Дело № 2-229/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров | 6 апреля 2011 года |
Бобровский районный суд Воронежской области
в составе председательствующего Попова А.П.,
при секретаре Бирюковой М.З.,
с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Катцына А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, о признании незаконным бездействия должностных лиц органов местного самоуправления и понуждении к исполнению требований федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бобровского района Воронежской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, обратился в суд с заявлением о признании бездействия должностных лиц органов местного самоуправления незаконным и понуждении к исполнению требований федерального законодательства (л.д. 4,5).
В судебном заседании помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Катцын А.А. заявленные требования поддержал и пояснил, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства об антикоррупционной экспертизе принимаемых ими муниципальных правовых актов и их проектов, установлено, что в нарушение требований законодательства, в частности, ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции», ФЗ № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Закона Воронежской области № 43-ОЗ от 12.05.2009 г. «О профилактике коррупции в Воронежской области», а также постановления администрации Ясенковского сельского поселения № 33 от 26.04.2010 г. «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов», должностные лица органов местного самоуправления Ясенковского сельского поселения фактически не осуществляют работу на данном направлении.
В 2010 году прокуратурой района в органах местного самоуправления района было выявлено более 100 коррупциогенных факторов в нормативных актах и их проектах, в 1 квартале 2011 года выявлено более 40 коррупциогенных факторов. В 1 квартале 2011 года на нормативные акты органов местного самоуправления Ясенковского сельского поселения, содержащие коррупциогенные факторы, прокуратурой района было внесено 2 требования об изменении нормативных актов в целях устранения выявленных коррупциогенных факторов, принесено 5 протестов. При этом специалистом администрации Ясенковского сельского поселения, ответственным за проведение антикоррупционной экспертизы, коррупциогенных факторов в принятых нормативных актах выявлено не было, заключения по ним отсутствуют, журнал учета заключений не ведется. В результате невыполнения требований законодательства по проведению антикоррупционной экспертизы и, как следствие этого, принятия нормативных актов, содержащих коррупциогенные факторы, нарушаются права муниципального образования Ясенковского сельского поселения и неопределенного круга лиц.
Просит суд признать бездействие должностных лиц органов местного самоуправления Ясенковского сельского поселения незаконным, и обязать должностных лиц администрации Ясенковского сельского поселения осуществлять антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов, принимаемых органами местного самоуправления Ясенковского сельского поселения.
Заинтересованное лицо администрация Ясенковского сельского поселения Бобровского района Воронежской области своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, согласно письменному заявлению главы администрации Сафонова В.А. просит рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными требованиями согласен (л.д. 28).
Выслушав объяснения участника процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно ст. 2 ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов является одним из основных принципов её организации.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами, в том числе, соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
В соответствии со ст. 4 Закона Воронежской области от 12.05.2009 № 43-ОЗ «О профилактике коррупции в Воронежской области» органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении о результатах проведения антикоррупционной экспертизы.
Постановлением администрации Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 33 от 26.04.2010 г. утвержден «Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов» (далее Порядок), проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов возложено на специалиста администрации Звереву Т.П., контроль за исполнением настоящего постановления осуществляется главой Ясенковского сельского поселения (л.д. 9).
Согласно п. 1.3. Порядка назначенное должностное лицо осуществляет полное и своевременное проведение антикоррупционной экспертизы, также является ответственным за ведение в органе местного самоуправления журнала учета заключений на муниципальные акты и их проекты, поступившие на антикоррупционную экспертизу, в котором отражаются сведения о коррупциогенных факторах в поступивших на экспертизу актах, сроке проведения и результатах экспертизы (л.д. 10,11).
Невыполнение должностным лицом органа местного самоуправления Ясенковского сельского поселения – главой Ясенковского сельского поселения Сафоновым В.А. вышеуказанных требований подтверждается: протестом прокурора Бобровского района Воронежской области на решение Совета народных депутатов Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 50 от 28.12.2010 (л.д. 15,16); требованием прокурора Бобровского района Воронежской области об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов от 31.01.2011 г. (л.д. 17-19) и актом проведения проверки соблюдения законодательства об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов от 18.03.2011 г. (л.д. 14),
Данный факт подтверждается и объяснением главы Ясенковского сельского поселения Сафоновым В.А. от 11.03.2011 г., согласно которому антикоррупционная экспертиза в сельской администрации не проводится в связи с большим объемом работы (л.д. 12).
Неисполнение должностным лицом Ясенковского сельского поселения требований законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов может привести к принятию муниципальных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, чем могут быть нарушены права муниципального образования Ясенковского сельского поселения и неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая изложенное, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 33336 Налогового кодекса РФ заявитель подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области.
Признать бездействие должностных лиц органов местного самоуправления Ясенковского сельского поселения незаконным.
Обязать должностных лиц администрации Ясенковского сельского поселения осуществлять антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов, принимаемых органами местного самоуправления Ясенковского сельского поселения.
Копию данного решения суда в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направить администрации Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, обязав в течение месяца со дня получения решения суда сообщить о его исполнении в суд и прокурору Бобровского района Воронежской области.
Обязать администрацию Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области довести сообщение о данном решении суда до сведения населения Ясенковского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области путем размещения информации в общедоступных для жителей местах.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд.
Председательствующий А.П.Попов