Дело № 2-34/2012 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Бобров 17 января 2012 г. Бобровский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего Васильевой Т.Б., при секретаре Башариной Л.Н., с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Катцына А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области, действующего в интересах муниципального образования Шестаковское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц, об оспаривании нормативного правового акта, УСТАНОВИЛ: Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования Шестаковское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области (далее Шестаковское сельское поселение) и неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) (л.д. 5-8). Согласно заявлению решением Совета народных депутатов Шестаковского сельского поселения от 26.08.2005 г. № 15А утверждено Положение о бюджетном процессе в Шестаковском сельском поселении (далее Положение). По мнению прокурора, отдельные нормы оспариваемого нормативного акта противоречат Бюджетному Кодексу РФ (далее БК РФ), нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц и поэтому подлежат исключению. Так, понятие долгосрочных целевых программ, данное в абзаце 10 ст. 3 положения, не соответствует аналогичному понятию, данному в ст. 179 БК РФ. Абзац 3 ст. 3 Положения содержит понятие расходных обязательств, которое также не соответствует аналогичному понятию, изложенному в ст. 6 БК РФ. Основания возникновения расходных обязательств муниципального образования, указанные в ч. 1 ст. 9 Положения, тоже существенным образом противоречат нормам закона, изложенным в ч. 1 ст. 86 БК РФ. Кроме того, ч. 1 ст. 9 Положения содержит иной перечень расходных обязательств поселения, устанавливаемых органами местного самоуправления поселения самостоятельно и исполняемых за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита поселения, в сравнении с расходными обязательствами, указанными в ч. 2 ст. 86 БК РФ. Прокурор просит суд признать абзацы 3,10 ст. 3, ч. 1 ст. 9 Положения о бюджетном процессе в Шестаковском сельском поселении, утвержденного решением Совета народных депутатов Шестаковского сельского поселения от 26.08.2005 г. № 15А, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 5-8). Помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Катцын А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просит их удовлетворить. Представитель заинтересованного лица глава Шестаковского сельского поселения Дерюгин С.В., будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени судебного заседания, в суд не явился. В письменном заявлении ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, с заявленными требованиями согласен (л.д.21). Выслушав объяснения прокурора, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления, которым нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части. Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство состоит, в том числе, из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 настоящего Кодекса, при этом муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить настоящему Кодексу. Решением Совета народных депутатов Шестаковского сельского поселения от 26.08.2005 г. № 15А утверждено Положение о бюджетном процессе в Шестаковском сельском поселении (л.д. 10). Оспариваемый нормативный правовой акт - Положение о бюджетном процессе в Шестаковском сельском поселении - в соответствии с Уставом Шестаковского сельского поселения (далее Устав) принят представительным органом поселения, в пределах его компетенции, в надлежащей форме, с соблюдением правил введения его в действие, в том числе с соблюдением правил его обнародования (л.д. 13,14-18). Ст. 179 БК РФ (в ред. ФЗ от 26.04.2007 № 63-ФЗ) устанавливает, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ею порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Согласно абзацу 10 ст. 3 Положения муниципальная целевая программа – утвержденный Шестаковским сельским поселением комплекс взаимосвязанных мероприятий межотраслевого характера, обеспечивающих эффективное решение системных задач в области экономического, экологического, социального и культурного развития Шестаковского сельского поселения (л.д. 11-12). Таким образом, характеристика целевой программы, данная в Положении, не в полном объеме соответствует характеристике аналогичного понятия, данной в БК РФ. Согласно ст. 6 БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Согласно абзацу 3 ст. 3 Положения под расходными обязательствами понимаются обусловленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (делегированных полномочий), а также заключенными Шестаковским сельским поселением или от имени Шестаковского сельского поселения договорами (соглашениями) по вопросам местного значения обязанности Шестаковского сельского поселения предоставить физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления средства бюджета Шестаковского сельского поселения (л.д. 11-12). Таким образом, понятие расходных обязательств, данное в Положении, не соответствует аналогичному понятию в БК РФ. Согласно ч.1,2 ст. 86 БК РФ: 1. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; (в ред. ФЗ от 26.04.2007 № 63-ФЗ) принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; (в ред. ФЗ от 26.04.2007 № 63-ФЗ) заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями. (абзац введен ФЗ от 26.04.2007 № 63-ФЗ, в ред. ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ) 2. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом ч. 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Согласно ч. 1 ст. 9 Положения из бюджета Шестаковского сельского поселения в очередном финансовом году финансируются: - за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета Шестаковского сельского поселения – расходные обязательства Шестаковского сельского поселения, исполнение которых в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, заключенными Шестаковским сельским поселением или от имени Шестаковского сельского поселения договорами (соглашениями) по вопросам местного значения должно осуществляться в очередном финансовом году; - за счет субвенций из областного фонда компенсаций – расходные обязательства, связанные с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Таким образом, основания возникновения расходных обязательств муниципального образования Шестаковское сельское поселение и перечень расходных обязательств поселения, указанные в ч. 1 ст. 9 Положения, не соответствуют аналогичным основаниям и перечню, указанным в ч. 1,2 ст. 86 БК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Таким образом, абзац 3,10 ст. 3, ч. 1 ст. 9 Положения о бюджетном процессе в Шестаковском сельском поселении противоречат соответственно ст. 6, ст. 179, ч.1,2 ст. 86 БК РФ и подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку спорный нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда и на его основании были реализованы права граждан и организаций. В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решении суда о признании недействующими абзацев 3,10 ст. 3, ч. 1 ст. 9 Положения о бюджетном процессе в Шестаковском сельском поселении подлежит доведению до сведения населения путем размещения данной информации в соответствии с положениями Устава поселения в общедоступных для жителей местах. В связи с чем, на основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым возложить на главу Шестаковского сельского поселения обязанность представления в суд в месячный срок акта обнародования данного решения суда. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо Совет народных депутатов Шестаковского сельского поселения подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления. Руководствуясь ст. 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области, действующего в интересах муниципального образования Шестаковское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц. Признать абзац 3,10 ст. 3, ч. 1 ст. 9 Положения о бюджетном процессе в Шестаковском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области, принятого решением Совета народных депутатов Шестаковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 26.08.2005 г. № 15А, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать главу Шестаковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области довести до сведения населения Шестаковского сельского поселения Бобровского района Воронежской области сообщение о данном решении суда путем размещения информации в общедоступных для жителей местах и в месячный срок представить в суд акт обнародования данного решения суда. С мотивированным решением участники процесса вправе ознакомиться 20.01.2012 г. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Т.Б. Васильева.