Дело № 2-876/2011 Решение об обязании администрацию муниципального района за счет средств бюджета РБ обеспечить истца жилым помещением по договору социального найма вне очереди



№2-876\2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Благовещенск РБ           19 декабря 2011 года

Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Денисовой Е.Г., при секретаре Посохиной О.Г., с участием представителя истца помощника прокурора Галимова Р.Р., Фиргалеевой А.О., представителя ответчика Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Исламовой А.М. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора, в интересах Фиргалеевой А.О., к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения

У С Т А Н О В И Л :

Благовещенский межрайонный прокурор в интересах Фиргалеевой А.О. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчиков обеспечить Фиргалееву А.О., ДД.ММ.ГГГГг.р. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Благовещенский район РБ, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья по договору социального найма в размере не менее 12 кв.м., но не более 33 кв.м..

В обоснование исковых требований истец указал, что Благовещенской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами опеки и попечительства администрации муниципального района Благовещенский район законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что Фиргалеева А.О. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленного жилого помещения. Постановлением администрации МР Благовещенский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ Фиргалеева А.О. признана малоимущей и постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Фиргалеева А.О. включена в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещении по договору социального найма вне очереди. Фиргалеева А.О. имеет право на социальную поддержку, предусмотренную законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в связи с чем, истец просил обязать Администрацию муниципального района Благовещенский район РБ и Правительство РБ обеспечить Фиргалееву А.О. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Благовещенский район РБ.

В ходе предварительного судебного заседания истец уточнил исковые требования, просил обязать администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан за счет средств бюджета Республики Башкортостан обеспечить Фиргалееву А.О., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья по договору социального найма в размере не менее 12 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров. При этом из числа ответчиков исключено Правительство Республики Башкортостан и привлечено в качестве третьего лица. ( л.д.42).

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям. При этом пояснил, что в соответствии с действующим законодательством дети-сироты должны обеспечиваться жильем органами местного самоуправления. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, поскольку, именно, администрация МР подает заявки в Министерство образования РБ на выделение средств из бюджета РБ, и предоставляет за счет средств, выделяемых из бюджета РБ, жилые помещения детям-сиротам. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. на органы местного самоуправления возложены соответствующие полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам. Министерство образования РБ ответственно лишь за распределениебюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным района и городским округам для детей-сирот.

Фиргалеева А.О. иск поддержала, пояснила, что своего жилья она не имеет, сирота, окончила учебное заведение; является лицом, имеющим право на внеочередное предоставление жилья; обращалась в Администрацию города о предоставления ей жилья, но до настоящего времени жилое помещение ей не выделено.

Представитель ответчика Администрации Муниципального района Благовещенский район РБ, не согласившись с исковыми требованиями, суду пояснила, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениям не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представители третьих лиц Правительство Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, возражений по существу исковых требований не представили.

Третье лицо - Министерство экономического развития Республики Башкортостан на судебное заседание не явился. Из отзыва на исковое заявление следует, что республиканской адресной инвестиционной программой на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено выделение бюджетных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в объеме <данные изъяты> рублей. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007г. №200 “Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей« Министерство образования РБ определено ответственным за распределение бюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным района и городским округам на основании списка детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений Администрациями муниципальных районов и городских округов РБ ( л.д.23).

В силу ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть иск в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 1,3 ст. 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г. государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Согласно п.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона используются понятия: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении, в связи с завершением обучения.

Согласно ст. 5 данного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно ч.2 п.1 ст. 8 данного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:

(в ред. Постановления Правительства РБ от 21.01.2011 N 7)

33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;

42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;

18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

2. Установить, что:

финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения;

перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

(в ред. Постановлений Правительства РБ от 09.11.2009 № 415, от 21.01.2011 №7)

3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.

Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

В силу п.8 указанного Постановления, ответственность за своевременное представление заявок на выделение лимитов капитальных вложений и средств на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот, а также за достоверность содержащихся в них данных, документов, подтверждающих стоимость предоставляемых детям-сиротам жилых помещений, сведений об использовании выделенных средств несут администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, сторонами не оспаривается, что Кузьмина А.О. заключила брак с С.Р. После заключения брака жене присвоена фамилия Фиргалеева ( л.д.16). Фиргалеева А.О. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( л.д.8). До совершеннолетия находилась под попечительством К.Д. ( л.д.14). ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина (Фиргалеева) А.О. окончила <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством (л.д. 10). На дату постановки Фиргалеевой А.О. на учет ей не исполнилось <данные изъяты> лет ( л.д.13). До настоящего времени она жильем не обеспечена.

Согласно Постановления администрации муниципального района Благовещенский район РБ № 125 от ДД.ММ.ГГГГ, Фиргалеева А.О. признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( л.д.9,10).

Как следует из справки Благовещенского городского филиала ГУП БТИ, Фиргалеева А.О. по материалам филиала собственником объектов недвижимости не зарегистрирована ( л.д.13).

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись об имеющемся недвижимом имуществе у Фиргалеевой А.О.. (л.д.15).

Сторонами не оспаривается внеочередной порядок предоставления жилья данной категории граждан, предусмотренный ст. 57 ЖК РФ, а также то обстоятельство, что Фиргалеевой А.О. в целях защиты прав истца, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончившей учебное заведение и не имеющей закрепленного жилого помещения, до настоящего времени жилье не предоставлено, следовательно, иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с приведенным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Постановления Правительства РБ от 09.11.2009 N 415), обязанность по предоставлению жилых помещений названным лицам возлагается на Администрацию муниципального района РБ за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Довод представителя ответчика об отсутствии у Администрации муниципального района РБ обязанности предоставить жилье истцу, не основан на законе, поскольку предоставление жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", о чем указано выше.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан за счет средств бюджета Республики Башкортостан обеспечить Фиргалееву А.О., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья по договору социального найма в размере не менее 12 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение 10 дней через Благовещенский районный суд РБ.

Судья:                                                                                Е.Г. Денисова

Решение не вступило в законную силу.а