решение от 17.08.2012 о включении периода служба в ВС в специальный стаж для досрочного назначения пенсии



Дело № 2-369/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров

Воронежская область 17 августа 2012 г.

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Майорова Д.А.,

при секретаре Петриевой Г.И.,

с участием истца Кривых А.П.,

представителя ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ по Бобровскому району Воронежской области по доверенности № 1 от 11.01.2012г. - Дегтярева Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кривых А.П. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Бобровскому району Воронежской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Кривых А.П. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Бобровскому району Воронежской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Определением от 17.08.2012г. исковое заявление принято к производству (л.д. 1).

Согласно исковому заявлению, 01.06.2012 г. Кривых А.П. обратился в Управление пенсионного фонда по Бобровскому району Воронежской области с заявлением о назначении ему досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, так как к этому времени стаж его педагогической работы составил 25 лет. Считает, что указанное обстоятельство в соответствии с п/п 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» даёт ему право на получение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью. Ответчик отказал Кривых А.П. в назначении пенсии, исключив из стажа работы период с 23.10.1982 г. по 10.11.1984 г. - прохождение военной службы по призыву. Кривых А.П. не согласен с этим по следующим основаниям. В период с 23.10.1982 г. по 10.11.1984 г. он проходил службу в армии. В указанный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Согласно п/п Г п. 1 Положения в спецстаж засчитываются периоды прохождения воинской службы в армии. В силу п. 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную трудовую пенсию законодательство изменилось, что поставило меня в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать моего законно возникшего права. Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями - и будет реализовано. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Верховный суд РФ в Определении от 28.01.2011 г. № 44-В10-11 указывает, что если на момент обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, было выработано на менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, то период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Считает, что в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, как правовом и социальном государстве спорный период подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кривых А.П. считает, что период прохождения службы в армии должен быть включён в его спецстаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Исключая этот период работы из его специального стажа, ответчик ссылается на отсутствие на 01.10.1993 г. 16 лет 8 месяцев педагогической деятельности в учреждениях, указанных в списке. Однако это условие соблюдено с учётом включения в специальный стаж - спорного периода с 23.10.1982 г. по 10.11.1984 г. - служба в армии. Учитывая изложенное, считает, что оснований для исключения из моего 1 специального стажа спорного периода нет. С учётом включения спорного периода работы, на момент обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение у Кривых А.П. имеется стаж необходимый для назначения пенсии досрочно (25 лет). Учитывая то, что Кривых А.П. обратился в установленном законом порядке в Пенсионный фонд РФ и представил все необходимые для назначения пенсии документы, считает, что ему должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости. Просит суд вынести решение о включении в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью спорного периода, а именно: с 23.10.1982 г. по 10.11.1984 г., назначении и выплате ему пенсии с момента обращения в Управление пенсионного фонда, то есть с 01.06.2012 г.

В судебном заседании Кривых А.П. поддержал свой иск, просит его удовлетворить.

Представитель ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району с иском не согласен, пояснил, что в соответствии с Решением ГУ-УПФ РФ по Бобровском) району от 29.06.2012 г. № 77 Кривых А.П. отказало в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173- ФЗ (в редакции ФЗ РФ от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ) из - за отсутствия 25 лет педагогической деятельности. Были рассмотрены 2 варианта зачета периодов работы в специальный стаж: по Постановлению Правительства РФ от 17.12.2001 г. № 781 и по Постановлению Конституционного суда 2-П от 29.01.2004 г., согласно которых не подлежат зачет следующие периоды работы: в соответствии с «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516. следующие периоды: - с 23.10.1982 г. по 10.11.1984 г.- прохождение военной Службы по призыву; - с 25.03.1985 г. по 30.03.1985 г.; с 05.06.1985 г. по 24.06.1985 г.; с 02.01.1986 г. по 12.01.1986 г.; с 24.03.1986 г. по 01.04.1986 г.; с 09.06.1986 г. по 28.06.1986 г.; с 23.03.1981 г. по 31.03.1987 г.; с 08.06.1987 г. по 07.07.1987 г.; с 02.01.1988 г. по 11.01.1988 г.; с 24.03.1988 г. по 02.04.1988 г.; с 06.06.1988 г. по 05.07.1988 г.; с 07.12.1992 г. по 16.12.1992 г.; с 21.12.1992 г. по 26.12.1992 г.; с 10.01.2005 г. по 04.02.2005 г.; с 15.10.2007 г. по 27.10.2007 г.; с 01.12.2008 г. по 10.12.2008 г.; с 10.10.2011 г. по 14.10.2011 г. - ученические отпуска, так как вышеуказанные периоды не предусмотрены данными Правилами. Специальный стаж на 01.06.2012 г. по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 составляет 23 года 11 месяцев 16 дней, что является недостаточным для досрочного назначения трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, так как требуется 25 лет. По второму варианту назначения досрочной трудовой пенсии по постановлению Конституционного Суда 2-П от 29.01.2004 г. специальный стаж на 01.06.2012 г. также составляет 23 года 11 месяцев 16 дней, что является недостаточным для досрочного назначения трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Из специального стажа в соответствии с Разъяснением «О порядке применения Списков производств, работ, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда и на пенсию за пенсию за выслугу лет» № 5 от 22.05.1996 г. исключены выше указанные периоды ученических отпусков и период службы в СА по призыву. С учетом Определения Конституционного Суда РФ от 20.11.2008 г. № 868-О-О и от 25.12.2008 г. № 868-О-О при рассмотрении данного варианта исчисления специальною стажа, к периодам работы до октября 1993 г. может быть применен Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. В Положении от 17.12.1959 г. среди приравненных периодов к работе предусмотрена служба в Вооруженных Силах СССР, однако в настоящее время данный период может быть учтен в выслугу лет при условии, если не менее 2/3 требуемого стажа приходится на работу, предусмотренную перечнем, по состоянию на 01.10.1993 г. (16 лет 8 мес.) Так как на указанную дату отсутствует 16 лет 8 месяцев стажа педагогической деятельности, считают, что Кривых А.П. не приобрел право включение периода службы в СА в специальный стаж в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 при назначении досрочной трудовой пенсии по стрости в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.04.2009 г. № 213-Ф3) как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Просит суд отказать истцу в удовлетворении иска.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно трудовой книжке Кривых А.П. серии АТ-III номер 4912024 18.10.1982 г. он освобожден от занимаемой должности в связи с призывом на службу в ряды Советской Армии (л.д. 9-13).

Согласно справке Бобровского районного военного комиссариата Воронежской области от 25.11.1985 г. № 4 Кривых А.П. проходил службу в Советской Армии с 23.10.1982 г. по 10.10.1984 г. (л.д. 8).

Решением комиссии по вопросам назначения и выплаты пенсий ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району № 77 от 29.06.2012 г Кривых А.П. отказало в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей по п/п 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173- ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ) из - за отсутствия 25 лет педагогической деятельности (л.д. 16).

В соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (в редакции ФЗ от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, которое действовало на период службы в армии Кривых А.П. с 23.10.1982 г. по 10.10.1984 г.

В силу п. 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18-19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции, изложенной Верховным судом РФ в Определении от 28.01.2011г. № 44-В10-11 со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П, Постановление от 24.05.2001 г. N 8-П и Определение от 05.11.2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Учитывая, что на момент обращения Кривых А.П. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный страж работы, с учетом которого может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

С учетом изложенного, суд считает, что решение ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району № 77 от 29.06.2012 г. об отказе Кривых А.П. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173- ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ) из - за отсутствия 25 лет педагогической деятельности является незаконным. Также суд считает необходимым обязать ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району засчитать период прохождения военной службы по призыву Кривых А.П. с 23.10.1982 г. по 10.10.1984 г. в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения – 01.06.2012 г., поскольку на эту дату стаж педагогической деятельности истца составлял более 25 лет.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кривых А.П. удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Бобровскому району Воронежской области засчитать Кривых А.П., <дата> г.р., период прохождения военной службы по призыву с 23.10.1982 г. по 10.10.1984 г. в ка­лендарном порядке в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения – 01.06.2012 г.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 20.08.2012 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Бобровский районный суд Воронежской области.

Председательствующий судья Д.А. Майоров