Дело № 2-208/2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров 05 апреля 2011 г.
Бобровский районный суд Воронежской области
в составе: председательствующего Е.Р. Половец,
при секретаре Ю.В. Замараевой,
с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области А.В. Саликовой,
заинтересованных лиц:
главы Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области А.Н. Титова,
специалиста 1 категории администрации Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Н.Г. Карповой,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Сухо-Березовское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области, об оспаривании бездействия должностного лица органа местного самоуправления и муниципального служащего,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бобровского района Воронежской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Сухо-Березовское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностных лиц органов местного самоуправления Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (далее Сухо-Березовское сельское поселение) (л.д. 4-6).
Определением Бобровского районного суда Воронежской области от <дата> к участию в данном гражданском деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области А.Н. Титов, специалист администрации Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Н.Г. Карпова (л.д.2).
Согласно заявлению в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства об антикоррупционной экспертизе принимаемых ими муниципальных правовых актов и их проектов, установлено, что в нарушение требований законодательства, в частности, ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции», ФЗ № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Закона Воронежской области № 43-ОЗ от 12.05.2009 г. «О профилактике коррупции в Воронежской области», а также постановления администрации Сухо-Березовского сельского поселения № 13 от 19.04.2010 г. «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов», должностные лица органов местного самоуправления Сухо-Березовского сельского поселения фактически не работают на данном направлении. Так, прокуратурой района в 1 квартале 2011 г. было внесено 2 требования об изменении нормативных актов, принесено 3 протеста на нормативные акты органов местного самоуправления Сухо-Березовского сельского поселения в целях устранения выявленных в них коррупциогенных факторов. При этом специалистом администрации Сухо-Березовского сельского поселения, ответственным за проведение антикоррупционной экспертизы, коррупциогенных факторов в принятых нормативных актах не выявлено, заключения по ним отсутствуют, журнал учета заключений не ведется. В результате невыполнения требований законодательства по проведению антикоррупционной экспертизы и, как следствие этого, принятия нормативных актов, содержащих коррупциогенные факторы, нарушаются права муниципального образования Сухо-Березовское сельское поселение и проживающих в нем граждан. Просит суд признать незаконным бездействие должностных лиц органов местного самоуправления Сухо-Березовского сельского поселения и обязать должностных лиц администрации Сухо-Березовского сельского поселения осуществлять антикоррупционную экспертизу правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления Сухо-Березовского сельского поселения, и их проектов (л.д. 4,5).
Помощник прокурора Бобровского района Воронежской области А.В. Саликова в судебном заседании уточнила заявленные требования: просит суд признать незаконным бездействие должностного лица - главы Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области А.Н. Титова и муниципального служащего - специалиста 1 категории администрации Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Н.Г. Карповой, обязать муниципального служащего - специалиста 1 категории администрации Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Н.Г. Карпову постоянно осуществлять антикоррупционную экспертизу правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, и их проектов, обязать главу Сухо-Березовского сельского поселения А.Н. Титова постоянно осуществлять контроль за указанным направлением антикоррупционной деятельности.
Заинтересованное лицо глава Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области А.Н. Титов (л.д.11), являющийся согласно ст.34 Устава Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (л.д.15), высшим должностным лицом Сухо-Березовского сельского поселения, в судебном заседании с заявленными требованиями согласился, возражений против их удовлетворения не имеет.
Заинтересованное лицо – специалист 1 категории администрации Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, занимающая младшую муниципальную должность муниципальной службы, включенной в раздел 5 реестра муниципальных должностей муниципальной службы Воронежской области Н.Г. Карпова (л.д.35-39), в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, возражений против их удовлетворения не имеет.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно ст. 2 ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов является одним из основных принципов её организации.
Согласно ст. 3 указанного ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами, в том числе, соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96.
В соответствии со ст. 4 Закона Воронежской области от 12.05.2009 № 43-ОЗ «О профилактике коррупции в Воронежской области» органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении о результатах проведения антикоррупционной экспертизы.
Постановлением администрации Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 13 от 19.04.2010 г. утвержден «Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов» (далее Порядок), проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов возложено на специалиста администрации Сухо-Березовского сельского поселения Карпову Н.Г., контроль за исполнением настоящего постановления осуществляется главой Сухо-Березовского сельского поселения А.Н. Титовым (л.д. 23).
Согласно п. 1.3. Порядка назначенное должностное лицо осуществляет полное и своевременное проведение антикоррупционной экспертизы, также является ответственным за ведение в органе местного самоуправления журнала учета заключений на муниципальные акты и их проекты, поступившие на антикоррупционную экспертизу, в котором отражаются сведения о коррупциогенных факторах в поступивших на экспертизу актах, сроке проведения и результатах экспертизы (л.д.24,25).
Факт невыполнения должностным лицом и муниципальным служащим органа местного самоуправления Сухо-Березовского сельского поселения – главой Сухо-Березовского сельского поселения А.Н. Титова и специалистом 1 категории администрации Сухо-Березовского сельского поселения Н.Г. Карповой указанных выше требований законов и нормативных правовых актов Сухо-Березовского сельского поселения в части проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов подтверждается:
- протестом прокурора Бобровского района Воронежской области на постановление администрации Сухо-Березовского сельского поселения № 6 от 15.02.2011 г. «Об утверждении нормативов потребления твердого топлива для домов с печным отоплением» от <дата> № в связи с выявлением коррупциогенного фактора в указанном нормативном акте (л.д. 28-29);
- требованием прокурора Бобровского района Воронежской области об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов от <дата> № в отношении постановления администрации Сухо-Березовского сельского поселения № 29 от 03.12.2010 г. «Об утверждении плана противодействия коррупции в Сухо-Березовском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области» в связи с выявлением коррупциогенного фактора в указанном нормативном акте (л.д. 26-27);
- актом проведения проверки соблюдения законодательства об антикоррупционной экспертизе муниципальных нормативных правовых актов и их проектов от 18.03.2011 г., согласно которому установлено, что положения постановления администрации Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 13 от 19.04.2010 г. «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов» являются декларативными, фактически работа на данном направлении не осуществляется, в частности, специалистом администрации Сухо-Березовского сельского поселения Н.Г. Карповой, ответственной за проведение антикоррупционной экспертизы, коррупциогенных факторов в издаваемых нормативных актах не выявлено, заключения на изученные нормативные акты отсутствуют, журнал учета заключений не ведется (л.д. 9);
- объяснением главы Сухо-Березовского сельского поселения А.Н. Титова от <дата>, согласно которому антикоррупционная экспертиза в администрации поселения не проводится в связи с отсутствием специалиста в администрации (л.д.10).
Неисполнение муниципальным служащим и должностным лицом Сухо-Березовского сельского поселения требований законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов приводит к принятию муниципальных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, чем нарушает права муниципального образования Сухо-Березовское сельское поселение и проживающих в нем граждан.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования: признать бездействие должностного лица главы Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области А.Н. Титова и муниципального служащего специалиста 1 категории администрации Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Н.Г. Карповой незаконным и обязать муниципального служащего специалиста 1 категории администрации Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Н.Г. Карпову постоянно осуществлять антикоррупционную экспертизу правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, и их проектов, обязать главу Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области А.Н. Титова постоянно осуществлять контроль за указанным направлением антикоррупционной деятельности.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованные лица подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины, т.к. они осуществляют свою профессиональную служебную деятельность в органе местного самоуправления.
Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Сухо-Березовское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области.
Признать незаконным бездействие должностного лица - главы Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области А.Н. Титова и муниципального служащего - специалиста 1 категории администрации Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Н.Г. Карповой.
Обязать муниципального служащего - специалиста 1 категории администрации Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Н.Г. Карпову постоянно осуществлять антикоррупционную экспертизу правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, и их проектов, обязать главу Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области А.Н. Титова постоянно осуществлять контроль за указанным направлением антикоррупционной деятельности.
Копию данного решения суда для устранения допущенного нарушения закона в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направить главе Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области А.Н. Титову и специалисту 1 категории администрации Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Н.Г. Карповой, обязав их не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда сообщить о его исполнении в суд и прокурору Бобровского района Воронежской области.
Обязать главу Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области А.Н. Титова сообщение о данном решении суда довести до сведения населения Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области путем размещения информации в общедоступных для жителей местах.
С мотивированным решением участники процесса вправе ознакомиться 08.04.2011 г.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд.
Председательствующий Е.Р. Половец.