№2-15\2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Благовещенск РБ 13 февраля 2012 года Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Денисовой Е.Г., при секретаре Посохиной О.Г., с участием представителя истца помощника прокурора Галимова Р.Р., Малик А.Г., представителя ответчика Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Исламовой А.М.(доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ), представителя Отдела опеки и попечительства администрации муниципального района Благовещенский район РБ Максимовой С.Ю. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора, в интересах Малик А.Г., к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Благовещенский межрайонный прокурор в интересах Малик А.Г. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчиков обеспечить Малик А.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Благовещенский район РБ, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья по договору социального найма в размере не менее 12 кв.м., но не более 33 кв.м.. В обоснование исковых требований истец указал, что Благовещенской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами опеки и попечительства администрации муниципального района Благовещенский район законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что Малик А.Г. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленного жилого помещения. Согласно справке администрации муниципального района Благовещенский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, Малик А.Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. До ДД.ММ.ГГГГ Малик А.Г. обучалась в <данные изъяты>», что подтверждается аттестатом о среднем (полном) общем образовании от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время проживает у подруги по адресу: <адрес>, собственного жилья не имеет. Администрацией муниципального района Благовещенский район РБ Малик А.Г. включена в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещении по договору социального найма вне очереди. Малик А.Г. имеет право на социальную поддержку, предусмотренную законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в связи с чем, истец просил обязать Администрацию муниципального района Благовещенский район РБ и Правительство РБ обеспечить Малик А.Г. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Благовещенский район РБ. В ходе предварительного судебного заседания истец уточнил исковые требования, просил обязать администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан за счет средств бюджета Республики Башкортостан обеспечить Малик А.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья по договору социального найма в размере не менее 12 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров. При этом из числа ответчиков исключено Правительство Республики Башкортостан и привлечено в качестве третьего лица. ( л.д.42). 11 января 2012г. истец уточнил исковые требования, просил обязать администрацию муниципального района Благовещенский район РБ за счет средств бюджета Республики Башкортостан обеспечить Малик А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Благовещенский район РБ общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья не менее 14 кв.м..(л.д.67). В судебном заседании истец исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям. При этом пояснил, что в соответствии с действующим законодательством дети-сироты должны обеспечиваться жильем органами местного самоуправления. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, поскольку, именно, администрация МР подает заявки в Министерство образования РБ на выделение средств из бюджета РБ, и предоставляет за счет средств, выделяемых из бюджета РБ, жилые помещения детям-сиротам. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. на органы местного самоуправления возложены соответствующие полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам. Министерство образования РБ ответственно лишь за распределениебюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным района и городским округам для детей-сирот. Считает, что ответчик не исполняет свои обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам, поскольку незамедлительно после возникновения у Малик А.Г. права на внеочередное предоставление жилья, не выделил ей квартиру, в силу ч.2 ст.57 ЖК РФ. Просит удовлетворить исковые требования. Малик А.Г. иск поддержала, суду пояснила, что своего жилья она не имеет, проживает у подруги И-ой Он сирота, жила в детском доме. Во время учебы в лицее жила в общежитии. Она является лицом, имеющим право на внеочередное предоставление жилья; стоит в списке очередников детей-сирот, обращалась в Администрацию города о предоставления жилья. Жилой дом в с. Уд.Дуваней, ранее закрепленный за ней, признан непригодным для жилья. Представитель ответчика Администрации Муниципального района Благовещенский район РБ, не согласившись с исковыми требованиями, суду пояснила, что в соответствии с действующим законодательством, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениям не ниже установленных социальных норм, может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Порядок предоставления жилья данной категории детей-сирот предусмотрен Постановлением Правительства РБ № 200 от 20.07.2007г., согласно которого администрация МР обязана предоставлять Списки детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилье и Заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения детей-сирот жильем ежегодно до 01 апреля. Постановлением администрации от 2003г. за Малик А.Г. было закреплено жилье, но затем данное постановление было отменно, так как закрепленное жилье было признано непригодным. Поэтому право на внеочередное предоставление жилья у Малик А.Г. возникло только с ДД.ММ.ГГГГ, после постановки ее на учет нуждающихся в жилье. Администрация МР своевременно включила Малик А.Г. в Списки детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилье и направила Заявку на выделение бюджетных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей до ДД.ММ.ГГГГ. Других средств для приобретения жилья Малик А.Г. у администрации не имеется. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель Отдела опеки и попечительства администрации муниципального района Благовещенский район РБ Максимова С.Ю. по иску возражала, пояснив, что права Малик не нарушены. Ежегодно до 01 апреля администрация направляет Списки детей - сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилье и Заявки на выделение денежных средств для приобретения жилья. У Малик А.Г. право на получение жилья возникло с 10 мая 2011 года, поэтому в Заявку на 2011 год она не была включена, поскольку Министерство образования принимает у них Заявку только один раз в год, до 1 апреля. Представители третьих лиц Правительства Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, Министерства образования Республики Башкортостан, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, возражений по существу исковых требований не представили. Третье лицо - Министерство экономического развития Республики Башкортостан на судебное заседание не явился. Из отзыва на исковое заявление следует, что республиканской адресной инвестиционной программой на 2011г. предусмотрено выделение бюджетных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в объеме 280 млн. рублей. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007г. №200 “Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство образования РБ определено ответственным за распределение бюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным района и городским округам на основании списка детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений Администрациями муниципальных районов и городских округов РБ. Законом РБ от 31 октября 2011г. №451-з «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ» предусмотрено наделение органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями РБ по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Исполнение муниципальными образованиями передаваемых расходных обязательств осуществляется за счет субвенций из бюджета РБ. Просит рассмотреть дело без их участия ( л.д.92). В силу ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие извещенных, но не явившихся лиц. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.п. 1,3 ст. 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г. государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. Согласно п.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона используются понятия: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении, в связи с завершением обучения. Согласно ст. 5 данного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Согласно ч.2 п.1 ст. 8 данного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительство Республики Башкортостан постановляет: 1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.(п. 1 в ред. от 02.12.2011 N 441) 2. Установить, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья. (в ред. Постановлений Правительства РБ от 09.11.2009 №415, от 21.01.2011 №7) 3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам. Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан. 4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. 5. Министерству образования Республики Башкортостан: сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля; ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот; 6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан: списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений; заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению №1 к настоящему Постановлению; В силу п.8 указанного Постановления, ответственность за своевременное представление заявок на выделение лимитов капитальных вложений и средств на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот, а также за достоверность содержащихся в них данных, документов, подтверждающих стоимость предоставляемых детям-сиротам жилых помещений, сведений об использовании выделенных средств несут администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Согласно Закона Республики Башкортостан №451-з « О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ», с 01.01.2012г. государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления РБ. Постановлением администрации муниципального района Благовещенский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма предоставления площади помещения по договору социального найма в размере 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека (л.д.68). Судом установлено, материалами дела подтверждено, сторонами не оспаривается, что Малик А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; основание для предоставления жилого помещения возникло у нее с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.8). Решением Благовещенского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ М-к. лишена родительских прав в отношении Малик А.Г. ДД.ММ.ГГГГг.р. ( л.д.16). ДД.ММ.ГГГГ Малик А.Г. окончила <данные изъяты>, что подтверждается Дипломом о начальном профессиональном образовании (л.д. 10). На дату постановки Малик А.Г. на учет, на ДД.ММ.ГГГГ, ей не исполнилось 23 лет ( л.д.14). До настоящего времени она жильем не обеспечена. Согласно справки Благовещенского городского филиала ГУП БТИ РБ Малик А.Г. собственником объектов недвижимости на территории Благовещенского района и г.Благовещенск не установлена ( л.д.15). Согласно Постановления администрации муниципального района Благовещенский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, Малик А.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( л.д.9). Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись об имеющемся недвижимом имуществе у Малик А.Г.. (л.д.13). Постановлением Администрации Удельно-Дуванейский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Малик А.Г. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> ( л.д.18). Постановлением Администрации сельского поселения Уд.Дуванейский сельсовет муниципального района Благовещенский район № от ДД.ММ.ГГГГ Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу, в связи с непригодностью жилого помещения ( л.д.12). Согласно письма и.о. министра образования РБ А-ва№16-10/118 от 25.01.2012г., администрациям муниципальных районов и городских округов РБ необходимо предоставить Список детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилье, до 05 февраля 2012 года. (л.д.118) Судом установлено, поскольку у Малик А.Г. возникло право на внеочередное предоставление жилья с 10 мая 2011г., Администрация МР Благовещенский район РБ, своевременно, до ДД.ММ.ГГГГ, включила Малик А.Г. в Список детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилье, и направила на 2012 год Заявку от ДД.ММ.ГГГГ на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений ( в том числе, для Малик А.Г.) (л.д.119, 120). При таких обстоятельствах суд считает, что нарушений прав Малик А.Г. на внеочередное предоставление жилья, ответчик не допустил, поэтому иск не подлежит удовлетворению. Доводы истца о том, что ответчик, в силу ч.2 ст.57 ЖК РФ, обязан незамедлительно после возникновения у Малик А.Г. права на внеочередное предоставление жилья выделить ей квартиру согласуются с действиями администрации по исполнению порядка предоставления жилья данной категории лиц, из числа детей сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилье, установленный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Благовещенского межрайонного прокурора, в интересах Малик А.Г. к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан. Судья: Е.Г. Денисова Решение не вступило в законную силу.а