Дело 2-562/2011 РЕШЕНИЕ г. Бобров 04 октября 2011 года Бобровский районный суд Воронежской области в составе: Председательствующего Щербакова А.В., при секретаре Петриевой Г.И., с участием заявителя – прокурора Бобровской районной прокуратуры Воронежской области – Мозгалева М.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования о признании нормативного правового акта – Устава Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора, УСТАНОВИЛ: Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Чесменское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области о признании нормативного правового акта - Устава Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора. В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования и пояснила, что Постановлением № 44 Совета народных депутатов Чесменского Сельсовета 03.12.2004 г. был принят Устав Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (далее по тексту – Устав), который зарегистрирован постановлением администрации Воронежской области от 31.12.2004 г. № 1425. Отдельные нормы Устава в настоящее время не соответствуют требованиям федерального законодательства – Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (с учетом изменений и дополнений) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон), нарушают права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования. Так, п. 5 ст. 7 Устава противоречит п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона, изложенному в новой редакции Федеральным законом № 192-ФЗ от 11.07.2011 г. «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 242-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и требует приведения в соответствие с нормами законодательства. Пункт 5 ст. 7 Устава не содержит словосочетаний «и обеспечение безопасности дорожного движения на них», «осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения», введенных вышеназванными законами, что является недопустимым. Пункт 21 ст. 7 Устава противоречит п. 20 ч. 1 ст. 14 Закона, изложенному в новой редакции Федеральным законом № 224-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 243-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 242-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон № 242-ФЗ) и требует приведения в соответствие с нормами законодательства. Так, п. 20 ч. 1 ст. 14 Закона после слов «разрешений на строительство» дополнен словами «(за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами)», после слова «осуществлении» дополнен словом «муниципального», слова «капитального ремонта» из данного пункта исключены, что не нашло своего отражения в Уставе. Законом № 242-ФЗ пункт 27 ч. 1 ст. 14 Закона дополнен словами «а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения», что не нашло отражения в п. 27 ст. 7 Устава поселения. Законом № 242-ФЗ из пункта 32 ч. 1 ст. 14 Закона слова «и надзора» исключены, вместе с тем п. 31 ст. 7 Устава содержит вышеназванные слова. Пункт 15 ч. 1 ст. 14 Закона Федеральным законом № 246-ФЗ от 19.07.2011 г. «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 246-ФЗ) изложен в новой редакции: «создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам». Вместе с тем, п. 17 ст. 7 Устава до сих пор в соответствие с требованием федерального законодательства не приведен. Кроме того, ст. 7 Устава – вопросы местного значения Чесменского сельского поселения не соответствует ч. 1 ст. 14 Закона, дополненной Законами № 242-ФЗ и № 246-ФЗ п. 35 - осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей и п. 36 - осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; п. 37 - обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом. Статья 33 Устава не соответствует ст. 40 Закона, дополненной Федеральным законом № 263-ФЗ от 25.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов» п. 11 - решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Таким образом, не закрепление большого числа полномочий и порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий, предусмотренных федеральным законодательством, нарушает интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования. Согласно п.п. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010 г. отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором и создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Чесменского сельского поселения своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенцию уполномоченных органов и их должностных лиц, руководителей организаций, увеличивает риск коррупционных проявления и потому подлежит исключению. Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию России и законы. Статья 3 Конституции РФ постулирует, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно ст. 7 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части. Оспариваемым нормативным актом нарушаются интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц, поскольку не закрепление большого числа полномочий и порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий, предусмотренных федеральным законодательством, создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления поселения их полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольнее решения, вторгаться в компетенции уполномоченных органов и их должностных лиц, руководителей организаций. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокурор является субъектом антикоррупционной экспертизы. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Просит признать ст. 7 и ст. 33 Устава Чесменского сельского поселения недействующими с момента вступления решения суда в законную силу. Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области – глава Чесменского сельского поселения Петров Н.Н. в судебное заседание не явился, но от него имеется письменное заявление в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие с заявленными требованиями согласен, не возражает против их удовлетворений. Выслушав доводы прокурора, изучив письменные материалы дела, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. Постановлением № 44 Совета народных депутатов Чесменского Сельсовета 03.12.2004 г. был принят Устав Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, который зарегистрирован постановлением администрации Воронежской области от 31.12.2004 г. № 1425. Пункт 5 ст. 7 Устава противоречит п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (с учетом изменений и дополнений) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изложенному в новой редакции и требует приведения в соответствие с нормами законодательства. Пункт 5 ст. 7 Устава не содержит словосочетаний «и обеспечение безопасности дорожного движения на них», «осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения», введенных Федеральным законом № 192-ФЗ от 11.07.2011 г. «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 242-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Пункт 21 ст. 7 Устава противоречит п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (с учетом изменений и дополнений) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изложенному в новой редакции Федеральным законом № 224-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 243-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 242-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и требует приведения в соответствие с нормами законодательства. Пункт 20 ч. 1 ст. 14 Закона после слов «разрешений на строительство» дополнен словами «(за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами)», после слова «осуществлении» дополнен словом «муниципального», слова «капитального ремонта» из данного пункта исключены, что не нашло своего отражения в Уставе. Законом № 242-ФЗ пункт 27 ч. 1 ст. 14 Закона дополнен словами «а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения», что не нашло отражения в п. 27 ст. 7 Устава поселения. Законом № 242-ФЗ из пункта 32 ч. 1 ст. 14 Закона слова «и надзора» исключены, вместе с тем п. 31 ст. 7 Устава содержит вышеназванные слова. Пункт 15 ч. 1 ст. 14 Закона Федеральным законом № 246-ФЗ от 19.07.2011 г. «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 246-ФЗ) изложен в новой редакции: «создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам». Вместе с тем, п. 17 ст. 7 Устава до сих в соответствие с требованием федерального законодательства не приведен. Кроме того, ст. 7 Устава – вопросы местного значения Чесменского сельского поселения не соответствует ч. 1 ст. 14 Закона, дополненной Законами № 242-ФЗ и № 246-ФЗ п. 35 - осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей и п. 36 - осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; п. 37 - обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом. Статья 33 Устава не соответствует ст. 40 Закона, дополненной Федеральным законом № 263-ФЗ от 25.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов» п. 11 - решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Таким образом, не закрепление большого числа полномочий и порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий, предусмотренных федеральным законодательством, нарушает интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования. В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокурор является субъектом антикоррупционной экспертизы. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Тот факт, что органом местного самоуправления Чнсменского сельского поселения – Советом народных депутатов Чесменского сельского поселения не был приведен в соответствие с нормами Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (с учетом изменений и дополнений) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав Чесменского сельского поселения, подтвержден в судебном заседании главой администрации. Согласно ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. В связи с изложенным суд считает возможным признать ст. 7 и ст. 33 Устава Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области недействующими с момента вступления решения суда в законную силу. На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо Совет народных депутатов Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, как орган местного самоуправления. На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198, ст. 253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области. Признать статью 7 и статью 33 Устава Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области недействующими с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Совет народных депутатов Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области привести Устав Чесменского сельского поселения в соответствие с нормами федерального законодательства. В целях устранения допущенного нарушения закона направить данное решение суда главе Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области в течение трех дней со дня вступления его в законную силу, обязав его не позднее чем в течение месяца со дня получения данного решения суда сообщить об его исполнении в суд и прокурору Бобровского района Воронежской области. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд Воронежской области. Председательствующий А.В. Щербаков.