Дело 2-37/2012 РЕШЕНИЕ г. Бобров 10 января 2012 года Бобровский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Попова А.П., при секретаре Бирюковой М.З., с участием заявителя – прокурора Бобровской районной прокуратуры Воронежской области – Куцова Д.В., представителя заинтересованного лица - администрации Коршевского сельского поселения Гаршиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах муниципального образования Коршевское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области о признании нормативного правового акта – Положения о бюджетном процессе Кроршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора, УСТАНОВИЛ: Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ, в интересах муниципального образования Коршевское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области о признании нормативного правового акта - Положения о бюджетном процессе Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора (л.д. 3-6). В судебном заседании прокурор Куцов Д.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (с учетом изм. и доп.) (далее по тексту – БК РФ) бюджетное законодательство Российской Федерации состоит, в том числе, из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Бюджетного кодекса. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить БК РФ. Решением № 45 Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения от 29.12.2009 г. утверждено «Положение о бюджетном процессе в Коршевском сельском поселении Бобровского муниципального района» (далее по тексту – Положение) (с учетом изм., внесенных решением Совета народных депутатов № 15 от 19.05.2010 г.). Данное решение было обнародовано путем размещения в общедоступных местах (акт обнародования от 29.12.2009 г.). Отдельные нормы Положения в настоящее время противоречат Бюджетному кодексу РФ, нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования – Коршевское сельское поселение и потому подлежат исключению. Так, ч. 4 ст. 48 Положения, в нарушение ч. 4 ст. 219 БК РФ после слов «оперативно-розыскных мероприятий» не дополнена словами «и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Кроме того, ч. 7 ст. 103 БК РФ содержит понятие муниципальных заимствований, которое не соответствует аналогичному понятию, изложенному ч. 1 ст. 25 Положения. Статья 6 БК РФ содержит понятие расходных обязательств – «обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Вместе с тем, понятие расходных обязательств, закрепленное абзацем 15 ст. 1 Положения противоречит понятию, закрепленному Федеральным законом. Согласно абзацу третьему ч. 1 ст. 14 Положения расходные обязательства Коршевского сельского поселения возникают в результате заключения от имени Коршевского сельского поселения договоров (соглашений) бюджетными учреждениями Коршевского сельского поселения. Вместе с тем, абзац 4 ч. 1 ст. 86 БК РФ под расходными обязательствами муниципального образования понимает обязательства, возникающие в результате заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями. Кроме того, в соответствие с ч. 2. ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором (принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам) и четвертом пункта 1 (заключение от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями) настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Однако согласно ч. 2 ст. 14 Положения расходные обязательства поселения, возникающие в результате принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также заключения Коршевским сельским поселением (от имени Коршевского сельского поселения) договоров (соглашений) при осуществлении органами местного самоуправления Коршевского сельского поселения полномочий по предметам ведения Коршевского сельского поселения, а также в результате заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями устанавливаются органами местного самоуправления поселения самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита поселения. Согласно п.п. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №96 от 26.02.2010 г. отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором и создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Коршевского сельского поселения своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, увеличивает риск коррупционных проявления и потому подлежит исключению. Таким образом, вышеуказанные нормы Положения не соответствуют действующему законодательству и подлежат приведению в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Просит признать абзац 15 ст. 1, абзац 3 ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 14, ч. 1 ст. 25, ч. 4 ст. 48 «Положения о бюджетном процессе в Коршевском сельском поселении», утвержденного решением № 45 Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения от 29.12.2009 г., недействующими с момента вступления решения суда в законную силу. Представитель заинтересованного лица – Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Гаршина А.В. в судебном заседании с заявлением прокурора согласилась, указала, что выявленные нарушения в Положении о бюджетном процессе Коршевского сельского поселения будут устранены на ближайшей сессии народных депутатов. Выслушав доводы прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. Решением № 45 Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения 29.12.2009 г. было утверждено Положение о бюджетном процессе в Коршевском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области (л.д. 8). Указанное Положение было обнародовано в Коршевском сельском поселении путем размещения на стендах общественных зданий Коршевского сельского поселения, что подтверждается актом об обнародовании от 29.12.2009 г. (л.д. 14). Отдельные нормы Положения в настоящее время противоречат Бюджетному кодексу РФ, нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования – Коршевское сельское поселение. Так, ч. 4 ст. 48 Положения, в нарушение ч. 4 ст. 219 БК РФ после слов «оперативно-розыскных мероприятий» не дополнена словами «и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Кроме того, ч. 7 ст. 103 БК РФ содержит понятие муниципальных заимствований, которое не соответствует аналогичному понятию, изложенному ч. 1 ст. 25 Положения. Согласно ст. 6 БК РФ расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Однако, понятие расходных обязательств, закрепленное абзацем 15 ст. 1 Положения противоречит понятию, закрепленному Федеральным законом. Согласно абзацу третьему ч. 1 ст. 14 Положения расходные обязательства Коршевского сельского поселения возникают в результате заключения от имени Коршевского сельского поселения договоров (соглашений) бюджетными учреждениями Коршевского сельского поселения. Вместе с тем, абзац 4 ч. 1 ст. 86 БК РФ под расходными обязательствами муниципального образования понимает обязательства, возникающие в результате заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями. Кроме того, в соответствие с ч. 2. ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором (принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам) и четвертом пункта 1 (заключение от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями) настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Однако согласно ч. 2 ст. 14 Положения расходные обязательства поселения, возникающие в результате принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также заключения Коршевским сельским поселением (от имени Коршевского сельского поселения) договоров (соглашений) при осуществлении органами местного самоуправления Коршевского сельского поселения полномочий по предметам ведения Коршевского сельского поселения, а также в результате заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями, устанавливаются органами местного самоуправления поселения самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита поселения. Согласно п.п. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010 г. отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором и создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Коршевского сельского поселения своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, увеличивает риск коррупционных проявления и потому подлежит исключению. Таким образом, вышеуказанные нормы Положения не соответствуют действующему законодательству и подлежат приведению в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию России и законы. Согласно ст. 7 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Оспариваемым нормативным актом нарушаются права и интересы муниципального образования Коршевское сельское поселение, поскольку незакрепление всех оснований возникновения расходных обязательств и закрепление неполного порядка их формирования и исполнения создает возможность принимать произвольные решения органами местного самоуправления, увеличивает риск коррупционных проявлений. В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокурор является субъектом антикоррупционной экспертизы. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Тот факт, что органом местного самоуправления Коршевского сельского поселения – Советом народных депутатов Коршевского сельского поселения не было приведено в соответствие с нормами федерального законодательства Положение о бюджетном процессе в Коршевском сельском поселении, подтвержден в судебном заседании представленными материалами и письменным заявлением представителя администрации Коршевского сельского поселения (л.д. 21). Согласно ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. В связи с изложенным суд считает возможным признать абзац 15 ст. 1, абзац 3 ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 14, ч. 1 ст. 25, ч. 4 ст. 48 «Положения о бюджетном процессе в Коршевском сельском поселении», утвержденного решением № 45 Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения от 29.12.2009 г., недействующими с момента вступления решения суда в законную силу. На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо Совет народных депутатов Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления. На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198, ст. 253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области. Признать абзац 15 ст. 1, абзац 3 ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 14, ч. 1 ст. 25, ч. 4 ст. 48 «Положения о бюджетном процессе в Коршевском сельском поселении», утвержденного решением № 45 Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения от 29.12.2009 г., недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Совет народных депутатов Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области привести Положение о бюджетном процессе Коршевского сельского поселения в соответствие с нормами федерального законодательства. В целях устранения допущенного нарушения закона направить данное решение суда главе Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области в течение трех дней со дня вступления его в законную силу, обязав его не позднее чем в течение месяца со дня получения данного решения суда сообщить об его исполнении в суд и прокурору Бобровского района Воронежской области. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд Воронежской области. Председательствующий судья А.П. Попов