решение от 24.01.11 г. по заявлению о признании бездейстивий незаконными и понуждении к исполнению требований федерального законодательства



Дело № 2-49/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров 24 января 2011 г.

Бобровский районный суд Воронежской области

в составе: председательствующего Васильевой Т.Б.,

при секретаре Башариной Л.Н.,

с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Куцова Д.В.,

представителя заинтересованного лица Совета народных депутатов Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - главы Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Машошина В.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области, действующего в интересах муниципального образования Никольское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, о признании бездействий незаконными и понуждении к исполнению требований федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования Никольское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц о признании бездействий администрации Никольского сельского поселения незаконными и понуждении к исполнению требований федерального законодательства (л.д. 5-8).

Согласно заявлению прокуратурой Бобровского района была проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в Никольском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области.

В соответствие с нормами Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» органы местного самоуправления в случаях, установленных данным федеральным законом, вправе заключать гражданско-правовые договоры в соответствие с Гражданским Кодексом РФ на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд без заключения государственных или муниципальных контрактов.

При этом в соответствие со ст.73 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

В ходе данной проверки были выявлены нарушения вышеуказанных требований федерального законодательства.

В частности, администрацией Никольского сельского поселения не ведется реестр закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Прокурор просит суд признать бездействия администрации Никольского сельского поселения незаконными и обязать ее вести указанный реестр (л.д. 5-8).

Помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Саликова А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица глава Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Машошин В.Н. в судебном заседании не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст. 56 Устава Никольского сельского поселения Бобровского муниципальн6ого района размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

Согласно ч.2 ст.3 указанного ФЗ «Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений».

Согласно ч.1 ст.4 указанного ФЗ «Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков».

Согласно ст.5 указанного ФЗ «Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме».

В соответствие с п.14 ч.2 ст.55 указанного ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

В соответствие с указаниями Центрального Банка РФ №1843-У от 20.06.2007г. «О предельн6ом размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

В соответствие с ч.1 и ч.2 ст.73 Бюджетного Кодекса РФ «Получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения: краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг; наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг; цена и дата закупки.

Администрацией Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района .... был заключен договор №... на выполнение работ – проведение проверки средств измерения - на сумму ...., .... договор №... на выполнение работ (оказание услуг) на сумму ...., .... договор №... на выполнение работ- разработка проекта «Правил землепользования и застройки Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области- на сумму .... (л.д.12-15).

При этом в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства реестр закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, в администрации Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области не ведется.

Соответственно, в нем не были отражены вышеуказанные гражданско-правовые сделки, на оплату которых были израсходованы бюджетные средства.

Данное не исполнение требований федерального законодательства в виде бездействия препятствует проведению мониторинга расходования бюджетных средств органом местного самоуправления, способствует коррупционным проявлениям, препятствует реализации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, заложенного в ст.34 Бюджетного Кодекса РФ, создает возможность незаконного расходования бюджетных средств, чем нарушает охраняемые законом интересы муниципального образования - Никольское сельское поселение.

В соответствии с ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 258 ГПК РФ «Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

В связи с чем, на основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым возложить на главу Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области обязанность в месячный срок завести Реестр закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, о чем в указанный срок сообщить суду, и вести его в соответствие с требованиями ст.73 Бюджетного Кодекса РФ.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо Совет народных депутатов Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.

Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской - администрации Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской, заключающееся в неисполнении установленной федеральным законодательством обязанности по ведению Реестра закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Обязать администрацию Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу завести Реестр закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, и вести его в соответствие с требованиями ст.73 Бюджетного Кодекса РФ.

Копию данного решения суда для устранения допущенного нарушения закона в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направить главе Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, обязав его не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда сообщить об его исполнении в суд и прокурору Бобровского района Воронежской области, а также в указанный срок разместить данное решение суда в общедоступных для жителей поселения местах, о чем сообщить в суд.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд.

Председательствующий Т.Б. Васильева.