11-16/2011г. Апелляц. решение о взыскании задол-ти по транспортному налогу



Дело № 11 –16 / 2011 г.

                                                       АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

                                                        Именем Российской Федерации

р.п. Благовещенка                                                                                                   ДД.ММ.ГГГГ

    Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Жежера В.П.,

при секретаре Краснопёровой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Севостьянова <данные изъяты> на решение мирового судьи судебного участка №1 Благовещенского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Алтайскому краю к Севостьянову <данные изъяты> о взыскании задолженности по транспортному налогу,

                                                                У С Т А Н О В И Л :

     Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Алтайскому краю обратилась в судебный участок № 1 Благовещенского района Алтайского края с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2009 год в размере 3800 рублей, указывая на то, что ответчик является владельцем транспортного средства <данные изъяты>. Ответчику за 2009 год было направлено налоговое уведомление с расчетом транспортного налога за 2009 год по указанному транспортному средству для его уплаты, а затем требование об уплате налога. Однако ответчик не исполнил полностью обязанность по уплате данного налога, недоимка составляет 3800 рублей.

     В судебном заседании представитель истца Шевченко М.Н. поддержала исковые требования.

     Ответчик Севостьянов В.А. исковые требования не признал.

     Решением мирового судьи судебного участка № 1 Благовещенского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования истца удовлетворены полностью. С Севостьянова В.А. в доход бюджета Алтайского края взыскана недоимка по транспортному налогу за 2009 года в размере 3800 рублей, а также взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.

     Не согласившись с данным решением, ответчик Севостьянов В.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, ссылаясь на то, что мировым судьей не были учтены многие факты. Сотрудники ГАИ допустили халатные действия по регистрации принадлежащего ему <данные изъяты>. Сотрудник ГАИ ФИО3 в судебном заседании подтвердил, что <данные изъяты> числится как легковые и прочие транспортные средства, категории <данные изъяты> Из ГАИ поступили противоречащие сведения.

     В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца – начальник МИФНС РФ

№ 8 по Алтайскому краю указывает на то, что решение мирового судьи является законным и отмене не подлежит, расчет транспортного налога был верно исчислен ответчику.

     В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Севостьянов В.А. поддержал доводы апелляционной жалобы. Просит оказать в удовлетворении исковых требований МИФНС №8 по Алтайскому краю, указывая на то, что принадлежащее ему транспортное средство <данные изъяты> относится к легковым и созданным на их базе транспортным средствам, категории <данные изъяты> В 2006-2008 г. он уплачивал на данный автомобиль транспортный налог по ставкам как за легковой автомобиль категории <данные изъяты> что также подтверждается сведениями в свидетельстве о регистрации транспортного средства и в паспорте транспортного средства. Автомобиль у него длиной до 5 метров, имеет 8 пассажирских мест. Он не имеет разрешенной категории <данные изъяты> Сведения, представленные ГИБДД, носят противоречивый характер, вводят в заблуждение налоговый орган и суд.

      Представитель истца Штанько Л.В., не соглашаясь с доводами ответчика, поддержала исковые требования, просила оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, ссылаясь на то, что налог на <данные изъяты> за 2006-2008г. был исчислен как на легковой автомобиль ошибочно.

      Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства суд находит, что решение мирового судьи подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п. п.2, 3 ч.1 ст. 362 ГПК РФ).

      Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно                            установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

      Согласно ч.7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

      В силу ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

      Статья 357 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

      Согласно п.1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       В соответствии со ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

       На основании ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

       Согласно п.2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

       Согласно п.16 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 г. N БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359;

- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.

      В соответствии с упомянутым выше ОКОФ к подразделу "Средства транспортные" относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, в том числе, подвижной состав автомобильного транспорта (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы).

      В составе указанного подраздела объектом классификации является каждый отдельный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему.

      Законом Алтайского края от 10.10.2002 №66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" ( в редакции Закона Алтайского края от 04.07.2008 №64-ЗС) на территории Алтайского края установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств - в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства и составляют: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10 рублей; автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 130 л.с. ( до 95,6 кВт) включительно – 50 рублей.

        Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30.06.1997 N 399/388/195 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1445" утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств.

В соответствии с п.2.2.3 Положения в строке 3 паспорта транспортного средства "Наименование (тип транспортного средства (ТС))" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности.

Из п.2.2.4 Положения следует, что в строке 4 "Категория транспортного средства (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 29.04.1974 г.

При этом к категории "В" отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, к категории "С" - автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.

      В указанной выше Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене, под термином "автомобиль" понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, то есть нерельсовые транспортные средства, соединенные с электрическим проводом; он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией.

Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Конвенции приведена в приложении 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005.

      В данной таблице выделена, в частности, категория "В" - автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, которой соответствуют категории транспортные средства по классификации КВТ ЕЭК ООН: "M1" – механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя; "M1С" - механические транспортные специального назначения (автодом); "N1" - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.

      Согласно ГОСТ Р52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 N 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей:

Категория M1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения (п. 3.1);

Категория N 1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п. 4.1).

     Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.

     Приказом МНС РФ от 11 июня 2004 г. N САЭ-3-09/363@ "О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств", в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств" установлено, что сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с п.4 ст. 85 и п. 4 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств", зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2002, N 4038, и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83-85 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178@.

При этом, Минфин России в письме от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17, а также в письме от 7 февраля 2008 г. N 03-05-04-04/01 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории "В" - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории "Автомобили легковые" исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.

      Из приведенных нормативных положений следует, что правомерность действий налогового органа по начислению транспортного налога обусловлена содержанием сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах, а также о лицах, на которых указанные транспортные средства зарегистрированы.

      Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

      Из материалов дела следует, что Севостьянов В.А. в 2009 году являлся собственником транспортного средства – <данные изъяты>, тип которого первоначально в паспорте транспортного средства <адрес> был определен как «автобус длиной от 5м до 8м» категория «D».

      Вместе с тем, в указанном паспорте и в свидетельстве о регистрации транспортного средства <адрес> имеются особые отметки о том, что транспортное средство относится к типу «Микроавтобус», категория «В».

      Транспортный налог за указанное транспортное средство исчислен Севостьянову В.А. Межрайонной ИФНС России №8 по Алтайскому краю за спорный период – 2009 год, как для автобуса в размере 4750 рублей по налоговой ставке 50 руб. за 1 лошадиную силу (л.д. 8 - 9) на основании данных о категории «D» и типе «автобус» вышеуказанного транспортного средства, представленных в МИФНС РФ №8 по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ ГИБДД ОВД по <адрес> ( л.д. 27).

      Севостьянов В.А. применил ставку транспортного налога, установленную для транспортных средств - легковых автомобилей- категория «В», из расчета 10 рублей с каждой лошадиной силы и оплатил налог за спорный период в размере 950 рублей ( л.д. 19).

      Разрешая заявленные требования, мировой судья в данном случае ошибочно руководствовался только первоначальными сведениями, указанными в паспорте транспортного средства <данные изъяты> о его отнесении к типу «Автобус» и к категории «D».

      Мировой судья признал установленным, и это обстоятельство не опровергнуто истцом, что транспортное средство было переоборудовано ответчиком и число пассажирских мест в нем не превышает 8, что дает основания для его классификации по категории "В" в соответствии с вышеуказанной Венской Конвенцией по типу "М1" - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.

      Более того, из представленных мировому судье и суду апелляционной инстанции доказательств: налоговых уведомлений об уплате транспортного налога на вышеуказанное транспортное средство за 2006, 2007, 2008г. истцом налог исчислялся, исходя из ставки для транспортных средств категории «В», как для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с., на основании данных от ДД.ММ.ГГГГ, представленных ГИБДД ОВД по Благовещенскому району, то есть на основании категории транспортного средства - «В», не принимая во внимание указание на тип транспортного средства – «автобус».

      Доводы представителя истца об ошибочном исчислении транспортного налога за указанные периоды являются бездоказательными и во внимание приняты быть не могут.

     Кроме того, отнесение указанного транспортного средства к категории «В» также следует из представленной ГИБДД карточки учета транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ

      Представленная ГИБДД МОВД «Благовещенский» по запросу суда информация о том, что указанное транспортное средство относится к категории «D», противоречит вышеуказанной карточки учета транспортного средства.

       Свидетель ФИО3 показал, что транспортное средство ответчика относится к категории «В».

       Таким образом, сведения о категории транспортного средства <данные изъяты>, представленные регистрирующим органом, и затем истцом, являются противоречивыми и однозначно не подтверждают доводы истца и не опровергают доводы ответчика.

        Иных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность своих требований, истец не представил.

        С учетом всей совокупности представленных доказательств, и вышеуказанных норм закона, суд приходит к выводу, что спорное транспортное средство относится к транспортным средствам категории «В» (по классификации Венской конвенции о дорожном движении) – механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые).

        Правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения вышеуказанной Конвенции.

       Налоговым органом не доказана правомерность применения по данному транспортному средству для исчисления транспортного налога налоговой ставки, предусмотренной для транспортных средств – категории «D». Достаточных и достоверных доказательств отнесения транспортного средства к типу «автобус», истец также не представил.

        Как Налоговым кодексом РФ, так и Законом Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» предусмотрено, что конкретные ставки по транспортному налогу устанавливаются в зависимости от категории и мощности транспортного средства.

       Следовательно, ответчик, учитывая, в том числе габариты и иные технические характеристики транспортного средства (его длина), правомерно руководствовался при уплате налога отнесением транспортного средства к категории «В», «легковые автомобили», ставкой транспортного налога, установленной для легковых автомобилей, и уплатил в полном объеме транспортный налог за 2009 год.

      Доказательства, подтверждающие отнесение транспортного средства <данные изъяты> к какому –либо конкретному типу (виду), представленные регистрирующим органом, не дают достаточных и бесспорных оснований для его отнесения к типу – «автобусы». При этом, на данный автомобиль с 2002 года до 2009 год ГИБДД были представлены сведения о отнесении его к категории «В», то есть к легковым автомобилям.

      С учетом изложенного, учитывая отнесение законодателем к категории "B" как легковых, так и грузовых автомобилей с определенными параметрами, но не «автобусов», относящихся к категории транспортных средств «D», исходя также из недоказанности факта принадлежности спорного автомобиля в целях налогообложения к категории «автобусы», и невозможности его отнесения к такой категории на основании представленных доказательств, суд применяет и руководствуется в данном случае положениями п.7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

       При таких обстоятельствах решение мирового судьи подлежит отмене, а апелляционная жалоба Севостьянова В.А. – удовлетворению.

      При этом, с учетом обстоятельств, указанных выше в апелляционном решении, суд принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований МИФНС РФ №8 по Алтайскому краю в полном объеме.

     Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, суд

                                                                   Р Е Ш И Л :

     Решение мирового судьи судебного участка №1 Благовещенского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять новое решение.

     В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Алтайскому краю к Севостьянову <данные изъяты> о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2009 год в сумме 3800 рублей, отказать полностью.

     Апелляционную жалобу ответчика Севостьянова В.А. - удовлетворить.

     Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                        В.П. Жежера