Дело № 2-242/2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров 07 апреля 2011 г.
Бобровский районный суд Воронежской области
в составе: председательствующего Васильевой Т.Б.,
при секретаре Башариной Л.Н.,
с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Катцына А.А.,
заинтересованных лиц: главы Октябрьского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Богдановой Л.Ф.,
специалиста администрации Октябрьского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Сувориной Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Октябрьское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области, об оспаривании бездействий должностного лица и муниципального служащего органов местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бобровского района Воронежской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Октябрьское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностных лиц органов местного самоуправления Октябрьского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (далее Октябрьское сельское поселение) (л.д. 5-6).
Определением Бобровского районного суда Воронежской области от 01.04.2011 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава Октябрьского сельского поселения Богданова Л.Ф., специалист администрации Октябрьского сельского поселения Суворина Е.В. (л.д. 2-3).
Согласно заявлению в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства об антикоррупционной экспертизе принимаемых ими муниципальных правовых актов и их проектов, установлено, что в нарушение требований законодательства, в частности, ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции», ФЗ № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Закона Воронежской области № 43-ОЗ от 12.05.2009 г. «О профилактике коррупции в Воронежской области», а также постановления администрации Октябрьского сельского поселения № 32 от 06.09.2010 г. «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов», должностные лица органов местного самоуправления Октябрьского сельского поселения фактически не работают на данном направлении. Так, прокуратурой района в 1 квартале 2011 г. было внесено 2 требования об изменении нормативных актов, принесено 4 протеста на нормативные акты органов местного самоуправления Октябрьского сельского поселения в целях устранения выявленных в них коррупциогенных факторов. При этом специалистом администрации Октябрьского сельского поселения, ответственным за проведение антикоррупционной экспертизы, коррупциогенных факторов в принятых нормативных актах не выявлено, заключения по ним отсутствуют, журнал учета заключений не ведется. В результате невыполнения требований законодательства по проведению антикоррупционной экспертизы и, как следствие этого, принятия нормативных актов, содержащих коррупциогенные факторы, нарушаются права муниципального образования Октябрьское сельское поселение и неопределенного круга лиц. Просит суд признать незаконным бездействие должностных лиц органов местного самоуправления Октябрьского сельского поселения и обязать должностных лиц администрации Октябрьского сельского поселения осуществлять антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления Октябрьского сельского поселения, и их проектов (л.д. 5-6).
Помощник прокурора Бобровского района Воронежской области в судебном заседании уточнил заявленные требования: просит суд признать незаконным бездействие должностного лица - главы Октябрьского сельского поселения Богдановой Л.Ф. и муниципального служащего - специалиста администрации Октябрьского сельского поселения Сувориной Е.В., обязать муниципального служащего специалиста администрации Октябрьского сельского поселения Суворину Е.В. постоянно осуществлять антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления Октябрьского сельского поселения, и их проектов, а также обязать главу Октябрьского сельского поселения Богданову Л.Ф. постоянно осуществлять контроль за указанным направлением антикоррупционной деятельности.
Заинтересованное лицо глава Октябрьского сельского поселения, возглавляющая в соответствии с Уставом Октябрьского сельского поселения администрацию Октябрьского сельского поселения (л.д. 11,19), Богданова Л.Ф. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, возражений против их удовлетворения не имеет.
Заинтересованное лицо специалист администрации Октябрьского сельского поселения Суворина Е.В. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, возражений против их удовлетворения не имеет.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно ст. 2 ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов является одним из основных принципов её организации.
Согласно ст. 3 указанного ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами, в том числе, соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
В соответствии со ст. 4 Закона Воронежской области от 12.05.2009 № 43-ОЗ «О профилактике коррупции в Воронежской области» органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении о результатах проведения антикоррупционной экспертизы.
Постановлением администрации Октябрьского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 32 от 06.09.2010 г. утвержден «Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов» (далее Порядок), проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов возложено на специалиста администрации Октябрьского сельского поселения Суворину Е.В., контроль за исполнением настоящего постановления осуществляет глава Октябрьского сельского поселения Богданова Л.Ф. (л.д. 22-23).
Согласно п. 1.3. Порядка назначенное должностное лицо осуществляет полное и своевременное проведение антикоррупционной экспертизы, также является ответственным за ведение в органе местного самоуправления журнала учета заключений на муниципальные акты и их проекты, поступившие на антикоррупционную экспертизу, в котором отражаются сведения о коррупциогенных факторах в поступивших на экспертизу актах, сроке проведения и результатах экспертизы (л.д. 24-27).
Факт невыполнения должностным лицом и муниципальным служащим Октябрьского сельского поселения – главой Октябрьского сельского поселения Богдановой Л.Ф. и специалистом администрации Октябрьского сельского поселения Сувориной Е.В. указанных выше требований законов и нормативных правовых актов Октябрьского сельского поселения в части проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов подтверждается:
- требованием прокурора Бобровского района Воронежской области об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов от 31.01.2011 г. № 02-04-2011 в отношении распоряжения администрации Октябрьского сельского поселения № 26 от 09.12.2010 г. «О перечне должностей» в связи с выявлением коррупциогенного фактора в указанном нормативном акте (л.д. 28-30);
- протестом прокурора Бобровского района Воронежской области на постановление администрации Октябрьского сельского поселения № 9 от 21.02.2011 г. «Об утверждении нормативов потребления твердого топлива» от 09.03.2011 г. № 02-01-2011 в связи с выявлением коррупциогенного фактора в указанном нормативном акте (л.д. 31-32);
- актом проведения проверки соблюдения законодательства об антикоррупционной экспертизе муниципальных нормативных правовых актов и их проектов от ..., согласно которому установлено, что положения постановления администрации Октябрьского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 32 от 06.09.2010 г. «Об утверждении «Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов» являются декларативными, фактически работа на данном направлении не осуществляется, в частности, специалистом администрации Октябрьского сельского поселения Сувориной Е.В., ответственной за проведение антикоррупционной экспертизы, коррупциогенных факторов в издаваемых нормативных актах не выявлено, заключения на изученные нормативные акты отсутствуют, журнал учета заключений не ведется (л.д. 10);
- объяснением главы Октябрьского сельского поселения Богдановой Л.Ф. от ..., согласно которому антикоррупционная экспертиза в администрации поселения не проводится в связи с огромным объемом работы (л.д.11).
Неисполнение должностным лицом и муниципальным служащим органов местного самоуправления Октябрьского сельского поселения требований законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов приводит к принятию муниципальных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, чем нарушаются права муниципального образования Октябрьское сельское поселение и неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования: признать бездействия должностного лица - главы Октябрьского сельского поселения Богдановой Л.Ф. и муниципального служащего - специалиста администрации Октябрьского сельского поселения Сувориной Е.В. незаконными и обязать муниципального служащего специалиста администрации Октябрьского сельского поселения Суворину Е.В. постоянно осуществлять антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления Октябрьского сельского поселения, и их проектов, а также обязать главу Октябрьского сельского поселения Богданову Е.В. постоянно осуществлять контроль за указанным направлением антикоррупционной деятельности.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованные лица подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины: администрация Октябрьского сельского поселения как орган местного самоуправления, глава Октябрьского сельского поселения Богданова Л.Ф. и специалист администрации Октябрьского сельского поселения Суворина Е.В. как должностное лицо и муниципальный служащий, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в органе местного самоуправления.
Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Октябрьское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области.
Признать незаконными бездействия должностного лица - главы Октябрьского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Богдановой Л.Ф. и муниципального служащего специалиста администрации Октябрьского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Сувориной Е.В..
Обязать муниципального служащего специалиста администрации Октябрьского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Суворину Е.В. постоянно осуществлять антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления Октябрьского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, и их проектов, а также обязать главу Октябрьского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Богданову Л.Ф. постоянно осуществлять контроль за указанным направлением антикоррупционной деятельности.
Копию данного решения суда для устранения допущенного нарушения закона в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направить главе Октябрьского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Богдановой Л.Ф., обязав её не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда сообщить о его исполнении в суд и прокурору Бобровского района Воронежской области.
Обязать главу Октябрьского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области Богданову Л.Ф. сообщение о данном решении суда довести до сведения населения Октябрьского сельского поселения Бобровского района Воронежской области путем размещения информации в общедоступных для жителей местах.
С мотивированным решением участники процесса вправе ознакомиться 11.04.2011 г.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд.
Председательствующий Т.Б. Васильева.