гр. дело по заявлению прокурора БрВо, действующего в интересах неопр. круга лиц и муниц образования Анновского с.п. Б. м. р. В.о. о признании бездействия должностных лиц органов местного самоуправления незаконным и понуждении к исполнению требований ф.з.



Дело № 2-213/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров 06 апреля 2011 г.

Бобровский районный суд Воронежской области

в составе: председательствующего Щербакова А.В.,

при секретаре Петриевой Г.И.,

с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Катцына А.А.,

заинтересованных лиц: специалиста администрации, временно исполняющей обязанности главы Анновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Цуцковой Н.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Анновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, о признании бездействия должностных лиц органов местного самоуправления незаконным и понуждении к исполнению требований федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района Воронежской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Анновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, обратился в суд с заявлением о признании бездействия должностных лиц органов местного самоуправления незаконным и понуждении к исполнению требований федерального законодательства (л.д. 3-6).

В судебном заседании помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Катцын А.А. заявленные требования поддержал и пояснил, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства об антикоррупционной экспертизе принимаемых ими муниципальных правовых актов и их проектов, установлено, что в нарушение требований законодательства, в частности, ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции», ФЗ № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Закона Воронежской области № 43-ОЗ от 12.05.2009 г. «О профилактике коррупции в Воронежской области», а также постановления администрации Анновского сельского поселения № 33 от 06.09.2010 г. «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов», должностные лица органов местного самоуправления Анновского сельского поселения фактически не работают на данном направлении.

В 2010 году прокуратурой района в органах местного самоуправления района было выявлено более 100 коррупциогенных факторов в нормативных актах и их проектах, в 1 квартале 2011 года выявлено более 40 коррупциогенных фактора. В 1 квартале 2011 года на нормативные акты органов местного самоуправления Анновского сельского поселения, содержащие коррупциогенные факторы прокуратурой района было внесено 2 требования об изменении нормативных актов в целях устранения выявленных коррупциогенных факторов, принесено 3 протеста. При этом специалистом администрации Анновского сельского поселения, ответственным за проведение антикоррупционной экспертизы, коррупциогенных факторов в принятых нормативных актах выявлено не было, заключения по ним отсутствуют, журнал учета заключений не ведется. В результате невыполнения требований законодательства по проведению антикоррупционной экспертизы и, как следствие этого, принятия нормативных актов, содержащих коррупциогенные факторы, нарушаются права муниципального образования Анновского сельского поселения и неопределенного круга лиц.

Уточнив в судебном заседании заявленные требования просит суд признать бездействие должностного лица – специалиста администрации, временно исполняющего обязанности главы Анновского сельского поселения Цуцкову Н.И. незаконным, обязать её и главу Анновского сельского поселения Скворцову Л.А. постоянно осуществлять антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления Анновского сельского поселения, и их проектов, а также обязать его постоянно осуществлять контроль за указанным направлением антикоррупционной деятельности.

Заинтересованное лицо – специалист администрации, временно исполняющая обязанности главы Анновского сельского поселения Цуцкова Н.И. в судебном заседании с заявленными требованиями согласился, возражений против их удовлетворения не имеет.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно ст. 2 ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов является одним из основных принципов её организации.

Согласно ст. 3 указанного ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами, в том числе, соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

В соответствии со ст. 4 Закона Воронежской области от 12.05.2009 № 43-ОЗ «О профилактике коррупции в Воронежской области» органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении о результатах проведения антикоррупционной экспертизы.

Постановлением администрации Анновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 33 от 06.09.2010 г. утвержден «Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов» (далее Порядок), проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов возложено на специалиста администрации Цуцкову Н.И., контроль за исполнением настоящего постановления осуществляется главой Анновского сельского поселения (л.д. 13).

Согласно п. 1.3. Порядка назначенное должностное лицо осуществляет полное и своевременное проведение антикоррупционной экспертизы, также является ответственным за ведение в органе местного самоуправления журнала учета заключений на муниципальные акты и их проекты, поступившие на антикоррупционную экспертизу, в котором отражаются сведения о коррупциогенных факторах в поступивших на экспертизу актах, сроке проведения и результатах экспертизы (л.д. 14-15).

Невыполнения должностным лицом органа местного самоуправления Анновского сельского поселения вышеуказанных требований подтверждается: протестом прокурора Бобровского района Воронежской области на решение Совета народных депутатов Анновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 37 от 12.10.2010 (л.д. 16-17); требованием прокурора Бобровского района Воронежской области об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов от 31.01.2011 г. (л.д. 18-19) и актом проведения проверки соблюдения законодательства об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов от 18.03.2011 г. (л.д. 10),

Данный факт подтверждается и объяснением главы Анновского сельского поселения Скворцову Л.А. от 11.03.2011 г., согласно которому антикоррупционная экспертиза в сельской администрации не проводится из-за отсутствия полной информации и незнания законодательства в части проведения антикоррупционной экспертизы (л.д.11).

Неисполнение должностным лицом Анновского сельского поселения требований законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов может привести к принятию муниципальных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, чем могут быть нарушены права муниципального образования Анновского сельского поселения и неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая изложенное, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

На основании п.9 ч.1 ст.33336 Налогового кодекса РФ заявитель подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области.

Признать незаконным бездействие должностного лица - главы Анновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Скворцовой Л.А.

Обязать главу Анновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Скворцову Л.А. и временно исполняющую её обязанности специалиста администрации Цуцкову Н.И. постоянно осуществлять антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления Анновского сельского поселения, и их проектов, а также осуществлять контроль за указанным направлением антикоррупционной деятельности.

Копию данного решения суда в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направить главе Анновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области и временно исполняющей её обязанности специалисту администрации Цуцковой Н.И., обязав последнюю в течение месяца со дня получения решения суда сообщить о его исполнении в суд и прокурору Бобровского района Воронежской области.

Обязать главу Анновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Скворцову Л.А. и временно исполняющую её обязанности специалиста администрации Цуцкову Н.И. сообщение о данном решении суда довести до сведения населения Анновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области путем размещения информации в общедоступных для жителей местах.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд.

Председательствующий А.В. Щербаков.