№2-16/2-12 решение по иску пр-ра в инт. Кузьмина Д.А. к Администрации о предоставлении жилого помещения



№2-16\2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Благовещенск РБ           3 февраля 2012 года

Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Денисовой Е.Г., при секретаре Посохиной О.Г., с участием представителя истца помощника прокурора Галимова Р.Р., Кузьмина Д.М., представителя ответчика Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Исламовой А.М. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), представителя Отдела опеки и попечительства администрации муниципального района Благовещенский район РБ Максимовой С.Ю. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора, в интересах Кузьмина Д.М. к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Благовещенский межрайонный прокурор в интересах Кузьмина Д.М. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчиков обеспечить Кузьмина Д.М., ДД.ММ.ГГГГг.р. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Благовещенский район РБ, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья по договору социального найма в размере не менее 12 кв.м., но не более 33 кв.м..

В обоснование исковых требований истец указал, что Благовещенской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами опеки и попечительства администрации муниципального района Благовещенский район законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что Кузьмин Д.М. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленного жилого помещения. Согласно справке администрации муниципального района Благовещенский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин Д.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. До ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин Д.М. обучался в », аттестат от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время проживает с бабушкой по адресу: <адрес>. Администрацией муниципального района <адрес> РБ Кузьмин Д.М. включен в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещении по договору социального найма вне очереди. Кузьмин Д.М. имеет право на социальную поддержку, предусмотренную законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в связи с чем, истец просил обязать Администрацию муниципального района Благовещенский район РБ и Правительство РБ обеспечить Кузьмина Д.М. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Благовещенский район РБ.

В ходе предварительного судебного заседания истец уточнил исковые требования, просил обязать администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан за счет средств бюджета Республики Башкортостан обеспечить Кузьмина Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья по договору социального найма в размере не менее 12 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров. При этом из числа ответчиков исключено Правительство Республики Башкортостан и привлечено в качестве третьего лица. ( л.д.42).

11 января 2012г. истец уточнил исковые требования, просил обязать администрацию муниципального района Благовещенский район РБ за счет средств бюджета Республики Башкортостан обеспечить Кузьмина Д.М. ДД.ММ.ГГГГг.р. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Благовещенский район РБ общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья не менее 14 кв.м..(л.д.66).

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям. При этом пояснил, что в соответствии с действующим законодательством дети-сироты должны обеспечиваться жильем органами местного самоуправления. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, поскольку, именно, администрация МР подает заявки в Министерство образования РБ на выделение средств из бюджета РБ, и предоставляет за счет средств, выделяемых из бюджета РБ, жилые помещения детям-сиротам. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. на органы местного самоуправления возложены соответствующие полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам. Министерство образования РБ ответственно лишь за распределениебюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным района и городским округам для детей-сирот. При предоставлении жилья необходимо учитывать мнение Кузьмина Д.М. Предложение квартиры ответчиком не является доказательством ее предоставления. Администрация свои обязанности по предоставлению жилья не исполнила, поскольку отсутствует ордер на жилое помещение.

Кузьмин Д.М. иск поддержал, пояснил, что своего жилья он не имеет. Он сирота, окончил учебное заведение; является лицом, имеющим право на внеочередное предоставление жилья; стоит в списке очередников детей-сирот, обращался в Администрацию города о предоставления жилья. Ему выделил денежные средства, однако до настоящего времени квартира ему не предоставлена.

Представитель ответчика Администрации Муниципального района Благовещенский район РБ, не согласившись с исковыми требованиями, суду пояснила, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениям не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На приобретение жилья Кузьмину Д.М. выделили <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб.. Кузьмину Д.М. предложили квартиру в с. И.Поляна, с. Н.Надеждино, то есть на территории муниципального района, в соответствии с законодательством, но он отказался.

Представители третьих лиц Правительство Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, возражений по существу исковых требований не представили.

Третье лицо - Министерство экономического развития Республики Башкортостан на судебное заседание не явился. Из отзыва на исковое заявление следует, что республиканской адресной инвестиционной программой на 2011г. предусмотрено выделение бюджетных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в объеме 280 млн. рублей. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007г. №200 “Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей« Министерство образования РБ определено ответственным за распределение бюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным района и городским округам на основании списка детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений Администрациями муниципальных районов и городских округов РБ. Законом РБ от 31 октября 2011г. №451-з «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ» предусмотрено наделение органом местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями РБ по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Исполнение муниципальными образованиями передаваемых расходных обязательств осуществляется за счет субвенций из бюджета РБ ( л.д.78).

В силу ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие извещенных, но не явившихся лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 1,3 ст. 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г. государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Согласно п.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона используются понятия: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении, в связи с завершением обучения.

Согласно ст. 5 данного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно ч.2 п.1 ст. 8 данного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.(п. 1 в ред. от 02.12.2011 N 441)

2. Установить, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья. (в ред. Постановлений Правительства РБ от 09.11.2009 №415, от 21.01.2011 №7)

3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.

Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

В силу п.8 указанного Постановления, ответственность за своевременное представление заявок на выделение лимитов капитальных вложений и средств на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот, а также за достоверность содержащихся в них данных, документов, подтверждающих стоимость предоставляемых детям-сиротам жилых помещений, сведений об использовании выделенных средств несут администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Согласно Закона Республики Башкортостан №451-з « О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ», с 01.01.2012г. государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления РБ.

Постановлением администрации муниципального района Благовещенский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма предоставления площади помещения по договору социального найма в размере 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека (л.д.67).

Судом установлено, материалами дела подтверждено, сторонами не оспаривается, что Кузьмин Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основание для предоставления жилого помещения возникло с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.8); до совершеннолетия находился под опекой Р-ой ( л.д.14). ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин Д.М. окончил муниципальное образовательное учреждение Центр образования г.Благовещенск РБ, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании (л.д. 15). На дату постановки Кузьмина Д.М. на учет, на ДД.ММ.ГГГГ, ему не исполнилось 23 лет ( л.д.10). До настоящего времени он жильем не обеспечен.

Согласно справки Благовещенского городского филиала ГУП БТИ РБ Кузьмин Д.М. собственником объектов недвижимости на территории Благовещенского района и г.Благовещенск не установлен( л.д.11).

Согласно Постановления администрации муниципального района Благовещенский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ, Кузьмин Д.М. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( л.д.9,11).

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись об имеющемся недвижимом имуществе у Кузьмина Д.М.. (л.д.12).

Сторонами не оспаривается внеочередной порядок предоставления жилья данной категории граждан, предусмотренный ст. 57 ЖК РФ, а также то обстоятельство, что Кузьмину Д.М., в целях защиты прав истца, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончившего учебное заведение и не имеющего закрепленного жилого помещения, до настоящего времени жилье не предоставлено

Довод представителя ответчика о выделении денежных средств для Кузьмина Д.М. не подтвержден. Решение о предоставлении жилого помещения Кузьмину Д.М. по договору социального найма ответчиком не выносилось.

При таких обстоятельствах суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан за счет средств бюджета Республики Башкортостан обеспечить Кузьмина Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья не менее 14 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.

Судья:                                                                                Е.Г.Денисова Решение не вступило в законную силу.