. 2 ст. 45 Положения предусматривает основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Сухо-Березовского сельского поселения в соответствии с решениями финансового органа Сухо-Березовского сельского поселения без внесения изменений в решение Совета народных депутатов о бюджете Сухо-Березовского сельского поселения.

В нарушение ч. 3 ст. 217 Бюджетного Кодекса РФ среди предусмотренных ч. 2 ст. 45 Положения оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись отсутствуют такие, как: 1) в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете; 2) в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах в соответствии с Бюджетным кодексом.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В нарушение требований указанной статьи Бюджетного Кодекса РФ ст. 35 Положения устанавливает, что муниципальные целевые программы разрабатываются органами администрации Сухо-Березовского сельского поселения в соответствии с порядком разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ, утвержденным решением Совета народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения. Муниципальные целевые программы подлежат утверждению Советом народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, ст. 35, ч. 2 ст. 45 Положения о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области противоречат соответственно ч. 3 ст. 217, ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ и подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку спорный нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда и на его основании были реализованы права граждан и организаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решении суда о признании недействующими ст. 35, ч. 2 ст. 45 Положения о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области подлежит доведению до сведения населения путем размещения данной информации в соответствии со ст. 45 Устава поселения в общедоступных для жителей местах.

В связи с чем, на основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым возложить на главу Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области обязанность представления в суд в месячный срок акта обнародования данного решения суда.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо Совет народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.

Руководствуясь ст. 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области.

Признать ст. 35, ч. 2 ст. 45 Положения о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области, принятого решением Совета народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 15.12.2009 г. № 127 недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать главу Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области довести до сведения населения Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского района Воронежской области сообщение о данном решении суда путем размещения информации в общедоступных для жителей местах и в месячный срок представить в суд акт обнародования данного решения суда.

С мотивированным решением участники процесса вправе ознакомиться 13.01.2011г.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд.

Председательствующий Т.Б. Васильева.