Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Благовещенка Дата обезличена
Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Жежера В.П.,
при секретаре Козырко Г.И.,
с участием прокурора Благовещенской межрайонной прокуратуры Пермякова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Благовещенского района Алтайского края о возложении обязанности по созданию единой дежурно-диспетчерской службы,
У С Т А Н О В И Л:
Благовещенский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Благовещенского района Алтайского края, в котором указал, что в ходе проверки, проведенной Благовещенской межрайонной прокуратурой совместно с ТО ГПН №12 МЧС России установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в МО «Благовещенский район» не создана единая дежурно-диспетчерская служба.
В соответствии с п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций.
Пунктами 2, 3, 5, 6, 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794, предусмотрено, что составной частью единой системы являются органы повседневного управления, которые на муниципальном уровне представлены едиными дежурно-диспетчерскими службами.
Аналогичные нормы содержатся в Положении об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Администрации Алтайского края от 22.06.2004г. № 289.
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Алтайского края срок создания единых дежурно-диспетчерских служб в муниципальных образованиях определен до 15.03.2010г.
В соответствии с Положением о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Алтайского края от 20.05.2004г. № 205, решения Комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и иных организаций.
Согласно требований ст. 2, ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления должны принимать меры по противодействию терроризму, в том числе по обеспечению и защите основных прав и свобод человека и гражданина; законности; системности и комплексному использованию политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992г. определяет, что безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Статьей 4 вышеуказанного закона предусмотрено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В соответствии со ст. 8 данного Закона систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Бездействие администрации Благовещенского района создает угрозу необеспечения безопасности населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что является недопустимым и нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку влечет возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических актов, либо создает препятствия к своевременному оповещению людей об их возникновении и ликвидации.
Благовещенский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Благовещенского района Алтайского края создать единую дежурно-диспетчерскую службу в Благовещенском районе и установить ответчику для этого срок в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.
В судебном заседании прокурор Пермяков А.А. на иске настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил установить ответчику для создания единой дежурно-диспетчерской службы срок до 01.10.2010г.
Представитель ответчика Юдина Т.В. исковые требования прокурора не признала, считает требования преждевременными и не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что реальных нарушений прав неопределенного круга лиц прокурор не приводит и их не имеется. Администрацией района предпринимаются меры по созданию единой дежурно-диспетчерской службы, которая будет функционировать на территории района в 2011 году. Имеется Положение о единой дежурно-диспетчерской службы района, отведено помещение. На территории района действует система соответствующих органов по сбору информации о чрезвычайных ситуациях, в том числе имеется отдел по ГО и ЧС администрации района.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснил, что на сегодняшний день дежурно-диспетчерская служба в районе не создана. Есть постановление администрации о создании такой службы. Для её создания необходимо внести поправки в бюджет на её финансирование, а также должно быть отведено помещение оборудованное компьютером, интернетом, электронной почтой, факсом, набран штат не менее 4 человек, прошедших обучение т.к. работа ответственная, график работы в суточном режиме.
Показаниями данного свидетеля подтверждается лишь то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела единая дежурно-диспетчерская служба в муниципальном образовании Благовещенский район не функционирует в полной мере. Вместе с тем, показания данного свидетеля не свидетельствуют о том, что обязанность по созданию единой дежурно-диспетчерской службы на территории Благовещенского района Алтайского края лежит на органе местного самоуправления - администрации Благовещенского района Алтайского края. Кроме того, единая дежурно-диспетчерская служба в муниципальном образовании является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 10 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 г. N 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" непосредственное руководство защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в городах и районах края в структуре Алтайской территориальной подсистемы РСЧС осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Согласно ст. 11 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 г. N 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органами управления, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Алтайском крае, являются:
1) Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю;
2) Администрация Алтайского края в пределах своих полномочий;
3) постоянно действующие органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в организациях, действующих на территории Алтайского края.
Согласно ст. 12 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 г. N 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" администрация края, органы местного самоуправления, руководители организаций, краевая, территориальные, объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности создают целевые, оснащенные необходимым оборудованием, материалами и техникой, невоенизированные формирования, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, оперативные дежурные службы, службы наблюдения и контроля для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; в установленном порядке и в пределах своей компетенции разрабатывают и утверждают положения о данных службах и формированиях, определяют их структуру и состав.
Как установлено в судебном заседании, 20 марта 2009 года администрацией Благовещенского района Алтайского края принято постановление №110 «О создании и функционировании единой дежурно-диспетчерской службы Администрации Благовещенского района», разработано Положение о ЕДДС района. Руководство работой ЕДДС возложено на отдел ГО и ЧС администрации Благовещенского района, который постоянно действует и является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и соответственно органом управления, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Благовещенском районе Алтайского края, что прокурором не оспаривается.
В соответствии с п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" органами повседневного управления единой системы являются: на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы; на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Единая дежурно-диспетчерская служба согласно п. 2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 г. N 400-ст) это орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый при органе управления ГОЧС.
Согласно п. 3.7 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 ЕДДС города
создается при городском органе управления ГОЧС. В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или (и) муниципальные районы, при соответствующих органах управления могут создаваться окружные или (и) районные ЕДДС. В небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправления.
ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления).
Таким образом, из приведенных норм закона, регулирующих спорные правоотношения, нельзя сделать вывод о том, что на органе местного самоуправления лежит обязанность создания единой дежурно-диспетчерской службы за счет собственных средств. Эти службы могут ими создаваться, согласно п. 3.7 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 22.7.01-99.
Кроме того, согласно ст. 46 ФЗ от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ с 1 июля 2003 года впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные действующими национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.
В своем исковом заявлении Благовещенский межрайонный прокурор ссылается на решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Алтайского края, которыми срок создания единых дежурно-диспетчерских служб в муниципальных образованиях определен до 15 марта 2010 года.
Вместе с тем, согласно Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 20 мая 2004 года № 205 в редакции постановления Администрации Алтайского края от 18 февраля 2005 года № 85, комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций, расположенных на территории Алтайского края в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данная комиссия не наделена властными полномочиями, позволяющими ей возлагать на органы местного самоуправления обязанность по созданию единой дежурно-диспетчерской службы на территории муниципального района за счет средств последнего.
Ссылка прокурора на решение вышеуказанной Комиссии от 26.03.2010г. не имеет значения для настоящего дела по вышеуказанным основаниям, а также в связи с тем, что оно не относится к муниципальному образованию «Благовещенский район Алтайского края».
Согласно ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Как следует из содержания искового заявления Благовещенского межрайонного прокурора предметом судебной защиты в данном случае должно являться право каждого на охрану здоровья в соответствии со ст. 41 Конституции РФ. Прокурор полагал, что действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц, так как неисполнение требований нормативных документов по обеспечению безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера, нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку влечет возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических актов, либо создает препятствия к своевременному оповещению людей об их возникновении и ликвидации.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I право граждан Российской Федерации на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Согласно ст. 19 указанных Основ законодательства граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам.
Таким образом, право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Благовещенского района, на охрану здоровья и на получение информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, отсутствием ЕДДС не нарушается.
Суд также не может согласиться с доводами прокурора о том, что он действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц, в связи с тем, что неисполнение требований нормативных документов по обеспечению безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера, нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку влечет возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических актов, либо создает препятствия к своевременному оповещению людей об их возникновении и ликвидации.
Действительно, согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Однако в данном случае какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о наличии угрозы нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья, прокурором в исковом заявлении не приводятся и в судебном заседании таких обстоятельств не установлено. Возникновение чрезвычайной ситуации, осуществление террористического акта не состоит в причинной связи с наличием или отсутствием ЕДДС. Обязанность своевременного оповещения населения района об их возникновении лежит на отделе по делам ГО ЧС администрации Благовещенского района.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска прокурора суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Благовещенского района Алтайского края о возложении обязанности по созданию единой дежурно-диспетчерской службы отказать.
Решение в течении 10 дней со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Благовещенский районный суд.
Судья В.П. Жежера