решение от 24.01.11 г. по заявлению о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления сельского поселения и понуждении к исполнению требований федерального законодательства



Дело № 2-72/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров 24 января 2011 г.

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Половец Е.Р.,

при секретаре Замараевой Ю.В.,

с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Саликовой А.В.,

представителя заинтересованного лица администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области по доверенности Ильичевой Н.К.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и понуждении к исполнению требований федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и возложении обязанности на муниципальное образование установить информационный стенд и (или) другое техническое средство аналогичного назначения для ознакомления пользователей с текущей информацией о деятельности администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (л.д.4-6).

В судебном заседании прокурор Саликова А.В. поддержала заявленные требования, уточнив их в части, и пояснила, что при проведении проверки соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, проведенной прокуратурой Бобровского района, было установлено, что в нарушение требований федерального законодательства об основных принципах обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, о противодействии коррупции органом местного самоуправления Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района – администрацией Чесменского сельского поселения не установлен информационный стенд и (или) другое техническое средство аналогичного назначения для ознакомления пользователей с текущей информацией о деятельности администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, что создает препятствие жителям поселения к осуществлению своего законного права на ознакомление с указанной информацией. Просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области – администрации Чесменского сельского поселения и возложить на неё обязанность незамедлительно устранить данное нарушение федерального законодательства.

Глава Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Петров Н.Н. в суде заявленные требования признал полностью, пояснил, что в помещении администрации Чесменского сельского поселения не был установлен информационный стенд, содержащий текущую информацию о деятельности администрации, по причине не знания норм федерального закона, предусматривающих обязательное размещение информационных стендов в помещениях, занимаемых органами местного самоуправления.

Выслушав доводы участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Часть 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации закрепляет, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 31.12.1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости.

Пункт 3 статьи 3 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на принципе открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободном доступе к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Согласно статьи 4 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: 1)открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; 3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом и др.

Кроме того, одним из принципов противодействия коррупции, в соответствии со ст. 3 Федерального закона №237-Ф3 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно п. 7 ст. 7 вышеуказанного Закона о коррупции основным направлением деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статьи 16 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах размещают информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления.

Указанная информация, должна содержать:

1) порядок работы государственного органа, органа местного
самоуправления, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе
представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений,
государственных органов и органов местного самоуправления;

2) условия и порядок получения информации от государственного органа,
органа местного самоуправления.

Государственные органы, органы местного самоуправления вправе размещать в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией.

Тот факт, что органом местного самоуправления Чесменского сельского поселения – администрацией Чесменского сельского поселения не размещен в помещении администрации информационный стенд и (или) другое техническое средство аналогичного назначения для ознакомления пользователей с текущей информацией о деятельности администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области подтвержден актом проведения проверки соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления от 21.12.2010 г. (л.д. 7,8), а также в судебном заседании представителем данного органа местного самоуправления.

Таким образом, в результате указанного бездействия администрации Чесменского сельского поселения создаются препятствия к осуществлению гражданами – жителями поселения права на ознакомление с информацией о деятельности данного органа местного самоуправления Чесменского сельского поселения.

В связи с изложенным суд считает возможным признать бездействие органа местного самоуправления Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области – администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области незаконным и на основании ст.258 ГПК РФ обязать администрацию Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области в месячный срок разместить в помещении администрации и иных отведенных для этих целей местах информационный стенд и (или) другое техническое средство аналогичного назначения для ознакомления пользователей с текущей информацией о деятельности администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо администрация Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.

Руководствуясь ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области.

Признать бездействие органа местного самоуправления Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области – администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области незаконным и обязать администрацию Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области в месячный срок разместить в помещении администрации и иных отведенных для этих целей местах информационный стенд и (или) другое техническое средство аналогичного назначения для ознакомления пользователей с текущей информацией о деятельности администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области.

Обязать администрацию Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области довести до сведения населения Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области сообщение о данном решении суда путем размещения информации в общедоступных для жителей местах.

В целях устранения допущенного нарушения закона направить данное решение суда главе Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области в течение трех дней со дня вступления его в законную силу, обязав его не позднее чем в течение месяца со дня получения данного решения суда сообщить об его исполнении в суд и прокурору Бобровского района Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд Воронежской области.

Председательствующий Е.Р. Половец

Дело №13-18/2011 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Бобров 27 января 2011 г.

Бобровский районный суд Воронежской области

в составе: председательствующего Половец Е.Р.,

при секретаре Ю.В. Замараевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда дело о внесении исправлений в описательную часть решения Бобровского районного суда от 24.01.2011 г., вынесенного по гражданскому делу по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и понуждении к исполнению требований федерального законодательства (№ 2-72/2011 г.),

УСТАНОВИЛ:

24.01.2011 г. Бобровским районным судом было вынесено решение по гражданскому делу по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и понуждении к исполнению требований федерального законодательства (дело № 2-72/2011 г.). В описательной части данного решения суда была допущена описка при указании представителя заинтересованного лица, участвующего в судебном заседании: указано «Глава Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Петров Н.Н.» вместо «Представитель администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области по доверенности Ильичева Н.К.».

В судебное заседание представитель заявителя – прокуратуры Бобровского района - не явился, заявитель ходатайствует о рассмотрении заявления в отсутствие его представителя.

Представитель заинтересованного лица - администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - в судебное заседание не явился, заинтересованное лицо о слушании дела извещено надлежаще.

Изучив материалы дела, суд считает возможным исправить допущенную описку и внести исправление в описательную часть решения Бобровского районного суда от 24.01.2011 г., вынесенного по гражданскому делу по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и понуждении к исполнению требований федерального законодательства, указав в описательной части данного решения: «Представитель администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области по доверенности Ильичева Н.К в суде заявленные требования признала полностью, пояснила, что в помещении администрации Чесменского сельского поселения не был установлен информационный стенд, содержащий текущую информацию о деятельности администрации, по причине не знания норм федерального закона, предусматривающих обязательное размещение информационных стендов в помещениях, занимаемых органами местного самоуправления».

Руководствуясь ст. 200 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Внести исправление в описательную часть решения Бобровского районного суда от 24.01.2011 г., вынесенного по гражданскому делу по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и понуждении к исполнению требований федерального законодательства (дело № 2-72/2011 г.), указав в описательной части данного решения: «Представитель администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области по доверенности Ильичева Н.К в суде заявленные требования признала полностью, пояснила, что в помещении администрации Чесменского сельского поселения не был установлен информационный стенд, содержащий текущую информацию о деятельности администрации, по причине не знания норм федерального закона, предусматривающих обязательное размещение информационных стендов в помещениях, занимаемых органами местного самоуправления».

На определение может быть подана частная жалоба в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий Е.Р.Половец

Копия.