Решение от 10.01.2012 по заявлению прокурора о признании нормативного акта противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора



Дело 2-14/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров

10 января 2012 года

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Попова А.П.,

при секретаре Бирюковой М.З.,

с участием заявителя – прокурора Бобровской районной прокуратуры Воронежской области – Куцова Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах муниципального образования Липовское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области о признании нормативного правового акта – Положения о бюджетном процессе Липовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ, в интересах муниципального образования Липовское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области о признании нормативного правового акта - Положения о бюджетном процессе Липовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - противоречащим закону (в части) и в целях исключения коррупциогенного фактора (л.д. 3-6).

В судебном заседании прокурор Куцов Д.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (с учетом изм. и доп.) (далее по тексту – БК РФ) бюджетное законодательство Российской Федерации состоит, в том числе, из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Бюджетного кодекса.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить БК РФ.

Решением № 18 Совета народных депутатов Липовского сельского поселения от 08.09.2005 г. утверждено «Положение о бюджетном процессе в Липовском сельском поселении» (далее по тексту – Положение) (с учетом изм., внесенных решением Совета народных депутатов № 9 от 17.05.2010 г.).

Данное решение было обнародовано путем размещения в общедоступных местах (акт обнародования от 09.09.2005 г.).

Отдельные нормы Положения в настоящее время противоречат Бюджетному кодексу РФ, нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования – Липовское сельское поселение и потому подлежат исключению.

Так, статья 179 БК РФ (с учетом изм. и доп.) устанавливает, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Вместе с тем, согласно абзацу 10 ст. 3 Положения муниципальная целевая программа – утвержденная Липовского сельского поселения комплекс взаимосвязанных мероприятий межотраслевого характера, обеспечивающих эффективное решение системных задач в области экономического, экологического культурного развития Липовского сельского поселения. То есть орган, утверждающий программу вообще не обозначен, что может повлечь принятие программ не уполномоченным органом.

Статья 6 БК РФ содержит понятие расходных обязательств – «обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Вместе с тем, понятие расходных обязательств, закрепленное абзацем 6 ст. 3 Положения противоречит понятию, закрепленному Федеральным законом.

Часть 1 ст. 86 БК РФ закрепляет основания возникновения расходных обязательств муниципального образования, однако ч. 1 ст. 9 Положения «Расходы бюджета Липовского сельского поселения» существенным образом противоречит норме закона.

В соответствие с ч. 2. ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором (принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам) и четвертом пункта 1 (заключение от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями) настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Однако ч. 1 ст. 9 Положения содержит иной перечень расходных обязательств поселения, устанавливаемых органами местного самоуправления поселения самостоятельно и исполняемых за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита поселения.

Согласно п.п. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010 г. отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором и создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Липовского сельского поселения своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, увеличивает риск коррупционных проявления и потому подлежит исключению.

Таким образом, вышеуказанные нормы Положения не соответствуют действующему законодательству и подлежат приведению в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Просит признать абзацы 6, 10 ст. 3, ч. 1 ст. 9 «Положения о бюджетном процессе в Липовском сельском поселении», утвержденного решением № 18 Совета народных депутатов Липовского сельского поселения от 18.09.2005 г., недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица – Совета народных депутатов Липовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Задорожний В.Т. в судебное заседание не явился, согласно его письменному заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие, с заявлением прокурора согласен.

Выслушав доводы прокурора, изучив письменные материалы дела, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Решением № 18 Совета народных депутатов Липовского Сельсовета 08.09.2005 г. было утверждено Положение о бюджетном процессе в Липовском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области (л.д. 8).

Указанное Положение было обнародовано в Липовском сельском поселении путем размещения на стендах общественных зданий Липовского сельского поселения, что подтверждается актом об обнародовании от 09.09.2005 г. (л.д. 11).

Отдельные нормы Положения в настоящее время противоречат Бюджетному кодексу РФ, нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования – Липовское сельское поселение.

Так, статья 179 БК РФ (с учетом изм. и доп.) устанавливает, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Вместе с тем, согласно абзацу 10 ст. 3 Положения муниципальная целевая программа – утвержденная Липовского сельского поселения комплекс взаимосвязанных мероприятий межотраслевого характера, обеспечивающих эффективное решение системных задач в области экономического, экологического культурного развития Липовского сельского поселения. Таким образом, орган, утверждающий программу, в Положении не обозначен, что может повлечь принятие программ не уполномоченным органом (л.д. 9,обор.).

Согласно ст. 6 БК РФ расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Вместе с тем, понятие расходных обязательств, закрепленное абзацем 6 ст. 3 Положения противоречит понятию, закрепленному Федеральным законом.

Часть 1 ст. 86 БК РФ закрепляет основания возникновения расходных обязательств муниципального образования, однако ч. 1 ст. 9 Положения «Расходы бюджета Липовского сельского поселения» существенным образом противоречит норме закона.

В соответствие с ч. 2. ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором (принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам) и четвертом пункта 1 (заключение от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями) настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В нарушение указанной статьи БК РФ ч. 1 ст. 9 Положения содержит иной перечень расходных обязательств поселения, устанавливаемых органами местного самоуправления поселения самостоятельно и исполняемых за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита поселения.

Согласно п.п. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010 г. отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором и создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Липовского сельского поселения своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, увеличивает риск коррупционных проявления и потому подлежит исключению.

Таким образом, вышеуказанные нормы Положения не соответствуют действующему законодательству и подлежат приведению в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию России и законы.

Согласно ст. 7 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Оспариваемым нормативным актом нарушаются права и интересы муниципального образования Липовское сельское поселение, поскольку незакрепление всех оснований возникновения расходных обязательств и закрепление неполного порядка их формирования и исполнения создает возможность принимать произвольные решения органами местного самоуправления, увеличивает риск коррупционных проявлений.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокурор является субъектом антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Тот факт, что органом местного самоуправления Липовского сельского поселения – Советом народных депутатов Липовского сельского поселения не было приведено в соответствие с нормами федерального законодательства Положение о бюджетном процессе в Липовском сельском поселении, подтвержден в судебном заседании представленными материалами и письменным заявлением представителя администрации Липовского сельского поселения.

Согласно ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В связи с изложенным суд считает возможным признать абзацы 6, 10 ст. 3, ч. 1 ст. 9 «Положения о бюджетном процессе в Липовском сельском поселении», утвержденного решением № 18 Совета народных депутатов Липовского сельского поселения от 18.09.2005 г., недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо Совет народных депутатов Липовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198, ст. 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области.

Признать абзацы 6, 10 ст. 3, ч. 1 ст. 9 «Положения о бюджетном процессе в Липовском сельском поселении», утвержденного решением № 18 Совета народных депутатов Липовского сельского поселения от 18.09.2005 г., недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Совет народных депутатов Липовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области привести Положение о бюджетном процессе Липовского сельского поселения в соответствие с нормами федерального законодательства.

В целях устранения допущенного нарушения закона направить данное решение суда главе Липовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области в течение трех дней со дня вступления его в законную силу, обязав его не позднее чем в течение месяца со дня получения данного решения суда сообщить об его исполнении в суд и прокурору Бобровского района Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд Воронежской области.

Председательствующий

судья А.П. Попов