решение от 12.10.2011 г. по заявлению прокурора об оспаривании нормативного правового акта



Дело № 2-576/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров 12 октября 2011 г.

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего – судьи Шлыкова И.П.,

при секретаре Пуляеве В.В.,

с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Куцова Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах муниципального образования ... сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта (в части),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования ... сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части).

Согласно заявлению Постановлением № 71 Совета народных депутатов ... Сельсовета 01.12.2004 г. принят Устав ... сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, который был зарегистрирован постановлением администрации Воронежской области № 1422 от 31.12.2004 г. и обнародован путем размещения в общедоступных местах. Отдельные нормы Устава в настоящее время не соответствуют требованиям федерального законодательства – Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. (с учетом изменений и дополнений) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон), нарушают права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования. Так, п. 5 ст. 7 Устава противоречит п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона, изложенному в новой редакции Федеральным законом №192-ФЗ от 11.07.2011 г. «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом №242-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Он не содержит словосочетаний «и обеспечение безопасности дорожного движения на них», «осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения», введенных вышеназванными законами. Пункт 21 ст. 7 Устава противоречит п. 20 ч. 1 ст. 14 Закона, изложенному в новой редакции Федеральным законом №224-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом №243-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом №242-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон №242-ФЗ) и требует приведения в соответствие с нормами законодательства. Так, п. 20 ч. 1 ст. 14 Закона после слов «разрешений на строительство» дополнен словами «(за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами)», после слова «осуществлении» дополнен словом «муниципального», слова «капитального ремонта» из данного пункта исключены, что не нашло своего отражения в Уставе. Законом №242-ФЗ пункт 27 ч. 1 ст. 14 Закона дополнен словами «а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения», что не нашло отражения в п. 27 ст. 7 Устава поселения. Законом №242-ФЗ из пункта 32 ч. 1 ст. 14 Закона слова «и надзора» исключены, вместе с тем п. 31 ст. 7 Устава содержит вышеназванные слова. Пункт 15 ч. 1 ст. 14 Закона Федеральным законом №246-ФЗ от 19.07.2011 г. «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №246-ФЗ) изложен в новой редакции: «создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам». Вместе с тем, п. 17 ст. 7 Устава до сих пор в соответствие с требованием федерального законодательства не приведен. Кроме того, ст. 7 Устава – вопросы местного значения ... сельского поселения не соответствует ч.1 ст. 14 Закона, дополненной Законами №242-ФЗ и №246-ФЗ п. 35 - осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей и п. 36 - осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; п. 37 - обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом. Статья 33 Устава не соответствует ст. 40 Закона, дополненной Федеральным законом №263-ФЗ от 25.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов» п. 11 - решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Таким образом, не закрепление большого числа полномочий и порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий, предусмотренных федеральным законодательством, нарушает интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования. Прокурор просит суд признать ст. 7 и ст. 33 Устава ... сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Куцов Д.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов ... сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской, надлежаще извещённый о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав объяснения заявителя, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления, которым нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно ч. 10 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ч. 6,8 ст. 44 указанного ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом, а также подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно ч. 3 ст. 47 указанного ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Постановлением представительного органа ... сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - Совета народных депутатов ... сельсовета Бобровского района Воронежской области от 01.12.2004 г. № 71 принят Устав ... сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (далее Устав), который был зарегистрирован постановлением администрации Воронежской области № 1422 от 31.12.2004 г., зарегистрирован ГУ Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу 23.11.2005 г. и обнародован в соответствии со ст. 45 Устава путем размещения в общедоступных местах для жителей ..., о чем был составлен соответствующий акт (л.д.9-21). Внесенные на настоящее время изменения в Устав также были зарегистрированы в соответствии с требованиями закона (л.д.9).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт - Устав ... сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, с последующими изменениями, принят представительным органом поселения (ст. 25 Устава), в пределах его компетенции (ст. 27 Устава), в надлежащей форме (ст. 43 Устава), с соблюдением правил введения его в действие, в том числе с соблюдением правил его обнародования (ст. 45 Устава).

Согласно ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 указанного ФЗ (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 192-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 18.07.2011 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») к вопросам местного значения относятся ряд вопросов, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

П. 5 ст. 7 Устава ... сельского поселения не содержит словосочетаний «и обеспечение безопасности дорожного движения на них», «осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения», введенных федеральными законами от 11.07.2011 N 192-ФЗ и от 18.07.2011 N 242-ФЗ (л.д. 10).

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в редакции Федерального закона №224-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона №243-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона №242-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к вопросам местного значения относятся ряд вопросов, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. То есть, п. 20 ч. 1 ст. 14 данного закона после слов «разрешений на строительство» дополнен словами «(за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами)», после слова «осуществлении» дополнен словом «муниципального», слова «капитального ремонта» из данного пункта исключены, что не нашло своего отражения в п. 21 ст. 7 Устава ... сельского поселения (л.д.11).

П. 27 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Федеральным законом №242-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дополнен словами «а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения», что не нашло отражения в п. 27 ст. 7 Устава ... сельского поселения (л.д. 11).

Из п. 32 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Федеральным законом №242-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключены слова «и надзора», вместе с тем п. 31 ст. 7 Устава ... сельского поселения содержит данные слова (л.д. 11).

П. 15 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изложен в новой редакции, а именно: «создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам». П. 17 ст. 7 Устава ... сельского поселения изложен в старой редакции вышеуказанного закона (л.д.10 обор.).

Часть 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнена новыми пунктами: п. 35 - осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; п. 36 - осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; п. 37 - обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом. В статье 7 Устава ... сельского поселения, закрепляющей вопросы местного значения ... сельского поселения, отсутствуют данные пункты (л.д.11).

Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов" статья 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» была дополнена пунктом 11: «решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания». Данные изменения не нашли отражения в статье 33 Устава ... сельского поселения (л.д.15,16).

Таким образом, ст. 7 и ст. 33 Устава ... сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в редакции Федерального закона от 11.07.2011 N 192-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 25.07.2011 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов" и подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку не закрепление большого числа полномочий и порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) ... сельского поселения определенных действий, предусмотренных федеральным законодательством, нарушает интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования ... сельское поселение.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решении суда о признании ст. 7 и ст. 33 Устава ... сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области недействующими подлежит доведению до сведения населения путем размещения данной информации в соответствии со ст. 45 Устава в специально установленных для обнародования местах.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо Совет народных депутатов ... сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области.

Признать ст. 7 и ст. 33 Устава ... сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, принятого постановлением Совета народных депутатов ... сельсовета народных депутатов Бобровского района Воронежской области от 01.12.2004 г. № 71, зарегистрированного постановлением администрации Воронежской области № 1422 от 31.12.2004 г., зарегистрированного ГУ Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу 23.11.2005 г., с последующими изменениями, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, привести данные статьи Устава ... сельского поселения в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в редакции Федерального закона от 11.07.2011 N 192-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 25.07.2011 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов".

Обязать главу ... сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области сообщение о данном решении суда довести до сведения населения путем размещения информации в специально установленных для обнародования местах.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд.

Председательствующий И.П. Шлыков